Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 сентября 2009 года N 361

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 240101.02 Машинист технологических насосов и компрессоров

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 2013 года на основании
приказа Минобрнауки России от 2 августа 2013 года N 917
____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст.2562; 2005, N 15, ст.1350; 2006, N 18, ст.2007; 2008, N 25, ст.2990; N 34, ст.3938; N 48, ст.5619; 2009, N 3, ст.378; N 14, ст.1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст.1110),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 240101.02 Машинист технологических насосов и компрессоров.     

2. Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.

Министр
А.Фурсенко

     

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
8 декабря 2009 года,
регистрационный N 15444

     

Приложение

     

Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 240101.02 Машинист технологических насосов и компрессоров

     

I. Область применения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 240101.02 Машинист технологических насосов и компрессоров всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. Характеристика подготовки по профессии

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Образовательная база приема

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)

Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

машинист компрессорных установок машинист насосных установок
машинист технологических насосов

10 мес.

на базе основного общего образования

машинист технологических компрессоров аппаратчик осушки газа

2 года 5 мес.

 ________________

ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

машинист компрессорных установок - машинист технологических компрессоров;

машинист насосных установок - машинист технологических насосов;

аппаратчик осушки газа - машинист компрессорных установок;

аппаратчик осушки газа - машинист технологических компрессоров.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: перекачка и подготовка нефти, нефтепродуктов и других вязких жидкостей, обслуживание и эксплуатация технологических компрессоров и насосов, компрессорных и насосных установок, оборудования для осушки газа.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

нефть, нефтепродукты и другие вязкие жидкости;

технологические компрессоры и насосы;

компрессорные и насосные установки;

оборудование для осушки газа;

средства автоматизации;

нормативная и техническая документация.

4.3. Обучающийся по профессии Машинист технологических насосов и компрессоров готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Техническое обслуживание и ремонт технологических компрессоров и насосов, компрессорных и насосных установок, оборудования для осушки газа.

4.3.2. Эксплуатация технологических компрессоров и насосов, компрессорных и насосных установок, оборудования для осушки газа.

V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Техническое обслуживание и ремонт технологических компрессоров и насосов, компрессорных и насосных установок, оборудования для осушки газа


ПК 1.1. Выявлять и устранять неисправности в работе оборудования и коммуникаций.

ПК 1.2. Выводить технологическое оборудование в ремонт, участвовать в сдаче и приемке его из ремонта.

ПК 1.3. Соблюдать правила безопасности при ремонте оборудования и установок.

5.2.2. Эксплуатация технологических компрессоров и насосов, компрессорных и насосных установок, оборудования для осушки газа


ПК 2.1. Готовить оборудование, установку к пуску и остановке при нормальных условиях.

ПК 2.2. Контролировать и регулировать режимы работы технологического оборудования с использованием средств автоматизации и контрольно-измерительных приборов.

ПК 2.3. Вести учет расхода газов, транспортируемых продуктов, электроэнергии, горюче-смазочных материалов.

ПК 2.4. Обеспечивать соблюдение правил охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности.

VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

________________

Структура основной профессиональной образовательной программы (таблица 2) в Бюллетене не приводится. Информация размещена на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации:  www.mon.gov.ru. - Прим.ред.


общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входят один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»