Недействующий


Проект N 294504-3


Государственной Думы
Е.П.Ищенко, Н.В.Арефьевым,
В.К.Гартунгом, С.И.Загидуллиным,
Н.В.Коломейцевым, С.И.Неверовым
Б.Л.Резником, О.В.Шеиным



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О рентных платежах за пользование
отдельными видами природных ресурсов


Статья 1. Плательщики рентных платежей за пользование
отдельными видами природных ресурсов


Плательщиками рентных платежей за пользование отдельными видами природных ресурсов (далее - плательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке предоставлено право пользования природными ресурсами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона.

Статья 2. Объект рентных платежей за пользование отдельными
в видами природных ресурсов

1. Объектом рентных платежей за пользование отдельными видами природных ресурсов (далее - рентные платежи) является пользование на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны следующими природными ресурсами: углеводородным сырьем, цветными металлами, рудами черных металлов, драгоценными камнями.

В целях настоящего Федерального закона под пользованием указанными видами природных ресурсов понимается эксплуатация месторождений соответствующих полезных ископаемых с целью их добычи на участке недр, предоставленном плательщику в пользование (далее - участок недр) по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы определения рентных
платежей


Основными принципами определения рентных платежей являются:

реализация установленного Конституцией Российской Федерации права собственности Российской Федерации на находящиеся в недрах природные ресурсы, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона;

охрана условий жизнедеятельности человека и природы, сбалансированный учет экологических и экономических интересов общества и обеспечение гарантий прав человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение экономического воспроизводства невозобновимых ресурсов или заключенных в них потребительных стоимостей, предполагающие обеспечение замены дефицитных невозобновимых природных ресурсов другими видами ресурсов или материалов, обладающих той же (или аналогичной) потребительной стоимостью, что и заменяемые ресурсы;

обеспечение максимальной эффективности использования природных ресурсов.



Статья 4. Определение размера платежной базы рентных платежей


1. Платежной базой рентных платежей являются добытые из соответствующих месторождений, прошедшие первичную обработку (доведенные до первого товарного вида) полезные ископаемые (далее - добытая продукция).

Платежной базой рентных платежей за пользование углеводородным сырьем является товарный продукт, подготовленный для реализации и доставленный к ближайшему узлу приема магистрального нефте- или газопровода.

2. Размер платежной базы рентных платежей применительно к каждому участку недр определяется как рыночная стоимость добытой в течение платежного периода продукции, уменьшенная на нормативно и технологически обоснованные затраты, связанных с добычей и хранением продукции.

Рыночная стоимость добытой продукции, предназначенной для реализации на внутреннем рынке Российской Федерации, определяется в соответствии с положениями статей 40 и 340 Налогового кодекса Российской Федерации. Рыночная стоимость добытой продукции, предназначенной для экспорта из Российской Федерации, определяется на основе среднемировых биржевых цен на соответствующую продукцию. При определении рыночной стоимости добытой продукции не учитываются суммы налога на добавленную стоимость, таможенных пошлин и сборов, акцизов, расходы плательщика, связанные с доставкой (перевозкой) продукции до ее получателя.

3. Нормативно и технологически обоснованные затраты плательщика, связанные с добычей и хранением продукции, определяются плательщиком нарастающим итогом с начала платежного периода до окончания соответствующего платежного периода как сумма:

1) расходов на освоение природных ресурсов, определяемых в порядке, установленном статьей 261 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) материальных расходов, определяемых в порядке, установленном статьей 254 Налогового кодекса Российской Федерации;

3) расходов на оплату труда, определяемых в порядке, установленном статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации;

4) расходов, связанных с приобретением и созданием амортизируемого имущества в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса Российской Федерации, без учета амортизационных отчислений.

В целях настоящей главы расходами по созданию амортизируемого имущества признается стоимость фактически выполненных и принятых плательщиком на учет в налоговом периоде работ по созданию амортизируемого имущества, независимо от сроков завершения этих работ и времени их оплаты;

5) расходов на ремонт основных средств, определяемых в порядке, установленном статьей 260 Налогового кодекса Российской Федерации;

6) расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, определяемых в порядке, установленном статьей 262 Налогового кодекса Российской Федерации;

7) расходов на обязательное и добровольное страхование, определяемых в порядке, установленном статьей 263 Налогового кодекса Российской Федерации;

8) прочих расходов, связанных с добычей природных ресурсов, определяемых в порядке, установленном статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением подпункта 32 данной статьи);

9) внереализационных расходов, предусмотренных подпунктами 9 и 10 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации.

