ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 17 февраля 2009 года N 18

     

О ситуации с введением новых систем оплаты труда в федеральных образовательных учреждениях, в государственных учреждениях субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждениях и об участии Профсоюза в проведении мониторинга эффективности введения НСОТ



Заслушав сообщение заместителя председателя Профсоюза Т.В.Куприяновой о ситуации с введением новых систем оплаты труда (НСОТ) в федеральных образовательных учреждениях, государственных учреждениях субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждениях, а также задачах Профсоюза в связи с участием в проведении мониторинга эффективности введения НСОТ, Президиум ЦК профсоюза констатирует.

Принятие Правительством РФ решения о введении новых систем оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях по видам экономической деятельности в ускоренном режиме, без предварительной подготовки и утверждения в полном объеме необходимой нормативно-правовой базы, без утверждения Правительством РФ базовых окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам должностей служащих и профессий рабочих в качестве минимальных государственных гарантий уровней оплаты труда работников бюджетной сферы, в условиях значительного расширения самостоятельности руководителей образовательных учреждений в установлении оплаты труда работников создало дополнительные трудности для федеральных образовательных учреждений при подготовке и введении НСОТ с 1 декабря 2008 года, в обеспечении социально-трудовых прав и гарантий работников.

Порядок введения НСОТ практически одновременно с введением законодательно установленного МРОТ, равного 4330 рублей, в рамках предусмотренного увеличения фонда оплаты труда лишь на 30% ограничил возможности учреждений обеспечить необходимую дифференциацию в оплате труда работников с учетом уровня профессиональной подготовки, квалификации, сложности и ответственности выполняемой ими работы.

Развитие экономического кризиса в России в связи с мировым финансовым кризисом, принятые в связи с ним решения о сокращении лимитов бюджетных обязательств при финансировании федеральных бюджетных учреждений в 2009 году, а также связанные с ним другие социальные риски приведут к значительному сокращению объема средств от приносящей доход деятельности федеральных образовательных учреждений в связи с вероятным дальнейшим сокращением численности обучающихся на платной основе по причине уменьшения доходов населения, а также сокращением расходов предприятий внебюджетного сектора на корпоративное обучение своих работников.

Эти тенденции, в свою очередь, также могут ограничить возможности увеличения дифференциации в оплате труда работников федеральных образовательных учреждений за счет дополнительных источников финансирования расходов на эти цели. Несмотря на вероятное сохранение в ближайшей перспективе относительной финансовой и кадровой стабильности в образовательных учреждениях, перечисленные выше факторы могут уже во второй половине 2009 года привести к новой волне сокращений, но уже не вакансий, а фактически работающих в них и, следовательно, к нарастанию социальной напряженности в коллективах учреждений.

Ситуация с введением НСОТ в субъектах РФ имеет крайне неоднородный характер. Принципиально разные методики и принципы формирования и финансирования НСОТ, применяемые в субъектах РФ, а в ряде случаев в отдельных районах и городах одного и того же субъекта РФ (Калужская, Московская области), уже привели к нарастанию различий в уровнях оплаты труда учителей, других педагогических работников и уровнях гарантий по оплате труда работников, реализуемых в разных регионах и даже районах и городах одного региона.

По информации, поступившей из территориальных организаций Профсоюза, в настоящее время НСОТ введена во всех типах образовательных учреждений 28 субъектов РФ (в том числе 9 субъектов РФ, реализующих комплексные проекты модернизации образования (КПМО), при этом в 17 из этих субъектов РФ НСОТ введена с 1 января 2009 года (в Астраханской области - с 1 февраля 2009 года).

Введение НСОТ пока только во всех общеобразовательных школах осуществлено в 16 субъектах РФ (в том числе в 10 субъектах РФ, реализующих КПМО), при этом в двух субъектах РФ - с 1 января 2009 года.

Предполагается введение НСОТ во всех типах учреждений в более поздние сроки - в течение всего 2009 года еще в 19 субъектах РФ, хотя первоначально предполагалось ввести НСОТ с 1 января 2009 года.

