Действующий


ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 24 августа 2009 года N 7048/09


[Суд признал подп."б" п.19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, и подп.4 п.1 приложения N 2 к названным Правилам соответствующими ЖК РФ и ГК РФ, имеющим большую юридическую силу]



Резолютивная часть решения объявлена 18.08.2009.

Полный текст решения изготовлен 24.08.2009.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Шилохвоста О.Ю., судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Татэнергосбыт" (г.Казань) от 27.04.2009 N 119с-07/67 с дополнениями от 01.07.2009 N 119с-07/110 и от 14.07.2009 N 119с-07/155 о признании недействующими подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, и подпункта 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам и об обязании государственного органа привести оспариваемый акт в соответствие с законом, иными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Бушмарина Н.В.

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя - открытого акционерного общества "Татэнергосбыт" - Сычев М.С. (доверенность от 02.02.2009 N 119-19/83), Фазизов Р.Ф. (доверенность от 02.02.2009 N 119-19/82);

от Правительства Российской Федерации - Аблаев Э.К. (доверенность от 27.07.2009 N 89), Мелентьева О.М. (доверенность от 27.07.2009 N 88), Павлова И.Ю. (доверенность от 12.01.2009 N 2).

Суд

установил:


Открытое акционерное общество "Татэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, и подпункта 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам и об обязании государственного органа привести оспариваемый акт в соответствие с законом, иными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), опубликованы 01.06.2006 в печатном издании "Российская газета" N 115.

Подпунктом "б" пункта 19 Правил N 307 и подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам установлено следующее.

При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором, - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 (подпункт "б" пункта 19).

Согласно подпункту 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) 1 раз в квартал (если предусмотрено договором, - 1 раз в год) корректируется исполнителем по формуле:

,

     
где:


- размер платы за потребленный в многоквартирном доме (жилом доме) коммунальный ресурс (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию) и водоотведение (руб.), определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- общий размер платы соответственно за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение и водоотведение во всех жилых помещениях (квартире, жилом доме) и нежилых помещениях дома за прошедший год (руб.);

- общая площадь i-го помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв.м);

- общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв.м).

В обоснование заявленного требования общество указало, что, обладая в соответствии с постановлением правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 30.01.2009 N 3-3/э статусом гарантирующего поставщика, оно в силу пункта 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), обязано заключать договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности.

Заключая указанные договоры с гражданами - собственниками жилых помещений в оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домах, отдельные помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учета, общество, исходя из пункта 22 Правил N 307, для определения размера платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, использует пункт 19 Правил N 307.

По мнению общества, применение для определения размера корректировки платы за электроснабжение формулы, содержащейся в подпункте 4 пункта 1 приложения N 2 (формулы 4), к которому отсылает подпункт "б" пункта 19 Правил N 307, не позволяет распределить между гражданами-потребителями весь объем поставленной в многоквартирный дом коммунальной услуги по электроснабжению. Как полагает общество, указанная невозможность вызвана тем, что в величине Pпр неправомерно учитываются нежилые помещения многоквартирного дома, а величина SD включает площадь всех помещений такого жилого дома, а не только помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета.

Невозможность распределения между гражданами всего объема поставленной в многоквартирный дом электроэнергии, по мнению общества, не соответствует требованиям пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), в силу которого собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также требованиям пункта 1 статьи 153 Жилищного кодекса, предусматривающего, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Кроме того, оспариваемые положения Правил N 307 не соответствуют требованию пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса о том, что оплата энергии должна производиться за фактически принятое количество энергии, определяемое по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Заявитель также считает, что предусмотренная подпунктом "б" пункта 19 Правил N 307 периодичность корректировки размера платы за такие коммунальные услуги (1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором, - 1 раз в год), противоречит пункту 1 статьи 153 Жилищного кодекса, в соответствии с которым граждане обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги, пункту 1 статьи 155 Жилищного кодекса, устанавливающему, что плата за коммунальные услуги должна вноситься ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, а также пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса, предписывающему, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

При этом заявитель указывает, что оспариваемые положения Правил N 307 нарушают его законные права и интересы при осуществлении поставки электрической энергии гражданам-потребителям, с которыми общество заключило договоры энергоснабжения, и незаконно препятствуют получению им платы за поставленную населению коммунальную услугу в полном объеме и в установленные действующим законодательством сроки.

В судебном заседании представители общества поддержали заявленное требование в части признания оспариваемых положений Правил N 307 не соответствующими Гражданскому кодексу и Жилищному кодексу.

Правительство Российской Федерации в отзыве на заявление и его представители в судебном заседании не согласились с требованием общества, ссылаясь на соответствие оспариваемых пунктов Правил N 307 нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, - Гражданскому кодексу и Жилищному кодексу.