В нормативно и технологически обоснованные затраты плательщика, связанные с добычей и хранением продукции, определяемые в соответствии с настоящим пунктом, включаются расходы, связанные с деятельностью по добыче продукции на каждом участке недр, применительно к которому исчисляется рентный платеж.

Не включаются в нормативно и технологически обоснованные затраты плательщика, связанные с добычей и хранением продукции:

расходы, связанные с иными видами деятельности плательщика;

расходы, связанные с деятельностью плательщика по добыче и реализации углеводородов, включая расходы на освоение природных ресурсов, на других участках недр;

расходы плательщика, связанные с доставкой (перевозкой) продукции до ее получателя.

В целях настоящего Федерального закона расходами плательщика по доставке (перевозке) продукции до получателя признаются расходы, понесенные плательщиком после складирования доведенных до первого товарного вида полезных ископаемых (доведенных до узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем). К расходам плательщика по доставке (перевозке) продукции до получателя, в частности, относятся расходы по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг портов и транспортно - экспедиционных услуг.

Статья 5. Порядок определения размеров рентных платежей


1. Размер рентных платежей устанавливаются на каждый налоговый период применительно к каждому участку недр.

2. Размер рентных платежей определяется как 70 процентов от размера платежной базы рентных платежей.



Статья 6. Порядок взимания рентных платежей


1. Плательщик рентных платежей определяет размер указанных платежей самостоятельно исходя из платежной базы и размера рентных платежей, указанных в статьях 4 и 5 настоящего Федерального закона.

2. Размер рентных платежей определяется по итогам каждого платежного периода.

3. Плательщик рентных платежей уплачивает их в денежной форме либо посредством передачи в государственную собственность соответствующей части добытой продукции (далее - государственная часть добытой продукции). Государственная часть добытой продукции определяется применительно к каждому участку недр как частное от деления размера рентных платежей на рыночную стоимость добытой продукции, определенную в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

4. Уплата плательщиком рентных платежей по итогам каждого платежного периода производится не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода.

При этом в те же сроки плательщик рентных платежей обязан представить в соответствующий территориальный орган управления государственным фондом недр, а также в налоговый орган по месту регистрации информацию, включая документы бухгалтерской отчетности, подтверждающие определенный плательщиком рентных платежей размер указанных платежей за платежный период, а также факт их уплаты.

Форма представления указанной информации устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с государственным налоговым органом.

5. Платежным периодом для плательщиков рентных платежей устанавливается каждый календарный год.

6. Инструкция о порядке взимания и внесения рентных платежей издается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с государственным налоговым органом.



Статья 7. Порядок распределения и зачисления рентных платежей


1. Рентные платежи распределяются между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого находится соответствующий участок недр, в следующем соотношении: 80 процентов государственной части добытой продукции или ее стоимостного эквивалента поступает в федеральную собственность, 40 процентов государственной части добытой продукции или ее стоимостного эквивалента поступает в собственность субъектов Российской Федерации.

При пользовании природными ресурсами, расположенными на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, доля рентных платежей, поступающих в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации определяется соглашениями между субъектами Российской Федерации. В случае, если в течение одного года с даты вступления в силу настоящего Федерального закона указанные соглашения не заключены, доля поступлений сумм рентных платежей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Стоимостной эквивалент государственной части добытой продукции, поступивший в федеральную собственность, зачисляется в федеральный бюджет.

Государственная часть добытой продукции, поступившая в федеральную собственность, может быть использована для федеральных нужд в порядке, определяемом в Правительством Российской Федерации. Выручка от реализации указанной продукции зачисляется в федеральный бюджет.

3. Стоимостной эквивалент государственной части добытой продукции, поступивший в собственность субъекта Российской Федерации, зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации.

Использование государственной части добытой продукции, поступившая в собственность субъекта Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы стоимостного эквивалента добытой продукции, поступившей в соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации, или части указанной суммы.

