Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 июня 2008 года N 611-О-О

     

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бражниковой Людмилы Григорьевны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 1 пункта 4 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А.Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки Л.Г.Бражниковой,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Л.Г.Бражникова просит признать не соответствующим статьям 7, 18, 19, 40 и 55 Конституции Российской Федерации подпункт 1 пункта 4 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года N 103-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы", согласно которому непригодными для проживания признаются жилые дома, в которых расположены жилые помещения муниципального жилищного фонда или жилищного фонда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, признанные в установленном законодательством порядке непригодными для проживания по техническим характеристикам до 1 января 2007 года.

Как следует из представленных материалов, в 2000 году распоряжением главы города Нефтеюганска дом, в котором проживает заявительница, был признан непригодным для проживания, как имеющий 80% износа, а в 2004 году распоряжением главы города Нефтеюганска, утвердившим график сноса ветхого жилищного фонда, снос дома был запланирован на 2006 год. В связи с принятием Закона Ханты-Мансийского автономного округа "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы" эти акты были отменены и решением Думы города Нефтеюганска от 26 декабря 2006 года был утвержден новый список непригодных для проживания жилых домов и установлена новая очередность их сноса. Решением Думы города Нефтеюганска от 31 мая 2007 года дом, в котором проживает заявительница, был исключен из этого списка, поскольку, по данным администрации города Нефтеюганска, по состоянию на 1 января 2007 года он не находился в муниципальной собственности.

Решением Нефтеюганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2007 года, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, в удовлетворении заявления Л.Г.Бражниковой о признании решения Думы города Нефтеюганска от 26 декабря 2006 года незаконным и о восстановлении ее дома в списке подлежащих сносу было отказано со ссылкой на подпункт 1 пункта 4 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы".

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 октября 2007 года дом, в котором проживает заявительница, зарегистрирован в собственности муниципального образования "Город Нефтеюганск".

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (статья 40, части 1 и 2); в ведении Российской Федерации находятся федеральные программы в области экономического и социального развития Российской Федерации (статья 71, пункт "е").

В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации, а также реализации прав граждан на жилище Правительство Российской Федерации постановлением от 22 января 2002 года N 33 (утратило силу с 1 января 2006 года) утвердило подпрограмму "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящую в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, и рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, заинтересованным в реализации этой подпрограммы, принять участие в ее финансировании за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных средств. При этом в числе исполнителей данной подпрограммы указаны органы местного самоуправления, а среди источников финансирования называются средства федерального бюджета и средства бюджетов субъектов Российской Федерации. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, согласно приложению 1, включен в нее как имеющий 1357,4 тыс.кв.метров аварийного и ветхого жилья.

3. Согласно Закону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2005 года N 103-оз в первоначальной редакции включению в Реестр для расселения и сноса в рамках подпрограммы 1 "Обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодных для проживания" программы "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы подлежали жилые дома, отнесенные к муниципальному жилищному фонду, которые были признаны непригодными для проживания до 1 января 2007 года. Названный Закон в редакции Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 февраля 2008 года N 15-оз этого условия не предусматривает.

Кроме того, с 1 января 2008 года в связи с внесением Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации изменился порядок передачи денежных средств для реализации данной подпрограммы муниципальными образованиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в силу чего расширилась самостоятельность муниципальных образований, которые в настоящее время утверждают собственные программы улучшения жилищных условий граждан.

4. В соответствии с частью второй статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.

Поскольку оспариваемая Л.Г.Бражниковой норма фактически утратила силу, а вопрос, поставленный ею перед Конституционным Судом Российской Федерации, по существу, разрешен законодателем Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, защита конституционных прав заявительницы в порядке конституционного судопроизводства в данном случае не требуется.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой и частью второй статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бражниковой Людмилы Григорьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка