МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 13 апреля 2009 года N 87

Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства

(с изменениями на 26 августа 2015 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минприроды России от 31 января 2014 года N 47 (Российская газета, N 128, 09.06.2014);

приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.03.2016, N 0001201603250036).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящий документ был включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.

С 11 декабря 2021 года настоящий документ исключен из Перечня на основании постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 года N 2185.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________


В соответствии с подпунктом 5.2.44 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст.2581; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.N 378; N 6, ст.738), и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 46, ст.4791)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Методику исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.03.2007 N 71 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 мая 2007 года, регистрационный номер 9471).


Министр
Ю.Трутнев

     

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 мая 2009 года,
регистрационный N 13989

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минприроды России
от 13 апреля 2009 года N 87

     

Методика
 исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства

(с изменениями на 26 августа 2015 года)

     

     

I. Назначение и область применения

1. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее - Методика) разработана в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ (далее - Водный кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст.2381; N 50, ст.5279; 2007, N 26, ст.3075; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616), постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 46, ст.4791) и предназначена для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Российской Федерации (негативного изменения водного объекта в результате его загрязнения, повлекшего за собой деградацию его естественных экологических систем и истощение его ресурсов).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365. - См. предыдущую редакцию)

2. Настоящая Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов.

Настоящая Методика не применяется к организациям, осуществляющим водоотведение, в случае выявления ими сброса абонентом в централизованную систему водоотведения сточных вод, не соответствующих нормативам допустимых сбросов абонентов, лимитам на сбросы, или нормативам водоотведения (сброса) по составу сточных вод, и уведомления об этом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический надзор, с предоставлением подтверждающих результатов лабораторных исследований. В этих случаях Методика применяется к абонентам, допустившим такой сброс.

(Абзац дополнительно включен с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365)

_______________

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст.7358; 2012, N 53, ст.7614, ст.7616, ст.7643; 2013, N 19, ст.2330; N 30, ст.4077; N 52, ст.6976, ст.6982; 2014, N 26, ст.3366, ст.3406; N 30, ст.4218; N 42, ст.5615; 2015, N 1, ст.11, ст.38; N 29, ст.4347) (далее - Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении").

(Сноска дополнительно включена с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365)

В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".

(Сноска дополнительно включена с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365)

Нормативы допустимых сбросов абонентов, лимиты на сбросы устанавливаются в соответствии со статьями 26 и 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".

(Сноска дополнительно включена с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365)

Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 32, ст.4306, 2015, N 2, ст.516; N 42, ст.5808) (далее - Правила холодного водоснабжения и водоотведения).

(Сноска дополнительно включена с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365)

В соответствии с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 20, ст.2535).

(Сноска дополнительно включена с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365)

Лабораторные исследования проводятся организацией, аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

(Сноска дополнительно включена с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365)

3. Настоящей Методикой учитывается причинение вреда водным объектам исключительно в результате следующих нарушений водного законодательства Российской Федерации:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 20 июня 2014 года приказом Минприроды России от 31 января 2014 года N 47. - См. предыдущую редакцию)

загрязнение водных объектов с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором (пункт 5 части 5 статьи 36 Водного кодекса);

загрязнение водных объектов в результате сброса сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, или отнесенные к особо охраняемым водным объектам (часть 2 статьи 44 Водного кодекса);

загрязнение водных объектов в результате сброса сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон (часть 3 статьи 44 Водного кодекса);

засорение водных объектов в результате сплава древесины (статья 48 Водного кодекса);

загрязнение и засорение водных объектов в результате сброса в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов) (часть 1 статьи 56 Водного кодекса);

загрязнение водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций (часть 3 статьи 56 Водного кодекса);

загрязнение и засорение водных объектов радиоактивными веществами, пестицидами, агрохимикатами и другими опасными для здоровья человека веществами и соединениями вследствие превышения соответственно предельно допустимых уровней естественного радиационного фона, характерных для отдельных водных объектов, и иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов (часть 4 статьи 56 Водного кодекса);

загрязнение и засорение водных объектов в результате захоронения в них ядерных материалов и радиоактивных веществ (часть 5 статьи 56 Водного кодекса);

загрязнение и засорение водных объектов в результате сброса в них сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 6 статьи 56 Водного кодекса);

загрязнение и засорение водных объектов радиоактивными и (или) токсичными веществами в результате проведения на водных объектах взрывных работ (часть 7 статьи 56 Водного кодекса);

загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами (часть 1 статьи 57 Водного кодекса);

ухудшение состояния неиспользуемых частей болот, других водных объектов и истощение вод вследствие осушения либо иного использования болот или их частей (часть 2 статьи 57 Водного кодекса);

загрязнение ледников, снежников в результате несанкционированного сброса сточных вод, а также засорение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами (часть 1 статьи 58 Водного кодекса);

негативное воздействие на состояние водных объектов и истощение вод в результате забора (изъятия) льда из ледников (часть 2 статьи 58 Водного кодекса);

загрязнение водных объектов в результате сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса), а также в случае нарушения установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 Водного кодекса), в том числе в результате сброса абонентами сточных вод в централизованную систему водоотведения с нарушением нормативов допустимых сбросов абонентов и (или) лимитов, установленных в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", а также нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленных в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365. - См. предыдущую редакцию)

забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект (пункт 2 части 6 статьи 60 Водного кодекса);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2016 года приказом Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365. - См. предыдущую редакцию)

загрязнение и засорение водных объектов вследствие сброса в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций (пункт 3 части 6 статьи 60 Водного кодекса);

загрязнение, засорение, заиление водных объектов и истощение их вод вследствие нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории водоохранных зон водных объектов (статья 65 Водного кодекса).

4. Настоящая Методика не распространяется на случаи исчисления размера вреда, причиненного:

здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, а также водным биоресурсам в результате ухудшения экологического состояния водных объектов;

водным объектам в результате стихийных бедствий, если установлено, что причинение вреда связано с обстоятельствами непреодолимой силы;

затоплением и подтоплением сельскохозяйственных угодий, зданий, сооружений и коммуникаций при разрушении гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;

водным объектам в результате сброса сточных вод, осуществляемого в пределах параметров, установленных в разрешительной документации, предусмотренной действующим законодательством;

(Абзац дополнительно включен с 20 июня 2014 года приказом Минприроды России от 31 января 2014 года N 47)

водным объектам в результате забора воды в целях обеспечения питьевого водоснабжения населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

(Абзац дополнительно включен с 20 июня 2014 года приказом Минприроды России от 31 января 2014 года N 47)

II. Общие принципы исчисления размера вреда, причиненного водным объектам

5. Пункт исключен с 5 апреля 2016 года - приказ Минприроды России от 26 августа 2015 года N 365. - См. предыдущую редакцию.

6. Исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.

7. Исчисление размера вреда может осуществляться исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния водного объекта, а также в соответствии с проектами восстановительных работ.

8. Исчисление размера вреда водному объекту исходя из фактических затрат осуществляется на основании данных о стоимости основных видов работ и (или) фактически произведенных расходах по следующим основным мероприятиям и работам:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»