Статья 8. Ответственность за нарушение настоящего
Федерального закона


1. Ответственность за правильностью исчисления и своевременностью уплаты рентных платежей возлагается на их плательщиков.

2. Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Статья 9. Заключительные и переходные положения


1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 года.

2. В пункте 4 статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 18, 1999, N 2, ст. 246, 2001, N 26, ст. 2579) после абзаца четвертого дополнить новым абзацем следующего содержания:

"рентные платежи за пользование отдельными видами природных ресурсов в соответствии с Федеральным законом "О рентных платежах за пользование отдельными видами природных ресурсов".

3. В статье 39 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823, 1999, N 7, ст. 879, 2000, N 2 , ст. 141, 2001, N 21, ст. 2061, N 33, ст. 3469) после слов "5. сбор за выдачу лицензий" дополнить словами "; рентные платежи за пользование отдельными видами природных ресурсов в соответствии с Федеральным законом "О рентных платежах за пользование отдельными видами природных ресурсов".

4. Федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие вопросы использования природных ресурсов и добычи полезных ископаемых, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

5. Предложить Правительству Российской Федерации принять нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона
"О рентных платежах за пользование отдельными видами природными ресурсами"



Для повышения жизненного уровня граждан России, реализации стратегии экономического роста в условиях неустойчивой конъюнктуры мировых цен на энергоносители необходимо принять кардинальные меры по увеличению доходной части бюджета страны. При этом такие меры ни в коем случае не должны включать в себя увеличение налогообложения промышленных предприятий, фонда оплаты труда, доходов абсолютного большинства граждан.

Основным источником пополнения бюджета - как федерального, так и бюджетов субъектов Российской Федерации должны стать юридические и физические лица, являющиеся собственниками предприятий, которые осуществляют добычу и экспорт основных сырьевых ресурсов - нефти, природного газа, руд черных и цветных металлов и т.д.

Именно у собственников таких предприятий формируется огромная и фактически не заработанная ими прибыль, так как имеет место экспорт сырьевых ресурсов, находящихся в недрах, которые согласно Конституции РФ являются исключительно государственной собственностью.

Такая ситуация особенно ярко проявляется на примере нефтедобычи. Нефть в недрах согласно Конституции Российской Федерации является государственной собственностью. Причем разведку месторождения, его обустройство, строительство дорог, социальной инфрастуктуры осуществило государство еще в советское время - естественно за счет государственных средств. Нефтяная компания, получив в собственность во время массовой приватизации по бросовым ценам бывшие государственные нефтедобывающие предприятия, качает эту нефть, продает ее на экспорт, а вся выручку от нее поступает собственникам нефтяной компании. Таким образом, государственная нефть сразу же после ее добычи становится абсолютно бесплатно собственностью нефтяной компании. Следует иметь в виду, что нефтяники мягко говоря преувеличивают, выражая возмущение огромными налогами. Дело в том, что по данным российских ученых реальная себестоимость добычи нефти и ее доставки по трубопроводам до границы Российской Федерации составляет (с учетом заработной платы работников) не более 6 долларов за баррель. С учетом налогов примерно - 7 долларов. Мировая цена на нефть даже после снижения составляет не менее 18-20 долларов. Разница представляет собой чистую прибыль олигархов - собственников нефтяных компаний. А общий годовой экспорт нефти составляет величину порядка 150 млн.тонн. Более того, нефтяные компании до предела занижают налоговую базу для исчисления налога на прибыль, используя так называемые внутрикорпоративные цены. То есть нефть добывает одно юридическое лицо, затем она на бумаге "прогоняется" через несколько оффшоров (все сделки идут по ценам в 5-10 раз меньшим мировых цен). Таким образом, прибыль и соответственно налог на нее как бы растворяется, что приводит к большим потерям бюджета. В целом получается, что государство как собственник недр получает от экспорта нефти мизерную часть от той прибыли, которая достается собственникам нефтяных компаний. При этом материальный (денежный, интеллектуальный, менеджерский) вклад этих собственников в получение этой прибыли незначителен. Они фактически присвоили себе всю прибыль от эксплуатации доставшихся от Бога и предшествующих поколений невозобновимых сырьевых запасов России.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»