ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 30 декабря 2008 года N 01-11/56170


О направлении обзора практики рассмотрения жалоб



Направляем обзор практики рассмотрения ФТС России жалоб физических и юридических лиц на решения, действия (бездействие) таможенных органов в сфере таможенного дела за 2008 год для использования в работе.

Обзор подлежит доведению до сведения отделов рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела, правовых отделов, а также структурных подразделений, реализующих функции таможенных органов в сфере таможенного дела.

Заместитель руководителя
полковник таможенной службы
К.Л.Чайка

     

Приложение
к письму ФТС России
от 30 декабря 2008 года N 01-11/56170



1. Решение о принятии таможенной стоимости, определенной с использованием первого метода определения таможенной стоимости, может быть признано неправомерным в случае установления вышестоящим таможенным органом оснований, исключающих применение основного метода таможенной оценки, но не оснований для запроса дополнительных документов в подтверждение таможенной стоимости товаров.

ФТС России была рассмотрена жалоба ООО "С" на решение Шереметьевской таможни об отмене решения таможенного поста Аэропорт Шереметьево (грузовой) в порядке ведомственного контроля о принятии таможенной стоимости товара, определенной декларантом с использованием основного метода таможенной оценки.

Основанием для вынесения обжалуемого решения, исходя из его текста, послужил вывод таможни о том, что таможенному посту в ходе таможенного оформления следовало запросить дополнительные документы в подтверждение таможенной стоимости товаров. В связи с тем, что таможенным постом решения об уточнении таможенной стоимости на этапе таможенного оформления не принималось и дополнительные документы в подтверждение таможенной стоимости у заявителя не запрашивались, решение таможенного поста о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров было признано неправомерным.

По результатам рассмотрения указанной жалобы ФТС России пришла к выводу о неправомерности решения Шереметьевской таможни по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации в случае, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.

Возможность проверки достоверности представленных при таможенном оформлении документов и сведений, а также правомочия таможенных органов по запросу дополнительных документов в целях такой проверки предусмотрены статьей 367 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 361 Таможенного кодекса Российской Федерации возможность реализовать указанные полномочия таможенный орган имеет, в том числе, в ходе таможенного контроля после выпуска товаров в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

Статья 412 Таможенного кодекса Российской Федерации закрепляет право вышестоящего таможенного органа отменить в порядке ведомственного контроля решение нижестоящего таможенного органа в случае его несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации, а также принять меры в отношении неправомерного решения.

При этом осуществление ведомственного контроля в отношении решений нижестоящего таможенного органа не должно подменять таможенный контроль после выпуска, осуществляемый таможней в отношении товаров. Только в случае установления в ходе таможенного контроля после выпуска факта указания в таможенной декларации неверных сведений, и установления в связи с этим несоответствия таможенному законодательству решения подчиненного таможенного органа, принятого при таможенном оформлении товара, таможня может воспользоваться правом, предоставленным статьей 412 Таможенного кодекса Российской Федерации, для отмены такого решения и обеспечения принятия нового решения в сфере таможенного дела в отношении данного товара.

В рассматриваемом случае необходимость запроса дополнительных документов, выявленная Шереметьевской таможней в ходе проверки документов, представленных вместе с таможенной декларацией, свидетельствовала о том, что имеющиеся в распоряжении таможни документы не являлись достаточными для принятия решения по таможенной стоимости и для разрешения сомнений таможни в правильности определения таможенной стоимости товаров требовалась дополнительная проверка в рамках таможенного контроля. Для ее проведения у таможни на основании статей 323, 367 и 361 Таможенного кодекса Российской Федерации имелись полномочия для запроса дополнительных документов в подтверждение таможенной стоимости товаров и проведения соответствующей проверки.

По результатам анализа дополнительных документов и сведений, которые должны были быть запрошены таможней, могло быть принято решение как о принятии определенной декларантом таможенной стоимости, так и решение о ее корректировке. То есть основания для отказа в применении избранного декларантом метода таможенной оценки и факт заявления неверных сведений о таможенной стоимости таможней до принятия на основании статьи 412 Кодекса решения установлены не были.

При таких обстоятельствах вывод о неправомерности решения таможенного поста о принятии заявленной таможенной стоимости товаров по первому методу определения таможенной стоимости товаров основывался только на сомнениях и являлся преждевременным.