В 17 субъектах РФ введение НСОТ в отдельных общеобразовательных учреждениях отрабатывается в экспериментальном режиме.

При этом в связи с резким сокращением доходной базы бюджетов всех субъектов РФ и муниципальных образований срок введения НСОТ во всех типах образовательных учреждений перенесен в 4 субъектах РФ на 2010 год, а еще в 9 субъектах РФ сроки введения НСОТ пока не определены.

Обеспокоенность Президиума ЦК профсоюза вызывает в первую очередь тот факт, что решение о введении НСОТ в целом ряде регионов принимается без предварительной оценки возможных социальных эффектов от введения НСОТ, без увязки с задачей повышения заработной платы работников. Например, с 1 января 2009 года НСОТ введена во всех типах образовательных учреждений в Липецкой, Пензенской областях, в республиках Карелия и Калмыкия в условиях увеличения фонда оплаты труда (ФОТ) только на 9-12%, хотя в рамках этих объемов выделенных бюджетных средств необходимо было реализовать и введение нового МРОТ.

Имеются отдельные факты, свидетельствующие об уже возникших острых проблемах в этих регионах, связанных с обеспечением гарантий хотя бы сохранения размера заработной платы, выплачиваемой работникам до введения НСОТ.

В Курской области предполагается введение НСОТ во всех типах образовательных учреждений с 1 сентября 2009 года в условиях увеличения ФОТ лишь на 6,8%, в Кировской области при увеличении ФОТ на 10% также предполагается введение НСОТ во всех образовательных учреждениях в течение 2009 года. Еще в нескольких субъектах РФ региональной властью заявлено о намерении ввести НСОТ также во всех образовательных учреждениях в течение 2009 года притом, что увеличение фонда оплаты труда на этот год не предусмотрено совсем, а осуществить меры по введению НСОТ предполагается за счет внутренних резервов системы образования.

По мнению Президиума ЦК профсоюза подобные решения власти о введении НСОТ в образовательных учреждениях без существенного увеличения бюджетных ассигнований на оплату труда и без учета социальных последствий предлагаемых мер неизбежно могут привести к массовым нарушениям трудовых прав и гарантий работников образовательных учреждений, к разрастанию социальных конфликтов в педагогических коллективах в регионе в целом.

В связи с вышеизложенным Президиум ЦК профсоюза

постановляет.

1. Признать крайне необходимым и своевременным активное участие Профсоюза, его территориальных и первичных организаций в проведении постоянного мониторинга эффективности введения НСОТ в федеральных образовательных учреждениях, государственных учреждениях субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждениях с целью обеспечения объективной и всесторонней оценки социальных эффектов введения НСОТ, выявления социальных рисков и предотвращения нарушений социально-трудовых прав работников, а также с целью подготовки предложений Профсоюза по совершенствованию нормативно-правовой базы, условий реализации НСОТ в образовательных учреждениях.

2. ЦК профсоюза, руководителям территориальных организаций Профсоюза, руководителям районных (городских) и первичных профсоюзных организаций обеспечить эффективное взаимодействие с администрацией (руководителями) образовательных учреждений, органов управления образованием всех уровней по сбору и обмену информацией при проведении мониторинга эффективности введения новых систем оплаты труда в образовательных учреждениях, добиваясь объективной оценки социальных эффектов введения НСОТ и связанных с этим рисков, а также оценки влияния введения НСОТ на повышение эффективности деятельности образовательных учреждений.

3. ЦК профсоюза направить подготовленные материалы по результатам проведения в феврале 2009 года мониторинга эффективности введения НСОТ в образовательных учреждениях в Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Федеральное агентство по образованию, в правление Российского союза ректоров и секретариат РТК для обсуждения и подготовки к рассмотрению результатов мониторинга на заседании РТК и Российским союзом ректоров.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителей председателя Профсоюза Т.В.Куприянову и В.Н.Дудина.

Председатель Профсоюза
Г.Меркулова



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Официальные документы в образовании.

Бюллетень нормативных правовых актов,

N 8, март, 2009 год


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»