ПРИКАЗ
от 16 октября 2009 года N 423
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 года N 667
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 года N 667 "О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 35, ст.4232)
приказываю:
1. Утвердить:
перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, в рамках которых разрабатываются и реализуются в период эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования основные профессиональные образовательные программы прикладного бакалавриата (приложение N 1);
порядок и критерии конкурсного отбора федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (приложение N 2);
требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных профессиональных образовательных программ прикладного бакалавриата (приложение N 3).
2. Департаменту государственной политики в образовании (Реморенко И.М.):
организовать нормативно-правовое и методическое обеспечение проведения эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования;
представлять в 2010-2013 годах ежегодно, до 1 ноября, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования;
обобщить до 1 ноября 2014 года итоги проведения эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования и представить в Правительство Российской Федерации соответствующий доклад.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
А.Фурсенко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 ноября 2009 года,
регистрационный N 15332
Перечень
укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, в рамках которых разрабатываются и реализуются в период эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования основные профессиональные образовательные программы прикладного бакалавриата
1. 030000 Гуманитарные науки
2. 040000 Социальные науки
3. 050000 Образование и педагогика
4. 080000 Экономика и управление
5. 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
6. 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка
7. 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника
8. 200000 Приборостроение и оптотехника
9. 210000 Электронная техника, радиотехника и связь
10. 220000 Автоматика и управление
11. 230000 Информатика и вычислительная техника
12. 240000 Химическая и биотехнологии
Порядок
и критерии конкурсного отбора федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования
1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения и критерии конкурсного отбора федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - эксперимент).
2. Конкурсный отбор федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - конкурс) проводится с целью:
разработки и апробации на базе федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования структуры и содержания основных профессиональных образовательных программ прикладного бакалавриата (далее - программы прикладного бакалавриата);
отработки условий и технологии организации образовательного процесса при реализации программ прикладного бакалавриата;
апробации форм и условий взаимодействия федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования и работодателей при реализации программ прикладного бакалавриата;
повышения эффективности и качества профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и повышением коэффициента трудоустройства выпускников.
3. Конкурс является открытым.
Участниками конкурса могут быть федеральные государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, имеющие лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации по специальностям и (или) направлениям подготовки, входящим в перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, в рамках которых разрабатываются и реализуются в период эксперимента программы прикладного бакалавриата, утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации, подавшие заявку на участие в конкурсе в соответствии с настоящим Порядком (далее - образовательное учреждение).
К заявке на участие в конкурсе (далее - заявка) прилагаются разработанная образовательным учреждением совместно с работодателями программа прикладного бакалавриата, включающая в себя перечень требований к результатам освоения программы прикладного бакалавриата, учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей), а также требования к условиям реализации программы прикладного бакалавриата.
Образовательное учреждение имеет право подать одну заявку.
4. Победители конкурса из числа образовательных учреждений - участников конкурса отбираются по следующим критериям:
соответствие разработанной образовательным учреждением совместно с работодателями программы прикладного бакалавриата требованиям к структуре, условиям реализации и результатам освоения программ прикладного бакалавриата, установленным настоящим приказом;
существующее состояние качества подготовки специалистов и взаимодействия образовательного учреждения с работодателями.
5. Соответствие программы прикладного бакалавриата требованиям к структуре, условиям реализации и результатам освоения программ прикладного бакалавриата, установленным настоящим приказом, оценивается по следующим характеристикам:
5.1. Соответствие содержания программы прикладного бакалавриата требованиям к структуре и условиям реализации программ прикладного бакалавриата.
5.2. Соответствие результатов освоения программы прикладного бакалавриата требованиям работодателей, подтвержденное заявками на подготовку кадров, гарантией предоставления мест для прохождения учебной и производственной практик и последующего трудоустройства.
5.3. Использование новых форм и методов организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий, необходимых для реализации программы прикладного бакалавриата.
5.4. Создание системы контроля за реализацией и достижением результатов программы прикладного бакалавриата, в том числе со стороны работодателей.
5.5. Планируемое участие работодателей в образовательном процессе, итоговой аттестации выпускников образовательного учреждения и аттестации педагогических работников образовательного учреждения.
6. Существующее состояние качества подготовки специалистов и взаимодействия образовательного учреждения с работодателями оценивается по следующим характеристикам:
6.1. Эффективность системы управления и контроля качества в образовательном учреждении.
6.2. Качественный состав педагогических кадров.
6.3. Использование информационных технологий в образовательном процессе и управлении образовательным учреждением.
6.4. Востребованность выпускников на рынке труда.
6.5. Уровень развития договорных отношений с работодателями по предоставлению современных баз практик, мест для проведения практических занятий и производственного обучения, а также мест для стажировок педагогических работников и мастеров производственного обучения; участие работодателей в образовательном процессе, оценке качества подготовки выпускников (итоговой аттестации).
Оценка данного критерия осуществляется в динамике за три года, предшествующих проведению конкурса.
7. По характеристикам критерия, указанного в пункте 5 настоящего Порядка, максимальный суммарный балл при экспертизе составляет 800 баллов.
По характеристикам критерия, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, максимальный суммарный балл при экспертизе составляет 200 баллов.
8. Министерство образования и науки Российской Федерации:
устанавливает сроки проведения конкурса;
объявляет конкурс;
создает конкурсную комиссию и утверждает ее состав;
обеспечивает работу конкурсной комиссии;
на основании решения конкурсной комиссии утверждает перечень образовательных учреждений - победителей конкурса.
9. Федеральное агентство по образованию:
создает экспертную комиссию и утверждает ее состав;
обеспечивает работу экспертной комиссии;
утверждает список сторонних экспертов и организаций, привлекаемых к проведению экспертизы заявок, и обеспечивает их работу;
ведет прием и учет заявок;
обеспечивает сохранность заявок и прилагаемых к ним документов, а также конфиденциальность полученной информации и результатов экспертизы;
извещает о результатах конкурса его победителей.
10. Конкурсная комиссия:
рассматривает и утверждает протоколы экспертной комиссии об итогах приема заявок, об определении участников конкурса;
рассматривает результаты экспертизы, формирует перечень образовательных учреждений - победителей конкурса;
запрашивает в случае необходимости дополнительные сведения у экспертной комиссии, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, иных федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении образовательные учреждения.
11. Экспертная комиссия:
осуществляет процедуры вскрытия конвертов с заявками и определения участников конкурса;
организует проведение экспертизы программ прикладного бакалавриата с привлечением сторонних экспертов;
по итогам экспертизы формирует список образовательных учреждений с указанием суммы набранных баллов;
оценивает достоверность данных, представленных образовательными учреждениями;
запрашивает в случае необходимости дополнительные сведения у Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, иных федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении образовательные учреждения;
оформляет протоколы об итогах приема заявок, об определении участников конкурса, результатах экспертизы и передает их на рассмотрение конкурсной комиссии.