Таким образом, решение о принятии таможенной стоимости, определенной с использованием первого метода определения таможенной стоимости, может быть принято в случае установления вышестоящим таможенным органом оснований, исключающих применение основного метода таможенной оценки, а отмена в порядке ведомственного контроля решения о принятии таможенной стоимости товаров только по причине выявления вышестоящим таможенным органом наличия на момент таможенного оформления оснований для ее уточнения является неправомерной.

2. Таможенные сборы за таможенное оформление машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, подлежат уплате единожды - при подаче таможенной декларации на машину в целом.

ОАО ГПК "Е" в соответствии с Инструкцией о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, утвержденной приказом ГТК России от 23 апреля 2001 года N 388 (далее - Инструкция), осуществляло ввоз оборудования для технологической линии цеха по производству кормов комбикормового завода.

Таможенное оформление отдельных компонентов данного оборудования производилось Елецким таможенным постом Липецкой таможни с применением особого порядка декларирования по заявлениям на условный выпуск товаров, оформленным на бланках грузовой таможенной декларации согласно пункту 22 вышеуказанной Инструкции. Выпуск отдельных компонентов оборудования был осуществлен под обеспечение уплаты таможенных платежей. Таможенные сборы за таможенное оформление при подаче заявлений на условный выпуск не уплачивались.

После ввоза всех партий компонентов оборудования ОАО ГПК "Е" была подана грузовая таможенная декларация на все оборудование в целом. По данной таможенной декларации таможенные пошлины, налоги и сборы за таможенное оформление, рассчитанные исходя из заявленной таможенной стоимости оборудования, были уплачены своевременно и в полном объеме.

Впоследствии, Липецкой таможней в адрес организации было выставлено требование об уплате таможенных сборов за таможенное оформление и пени. Основанием для направления данного требования послужил факт неуплаты обществом таможенных сборов за таможенное оформление отдельных компонентов оборудования при их декларировании по заявлениям на условный выпуск, выявленный в ходе проведенной в порядке статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации проверки документов.

Требование Липецкой таможни об уплате таможенных сборов за таможенное оформление было обжаловано в ФТС России.

По результатам рассмотрения указанной жалобы ФТС России обжалуемое требование Липецкой таможни было признано неправомерным и отменено в связи со следующим.

Пунктом 1 статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление производится в порядке, определяемом Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в соответствии со статьей 68 настоящего Кодекса.

Порядок таможенного оформления машин и ее отдельных компонентов, определенный Инструкцией, предполагает применение особого порядка декларирования, который предусматривает условный выпуск отдельных партий компонентов машины до подачи таможенной декларации по заявлению на условный выпуск, внесение обеспечения уплаты таможенных платежей, представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и по своей правовой природе соответствует процедуре, предусмотренной статьей 150 Таможенного кодекса Российской Федерации (выпуск товаров до подачи таможенной декларации). Следовательно, подача заявлений на условный выпуск не может считаться декларированием указанных компонентов машины.

Данный вывод подтверждается также теми последствиями, которые установлены Инструкцией в случае аннулирования классификационного решения о присвоении оборудованию единого кода по ТН ВЭД России и отмены разрешения о применении особого порядка декларирования в отношении отдельных компонентов оборудования. Так, согласно пункту 70 Инструкции в этом случае отдельные компоненты машины подлежат декларированию с подачей таможенной декларации в установленном порядке. При этом данные компоненты классифицируются в соответствии с ТН ВЭД России как отдельные товары.

Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением и сопровождением товара. Уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится при декларировании товаров до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей, в порядке, предусмотренном Кодексом (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 и пункт 1 статьи 357.6 Таможенного кодекса Российской Федерации соответственно).

При таких обстоятельствах таможенные сборы за таможенное оформление машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, подлежат уплате единожды - при подаче таможенной декларации на машину в целом.

3. Требование таможенных органов о предоставлении письма таможни о соблюдении требований и условий таможенного режима, в соответствии с которым товары находятся на таможенной территории Российской Федерации, в качестве документа, необходимого для выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом реэкспорта, является неправомерным.

ЗАО "М" с целью завершения действия таможенного режима временного ввоза реэкспортом на таможенный пост Аэропорт Шереметьево (грузовой) Шереметьевской таможни была подана таможенная декларация.

В тот же день таможенным органом в адрес ЗАО "Моторола ЗАО" было направлено требование о предоставлении письма о соблюдении требований и условий таможенного режима временного ввоза для выпуска товара в соответствии с таможенным режимом реэкспорта.