Рассмотрев материалы дела и выслушав объяснения представителей общества и Правительства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Правила N 307 утверждены Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьей 157 Жилищного кодекса (в редакции, действовавшей на момент издания Правил).

В силу пункта 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно абзацу первому пункта 88 Правил N 530 договоры о предоставлении услуг электроснабжения между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и гарантирующим поставщиком  (энергоснабжающей организацией) заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. При этом абзацем вторым пункта 88 Правил N 530 установлено, что определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в отношении электроснабжения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанное положение конкретизируется в Правилах N 307, предусматривающих порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16, 19, 20, 21 и 22). Поскольку согласно пункту 7 Правил N 307 общедомовые приборы учета, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, устанавливаются на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры, названный порядок расчета обеспечивает учет, а следовательно, и оплату электроэнергии, поданной на границе внутридомовых электрических сетей, что соответствует требованиям абзаца второго пункта 88 Правил N 530.

Довод заявителя о том, что оспариваемые положения Правил N 307 не позволяют распределить на граждан-потребителей весь объем электрической энергии при оборудовании многоквартирного дома коллективным прибором учета и отдельных помещений этого дома индивидуальными приборами учета ввиду отсутствия в Правилах N 307 специальной формулы, предназначенной для корректировки платы за услуги электроснабжения в таких домах, отклоняется как противоречащий содержанию нормативного акта.

В соответствии с пунктом 23 Правил N 307 и подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле:

,                 (9)


где:

- количество электрической энергии, фактически потребленное за расчетный период, определенное по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (кВт·час);

- суммарное количество электрической энергии, потребленной за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (кВт·час);

- суммарное количество электрической энергии, потребленной за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (кВт·час);

- количество электрической энергии, потребленной за расчетный период в i-м помещении, оборудованном прибором учета (кВт·час);

- тариф на электроснабжение (руб./кВт·час).

В приведенной формуле отношение показателя к сумме показателей () представляет собой коэффициент технически неизбежных внутридомовых потерь электрической энергии и затрат электрической энергии на содержание общего имущества в многоквартирном доме, на который увеличивается объем электрической энергии, потребленной в отдельном жилом помещении, оборудованном индивидуальными приборами учета.

Согласно пунктам 19, 22 Правил N 307 и подпункту 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за электроснабжение в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, определяется по формуле:

,                                    (3)

     
где:


- количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-м жилом помещении (квартире, жилом доме) (человек);

- норматив потребления коммунальной услуги (для электроснабжения - кВт·час  в месяц на 1 человека);

- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для электроснабжения - руб./кВт·час).

При этом величина норматива потребления в соответствии с пунктами 25 и 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, учитывает как нормативные потери электрической энергии (технически неизбежные и обоснованные потери электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), так и расход электрической энергии на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Кроме того, согласно пунктам 19, 22 Правил N 307 и подпункту 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 приходящаяся на жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета, доля электрической энергии, поставленной в многоквартирный дом в соответствии с показаниями общедомового (коллективного) прибора учета, учитывается в плате за коммунальные услуги, потребленные собственниками этих помещений, за счет корректировки по формуле 4, которая проводится не чаще 1 раза в квартал, если договором не предусмотрено ее проведение 1 раз в год.

При применении формулы 4 необходимо учитывать следующее.

Пункт 22 Правил N 307, на который ссылается заявитель как на основание применения оспариваемых положений Правил N 307, рассчитан на регулирование отношений по определению корректировки платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, при условии, что другие помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными приборами учета, а сам многоквартирный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета. При этом, в отличие от пунктов 19, 20 и 21 Правил N 307, содержащих особые формулы расчета платы за коммунальные услуги, в пункте 22 такая самостоятельная формула отсутствует. Из содержания данного пункта следует, что при наличии предусмотренных в нем условий плата за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, подлежит определению в соответствии с пунктом 19 названных Правил, рассчитанном на отсутствие как в многоквартирном доме, так и во всех его помещениях общедомовых и общих (индивидуальных) приборов учета.

Поскольку пункт 22 Правил N 307 регулирует отношения по оплате коммунальных услуг при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных помещений индивидуальными приборами учета, при применении формулы 4 должны использоваться данные, соответствующие условиям, изложенным в названном пункте, а не в пункте 19. Это, в частности, означает, что при применении формулы 4 в соответствии с пунктом 22 Правил N 307 показатель должен означать общую площадь всех помещений в многоквартирном доме, не оборудованных индивидуальными приборами учета, как это следует из диспозиции пункта 22, а не общую площадь всех помещений в многоквартирном доме, как предусматривается при применении формулы 4 в соответствии с пунктом 19 Правил N 307.