КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 июля 2009 года N 924-О-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "ЛК Лизинг" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 106, 110, 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию ОАО "ЛК Лизинг" вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе ОАО "ЛК Лизинг" оспаривает конституционность следующих положений Налогового кодекса Российской Федерации: статьи 106 "Понятие налогового правонарушения", пунктов 2, 3 и 4 статьи 110 "Формы вины при совершении налогового правонарушения", пунктов 1, 2, 5 и 6 статьи 169 "Счет-фактура", пункта 1 статьи 171 "Налоговые вычеты" и пункта 1 статьи 172 "Порядок применения налоговых вычетов".

Как следует из представленных материалов, решениями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 48 по городу Москве от 1 ноября 2007 года ОАО "ЛК Лизинг" отказано в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и доначислен налог на добавленную стоимость. Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 января 2008 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2008 года, отказано в признании недействительными указанных решений налогового органа.

По мнению заявителя, в результате применения в его деле оспариваемых им законоположений выявился такой их смысл, при котором налогоплательщик лишается права применить налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, что влечет доначисление налога при отсутствии с его стороны неисполненной обязанности по уплате налога. В связи с этим ОАО "ЛК Лизинг" просит признать эти законоположения не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 6 (часть 2), 8, 15 (части 1 и 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35, 45, 46, 55 и 57.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные ОАО "ЛК Лизинг" материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Арбитражные суды, разрешавшие дело ОАО "ЛК Лизинг", обладали достаточной дискрецией, чтобы дать оценку конкретным правоотношениям, в которые вступили стороны, а также выяснить все сопряженные с этим фактические обстоятельства.

Заявитель, ссылаясь на документы, оформленные им в связи с осуществлением деятельности по оказанию лизинговых услуг, выражает несогласие с их оценкой налоговым органом и арбитражными судами. По его мнению, арбитражные суды формально применили оспариваемые нормы, не выяснив надлежащим образом фактические обстоятельства дела, касающиеся вопроса о реальности произведенных им хозяйственных операций, корректности оформления первичных бухгалтерских документов, наличия иных, помимо счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налогов. Причину формального подхода в разрешении арбитражными судами его дела заявитель видит в оспариваемых нормах налогового законодательства. Между тем данные законоположения, вопреки доводам заявителя, не предполагают формального подхода при разрешении налоговых споров: арбитражные суды в случае сомнений в правильности применения налогового законодательства обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение юридически значимых обстоятельств (факт оказания услуг, наличие иных документов, подтверждающих хозяйственные операции, и др.) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2008 года N 33-О-О и от 5 марта 2009 года N 468-О-О). Следовательно, оспариваемые законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Проверка же законности и обоснованности решений арбитражных судов, равно как и установление и исследование обстоятельств, имеющих значение для разрешения вопроса о правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации не относится (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы ОАО "ЛК Лизинг" поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка