Недействующий

     

Проект N 252345-5
в третьем чтении

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

     

     

Статья 1


Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2004, N 34, ст.3535; 2005, N 27, ст.2717; N 52, ст.5572; 2006, N 52, ст.5503; 2007, N 18, ст.2117; N 46, ст.5553; N 50, ст.6246; 2008, N 48, ст.5500; 2009, N 1, ст.18; N 30, ст.3739) следующие изменения:

1) в абзаце четырнадцатом статьи 50 слова "по нормативу 95 процентов" заменить словами "по нормативу 100 процентов";

2) абзац десятый пункта 2 статьи 56 признать утратившим силу.

Статья 2

1. Приостановить с 1 января 2010 года до 1 февраля 2012 года действие абзаца третьего пункта 3 статьи 96_9 и абзаца третьего пункта 3 статьи 96_10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424).

2. Приостановить до 1 января 2010 года действие абзаца десятого пункта 4 статьи 192 в части, относящейся к плановому периоду, и абзаца одиннадцатого пункта 2 статьи 205 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2000, N 32, ст.3339; 2003, N 52, ст.5036; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424; 2009, N 15, ст.1780; N 29, ст.3629) в части указания бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение долгосрочных (федеральных) целевых программ на плановый период, в приложении к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Статья 3

1. Установить, что с 1 января 2010 года до 1 февраля 2012 года доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

2. Установить, что федеральным законом о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов утверждаются объемы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, бюджету  Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на плановый период 2011 и 2012 годов.

Статья 4


Приостановить до 1 января 2013 года действие части первой статьи 26 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790) в части размера перечисляемых в федеральный бюджет процентов фактически полученной Банком России по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 5


Установить, что 75 процентов прибыли, фактически полученной Банком России по итогам 2009, 2010 и 2011 годов, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров перечисляется Банком России в федеральный бюджет.

Статья 6


Приостановить до 1 января 2010 года действие абзаца второго пункта 7 статьи 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; 2009, N 15, ст.1780) в части планового периода.

Статья 7


Признать утратившими силу:

1) абзац семнадцатый пункта 16 статьи 1 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст.3535);

2) абзац одиннадцатый пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 19 декабря 2006 года N 237-ФЗ "О внесении изменений в статьи 50, 56 и 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст.5503);

3) абзац третий подпункта "д" пункта 175 статьи 1 Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 18, ст.2117);

4) абзац одиннадцатый пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5553);

5) часть 3 статьи 2 и часть 3 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2009 года N 192-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст.3629).

Статья 8


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Д.Медведев

     

     

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"



Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях создания правовых оснований для привлечения дополнительных доходов в федеральный бюджет.

В этой связи предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и установить особенности применения некоторых норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

1. Централизация в федеральном бюджете доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного).

В связи с сокращением поступления в федеральный бюджет нефтегазовых доходов на фоне падения цен и объемов экспорта природных ресурсов, в целях обеспечения привлечения дополнительных доходов в федеральный бюджет, направляемых на финансирование нефтегазового дефицита федерального бюджета, законопроектом предлагается установить в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) норму о зачислении в федеральный бюджет 100 процентов доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного).

В настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом 5% доходов от уплаты указанного налога подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Количество субъектов Российской Федерации,  в которые поступает этот налог, - 32 региона.

При этом общий объем поступлений в региональные бюджеты в 2008 году составил 79,0 млрд. руб., что в среднем по стране составляет 2% налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Наибольший объем поступлений сконцентрирован в Тюменской области (более 60% общего объема), значительные поступления налога зачисляются в бюджеты Республики Татарстан (6% общего объема), Оренбургской области (4%) и Республики Коми, Пермского края, Архангельской и Самарской областей (по 3%).

Налог на добычу полезных ископаемых подлежит уплате по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику. В связи с этим доходы от данного источника поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации крайне неравномерно и в большинстве субъектов не оправдывают расходов по их администрированию.

В настоящее время удельный вес налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) в налоговых и неналоговых доходах регионального бюджета Тюменской области составляет около 44%, Томской и Оренбургской областей - 9%, Республики Татарстан - 6%, и одномоментное изъятие данного дохода без частичной компенсации приведет к несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях минимизации негативного эффекта для бюджетов субъектов Российской Федерации, в результате внесения предложенных законопроектом изменений для субъектов Российской Федерации, в бюджеты которых поступают указанные доходы, предусматривается компенсация выпадающих доходов путем предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Бюджету Тюменской области указанные дотации будут предоставляться в течение 4 лет, при этом в 2010 году компенсация выпадающих доходов составит 100%, в 2011 году -75%, в 2012 году - 50% и в 2013 году - 25%.

Компенсация выпадающих доходов остальным субъектам Российской Федерации в чьи бюджеты поступали доходы от налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат составит в 2010 году - 60% выпадающих доходов, в 2011 году - 40% и в 2012 году - 20%.

2. Направление доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в доходы федерального бюджета.

В целях оптимизации доходов федерального бюджета предлагается приостановить с 1 января 2010 года до 1 февраля 2012 года направление доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (далее - Фонды) на формирование соответствующих Фондов.

В соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов Российской Федерации с Банком России и Внешэкономбанком доходы от управления средствами Фондов перечисляются Банком России в федеральный бюджет ежегодно, в размере, фиксируемом по состоянию на 15 января года, следующего за годом размещения, а Внешэкономбанком доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния перечисляются в федеральный бюджет ежеквартально, в квартале, следующем за кварталом размещения. Затем указанные доходы направляются на формирование Фондов.

В этой связи действие норм Бюджетного кодекса, в соответствии с которыми происходит направление доходов от управления средствами Фондов на формирование соответствующих Фондов, предлагается приостановить с 1 января 2010 года до момента, следующего за поступлением доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния, размещаемыми во Внешэкономбанке, за IV квартал 2011 года, а также доходов от управления средствами Фондов, размещаемых в Банке России, за 2011 год.

В течение указанного периода доходы от управления средствами Фондов после их поступления на единый счет федерального бюджета не будут перечисляться на счета по учету средств Фондов, при этом к ним будут применяться общие нормы, установленные Бюджетным кодексом для доходов федерального бюджета.

Указанные меры позволят увеличить доходы федерального бюджета.

3. Увеличение размера прибыли Банка России, перечисляемой  в федеральный бюджет.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов предполагается более стабильный и поступательный рост мировой экономики в перспективе на период до 2012 года в сравнении с возможной экономической ситуацией в Российской Федерации в 2010-2012 годах.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет свою деятельность не только на внутреннем рынке, но и представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях, участвует в международной и внешнеэкономической деятельности.

В случае сохранения стабильности мировой экономической системы и прогнозируемых макроэкономических тенденций можно ожидать, что прибыль Банка России в последующие годы сохранится на уровне средних значений 2005-2008 годов.

Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что 50% прибыли, полученной Банком России, ежегодно перечисляется в федеральный бюджет.

В целях привлечения дополнительных доходов в федеральный бюджет законопроектом предлагается в 2010-2012 годах увеличить до 75% размер прибыли, перечисляемой Банком России в федеральный бюджет, что позволит дополнительно привлекать в федеральный бюджет не менее 20 млрд. рублей ежегодно.

4. Уточнение подходов к утверждению показателей федерального бюджета на плановый период 2011 и 2012 годов.

Федеральным законом от 19 июля 2009 года N 192-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 192-ФЗ) формат показателей федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов уточнен в части планового периода.

Так, указанным Федеральным законом установлено, что ведомственная структура расходов бюджета (в которой отражены бюджетные ассигнования, направляемые на финансовое обеспечение федеральных целевых программ) и детальное распределение ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов будут утверждаться только на 2010 год.

В этой связи, законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2010 года действие абзаца одиннадцатого пункта 2 статьи 205 Бюджетного кодекса в части утверждения приложения к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов по долгосрочным (федеральным) целевым программам на плановый период.

Кроме того, в условиях затрудненной предсказуемости в российской экономике, обусловленной финансовым кризисом, целесообразно приостановить до 1 января 2010 года действие нормы, предусматривающей предоставление одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете перечня публичных нормативных обязательств и расчетов по ним на плановый период 2011 и 2012 годов (абзац десятый пункта 4 статьи 192 Бюджетного кодекса).

В силу неопределенности параметров среднесрочного прогнозирования, утверждение федеральным законом о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов приложений, содержащих распределение бюджетных ассигнований по субъектам бюджетного планирования на плановый период 2011 и 2012 годов и по разделам классификации расходов федерального бюджета на плановый период 2011 и 2012 годов (с отнесением субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов целевого характера на соответствующие разделы классификации расходов федерального бюджета) (часть 3 статьи 3 Федерального закона N 192-ФЗ) нецелесообразно.

В условиях изменяющейся ситуации на мировых рынках и в российской экономике недостаточная реалистичность и надежность показателей, утвержденных этими приложениями, может привести к нарушению принципа достоверности бюджета, установленного Бюджетным кодексом.

Детальная структура расходов федерального бюджета, в разбивке по ведомствам, как это предусмотрено действующим бюджетным законодательством, может быть утверждена только на 2010 год, в этих условиях для планового периода 2011-2012 годов целесообразно ограничиться утверждением основных характеристик федерального бюджета.

В этой связи законопроектом предлагается признать утратившими силу часть 3 статьи 2, часть 3 статьи 3 Федерального закона N 192-ФЗ и приостановить до 1 января 2010 года действие абзаца второго пункта 7 статьи 145 Бюджетного кодекса в части распределения расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов на плановый период 2011 и 2012 годов при утверждении бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Вместе с тем, в составе расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов предусматриваются расходы (пенсии, государственные пособия гражданам, имеющим детей, средства материнского (семейного) капитала и т.д.), безусловное исполнение которых может осуществляться только в случае предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации из федерального бюджета.

В целях создания необходимых среднесрочных ориентиров в области социальной политики для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь предлагается установить, что федеральным законом о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов утверждаются объемы межбюджетных трансфертов, предоставляемые из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на плановый период 2011 и 2012 годы.

Такой подход сделает предсказуемыми условия для формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, позволит отразить соответствующие объемы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в доходной и расходной частях бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

5. Иные поправки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»