Не согласившись с указанным требованием, организация обратилась в ФТС России с жалобой.

Анализ материалов жалобы показал, что требование таможенного органа являлось неправомерным в связи со следующим.

В соответствии со статьей 153 Таможенного кодекса Российской Федерации при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 Кодекса, выпуск товаров не осуществляется.

Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров.

Согласно статье 149 Таможенного кодекса Российской Федерации условиями выпуска товаров являются:

1) отсутствие нарушений таможенного законодательства, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также случая, предусмотренного статьей 154 Кодекса;

2) представление лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

3) соблюдение декларантом необходимых требований и условий для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с Кодексом;

4) уплата в отношении товаров таможенных пошлин, налогов либо предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 240 Таможенного кодекса Российской Федерации под таможенный режим реэкспорта могут быть помещены товары, ранее помещенные под другой таможенный режим, в целях завершения действия такого таможенного режима в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Дополнительные условия помещения товаров под таможенный режим реэкспорта могут устанавливаться федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации (пункт 3 статьи 240 Кодекса). Исходя из положений статьи 4 Таможенного кодекса Российской Федерации, под иными правовыми актами Российской Федерации следует понимать указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

Пунктом 21 Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного приказом ФТС России от 25 апреля 2007 года N 536, предусмотрено представление, в том числе, подтверждения таможни, на контроле которой находятся товары, в форме письма, подписанного начальником таможни либо лицом, его замещающим, заверенного оттиском печати таможни, о соблюдении требований и условий таможенного режима, в соответствии с которым товары находятся на таможенной территории Российской Федерации, и таможенная декларация, свидетельствующая о нахождении товаров под выбранным таможенным режимом. Вместе с тем, данный приказ ФТС России не является правовым актом Российской Федерации, которым могут устанавливаться дополнительные условия помещения товаров под таможенный режим реэкспорта.

В связи с этим представление указанного письма не является требованием и условием для помещения иностранных товаров под таможенный режим реэкспорта.

Кроме того, требование о предоставлении документов и сведений должно быть обоснованным и мотивированным. Данное требование должно содержать указание на то, какие конкретно условия выпуска из перечисленных в статье 149 Таможенного кодекса Российской Федерации не соблюдены.

4. Невозможность применения основного метода таможенной оценки в случаях, когда товар перемещается через таможенную границу Российской Федерации на основании договора лизинга, вытекает из определения в статье 19 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" стоимости сделки как цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию.

На Боровский таможенный пост Центральной акцизной таможни ЗАО "П. а. с." для таможенного оформления товара были поданы таможенные декларации. Поставка указанных товаров осуществлялась на основании договоров лизинга. При этом таможенная стоимость товаров была определена по первому методу определения таможенной стоимости - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Таможенным постом было принято решение о невозможности определения таможенной стоимости товара с использованием основного метода таможенной оценки в связи с наличием ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, то есть на основании пункта 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон).

Однако при принятии указанного решения таможенным постом, а впоследствии и Центральной акцизной таможней при рассмотрении жалобы организации не было учтено следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона, таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Статьей 665 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" предусмотрено, что предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Таким образом, указанные ограничения в отношении прав покупателя не могли послужить основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости товаров, поскольку они установлены федеральным законом.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы ФТС России было установлено, что у таможенного органа были основания для принятия решения об отказе в принятии таможенной стоимости товаров, заявленной декларантом по первому методу определения таможенной стоимости в связи со следующим.

В соответствии со статьей 665 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Таким образом, основным предметом договора лизинга является предоставление имущества в аренду.

Определение в статье 19 Закона стоимости сделки как цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию, ограничивает применение основного метода таможенной оценки случаями, когда товары ввозятся на основании внешнеторгового договора, предусматривающего возмездную передачу права собственности от продавца к покупателю. Однако согласно положениям заключенных договоров лизинга, на основании которых товары перемещались через таможенную границу Российской Федерации, переход предмета лизинга в собственность лизингополучателя предусмотрен не был.

Кроме того, приложенные к договорам лизинга опционы на покупку товаров не свидетельствовали о согласовании условий дальнейшей покупки лизингополучателем арендуемых товаров, а лишь говорили о намерении лизингодателя в будущем их продать лизингополучателю.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»