МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 16 октября 2009 года N 423

О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 года N 667



В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 года N 667 "О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 35, ст.4232)

приказываю:

1. Утвердить:

перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, в рамках которых разрабатываются и реализуются в период эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования основные профессиональные образовательные программы прикладного бакалавриата (приложение N 1);

порядок и критерии конкурсного отбора федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (приложение N 2);

требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных профессиональных образовательных программ прикладного бакалавриата (приложение N 3).

2. Департаменту государственной политики в образовании (Реморенко И.М.):

организовать нормативно-правовое и методическое обеспечение проведения эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования;

представлять в 2010-2013 годах ежегодно, до 1 ноября, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования;

обобщить до 1 ноября 2014 года итоги проведения эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования и представить в Правительство Российской Федерации соответствующий доклад.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
А.Фурсенко

     

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 ноября 2009 года,
регистрационный N 15332

     

     

Приложение N 1

Перечень
укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, в рамках которых разрабатываются и реализуются в период эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования основные профессиональные образовательные программы прикладного бакалавриата



1. 030000 Гуманитарные науки

2. 040000 Социальные науки

3. 050000 Образование и педагогика

4. 080000 Экономика и управление

5. 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

6. 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка

7. 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника

8. 200000 Приборостроение и оптотехника

9. 210000 Электронная техника, радиотехника и связь

10. 220000 Автоматика и управление

11. 230000 Информатика и вычислительная техника

12. 240000 Химическая и биотехнологии

Приложение N 2

Порядок
и критерии конкурсного отбора федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования

     

     

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения и критерии конкурсного отбора федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - эксперимент).

2. Конкурсный отбор федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - конкурс) проводится с целью:

разработки и апробации на базе федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования структуры и содержания основных профессиональных образовательных программ прикладного бакалавриата (далее - программы прикладного бакалавриата);

отработки условий и технологии организации образовательного процесса при реализации программ прикладного бакалавриата;

апробации форм и условий взаимодействия федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования и работодателей при реализации программ прикладного бакалавриата;

повышения эффективности и качества профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и повышением коэффициента трудоустройства выпускников.

3. Конкурс является открытым.

Участниками конкурса могут быть федеральные государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, имеющие лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации по специальностям и (или) направлениям подготовки, входящим в перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, в рамках которых разрабатываются и реализуются в период эксперимента программы прикладного бакалавриата, утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации, подавшие заявку на участие в конкурсе в соответствии с настоящим Порядком (далее - образовательное учреждение).

К заявке на участие в конкурсе (далее - заявка) прилагаются разработанная образовательным учреждением совместно с работодателями программа прикладного бакалавриата, включающая в себя перечень требований к результатам освоения программы прикладного бакалавриата, учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей), а также требования к условиям реализации программы прикладного бакалавриата.

Образовательное учреждение имеет право подать одну заявку.

II. Критерии конкурса

4. Победители конкурса из числа образовательных учреждений - участников конкурса отбираются по следующим критериям:

соответствие разработанной образовательным учреждением совместно с работодателями программы прикладного бакалавриата требованиям к структуре, условиям реализации и результатам освоения программ прикладного бакалавриата, установленным настоящим приказом;

существующее состояние качества подготовки специалистов и взаимодействия образовательного учреждения с работодателями.

5. Соответствие программы прикладного бакалавриата требованиям к структуре, условиям реализации и результатам освоения программ прикладного бакалавриата, установленным настоящим приказом, оценивается по следующим характеристикам:

5.1. Соответствие содержания программы прикладного бакалавриата требованиям к структуре и условиям реализации программ прикладного бакалавриата.

5.2. Соответствие результатов освоения программы прикладного бакалавриата требованиям работодателей, подтвержденное заявками на подготовку кадров, гарантией предоставления мест для прохождения учебной и производственной практик и последующего трудоустройства.

5.3. Использование новых форм и методов организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий, необходимых для реализации программы прикладного бакалавриата.

5.4. Создание системы контроля за реализацией и достижением результатов программы прикладного бакалавриата, в том числе со стороны работодателей.

5.5. Планируемое участие работодателей в образовательном процессе, итоговой аттестации выпускников образовательного учреждения и аттестации педагогических работников образовательного учреждения.

6. Существующее состояние качества подготовки специалистов и взаимодействия образовательного учреждения с работодателями оценивается по следующим характеристикам:

6.1. Эффективность системы управления и контроля качества в образовательном учреждении.

6.2. Качественный состав педагогических кадров.

6.3. Использование информационных технологий в образовательном процессе и управлении образовательным учреждением.

6.4. Востребованность выпускников на рынке труда.

6.5. Уровень развития договорных отношений с работодателями по предоставлению современных баз практик, мест для проведения практических занятий и производственного обучения, а также мест для стажировок педагогических работников и мастеров производственного обучения; участие работодателей в образовательном процессе, оценке качества подготовки выпускников (итоговой аттестации).

Оценка данного критерия осуществляется в динамике за три года, предшествующих проведению конкурса.

7. По характеристикам критерия, указанного в пункте 5 настоящего Порядка, максимальный суммарный балл при экспертизе составляет 800 баллов.

По характеристикам критерия, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, максимальный суммарный балл при экспертизе составляет 200 баллов.

III. Организация проведения конкурса

8. Министерство образования и науки Российской Федерации:

устанавливает сроки проведения конкурса;

объявляет конкурс;

создает конкурсную комиссию и утверждает ее состав;

обеспечивает работу конкурсной комиссии;

на основании решения конкурсной комиссии утверждает перечень образовательных учреждений - победителей конкурса.

9. Федеральное агентство по образованию:

создает экспертную комиссию и утверждает ее состав;

обеспечивает работу экспертной комиссии;

утверждает список сторонних экспертов и организаций, привлекаемых к проведению экспертизы заявок, и обеспечивает их работу;

ведет прием и учет заявок;

обеспечивает сохранность заявок и прилагаемых к ним документов, а также конфиденциальность полученной информации и результатов экспертизы;

извещает о результатах конкурса его победителей.

10. Конкурсная комиссия:

рассматривает и утверждает протоколы экспертной комиссии об итогах приема заявок, об определении участников конкурса;

рассматривает результаты экспертизы, формирует перечень образовательных учреждений - победителей конкурса;

запрашивает в случае необходимости дополнительные сведения у экспертной комиссии, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, иных федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении образовательные учреждения.

11. Экспертная комиссия:

осуществляет процедуры вскрытия конвертов с заявками и определения участников конкурса;

организует проведение экспертизы программ прикладного бакалавриата с привлечением сторонних экспертов;

по итогам экспертизы формирует список образовательных учреждений с указанием суммы набранных баллов;

оценивает достоверность данных, представленных образовательными учреждениями;

запрашивает в случае необходимости дополнительные сведения у Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, иных федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении образовательные учреждения;

оформляет протоколы об итогах приема заявок, об определении участников конкурса, результатах экспертизы и передает их на рассмотрение конкурсной комиссии.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»