Действующий

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 9 февраля 2009 года N ГКПИ08-2264


[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействующими абз.6 п.9.1 Типовых правил рыболовства и п.73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, поскольку рассматриваемые ограничения рыболовства в виде запрета добычи (вылова) водных биоресурсов с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца, соответствуют п.13 ст.26 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"]

(Извлечение)

___________________________________________________________________
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 апреля 2009 года N КАС09-106 данное решение оставлено без изменения
___________________________________________________________________


Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С.Романенкова, при секретаре В.О.Александрове, с участием прокурора Л.Ф.Масаловой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крючкова Г.Н. о признании недействующими абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 133, и пункта 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года N 245,

установил:

В соответствии с абзацем шестым пункта 9.1 Типовых правил рыболовства пользователи водными биоресурсами не вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца.

Пунктом 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна предусмотрено, что пользователи водными биоресурсами не вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца.

Гражданин Крючков Г.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 28 июля 2005 года N 133, и пункта 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 28 апреля 2007 года N 245. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат действующему законодательству, изданы с превышением полномочий федерального органа исполнительной власти и нарушают права граждан.

В суде Крючков Г.Н. поддержал заявленные требования и пояснил, что Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в статье 26 содержит закрытый перечень, когда рыболовство может быть ограничено. Суда и другие плавсредства, не зарегистрированные в установленном порядке и не имеющие четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца, не могут быть отнесены к видам орудий добычи водных биоресурсов.

Представители заинтересованных лиц Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Бондарь А.В., Федерального агентства по рыболовству Кац Е.С., Пахомов Д.В., Еремеев Д.В., Минюста России Мартынова Т.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают прав граждан на осуществление любительского рыболовства.

Выслушав объяснения Крючкова Г.Н., представителей Минсельхоза России Бондарь А.В., Росрыболовства Каца Е.С., Пахомова Д.В., Еремеева Д.В., Минюста России Мартыновой Т.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 апреля 2005 года N 133 "Об утверждении Типовых правил рыболовства"* зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2005 года, регистрационный номер 7002 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 38, 19 октября 2005 года.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 133 "Об утверждении Типовых правил рыболовства". - Примечание изготовителя базы данных.


Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года N 245 "Об утверждении Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна" зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 2007 года, регистрационный номер 9574 и опубликован в "Российской газете" N 122, 8 июня 2007 года.

Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и охранении водных биологических ресурсов" (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемых актов) предусматривал, что типовые правила рыболовства и правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (ч.3 ст.16).

На момент издания оспариваемых нормативных правовых актов таким органом исполнительной власти являлось Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2004 года N 315, и Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года N 164, Минсельхоз России осуществлял нормативно-правовое регулирование в сфере рыболовства.

Правила рыболовства регламентируют деятельность пользователей, осуществляющих рыболовство водных биоресурсов. В соответствии с Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в правилах рыболовства устанавливаются:

1) виды разрешенного рыболовства;

2) нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства;

3) ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства;

4) требования к сохранению водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства.

В целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования Типовые правила рыболовства запрещают пользователям водных биоресурсов осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца (абзац шестой пункта 9.1).

Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" содержит примерный перечень ограничений рыболовства (часть 1 статьи 26). Перечень не является исчерпывающим, поскольку в силу пункта 13 части 1 статьи 26 данного Федерального закона могут устанавливаться иные ограничения рыболовства, в соответствии с федеральными законами.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (статьи 33, 51), Кодекс внутреннего транспорта Российской Федерации* (статьи 16, 17, 22) устанавливают обязательную регистрацию судов, предусматривая административную ответственность за нарушение правил регистрации судов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации". - Примечание изготовителя базы данных.


Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в случае управления судном (в том числе маломерным), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений (статья 11.8).

Положения данной нормы воспроизведены в Типовых правилах рыболовства как требование к пользователям водными биоресурсами по ограничению рыболовства и не может рассматриваться как незаконное ограничение прав граждан на осуществление любительского рыболовства.

Типовые правила рыболовства устанавливают общие требования, предъявляемые к правилам рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

Положения абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства воспроизведены в пункте 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна (приказ Минсельхоза России от 28 апреля 2007 года N 245). Приведенные выше доводы о соответствии оспариваемых положений абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства действующему законодательству в равной мере относятся к пункту 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна.

Следовательно, доводы заявителя о незаконном введении федеральным органом исполнительной власти ограничений любительского рыболовства в виде запрета на использование судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца, являются несостоятельными.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права граждан на осуществление любительского рыболовства, заявление Крючкова Г.Н. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Заявление Крючкова Г.Н. о признании недействующими абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 133, и пункта 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года N 245, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.Романенков




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка