Министерство здравоохранения и социального развития
 Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПРИКАЗ

от 19 октября 2009 года N 265

     

О дополнительных мерах по повышению эффективности надзора и контроля за соблюдением законодательства об оплате труда



Анализ статистических сведений о состоянии просроченной задолженности по заработной плате в хозяйствующих субъектах Российской Федерации и результатов надзорно-контрольной деятельности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации свидетельствует, что в ряде отраслей экономики и субъектов Российской Федерации проблема обеспечения соблюдения требований трудового законодательства об оплате труда продолжает оставаться напряженной.

По данным Росстата по состоянию на 1 октября 2009 года суммарная задолженность по заработной плате в хозяйствующих субъектах Российской Федерации составила 5081 млн.рублей и снизилась по сравнению с 1 сентября 2009 года на 8,6%. Вместе с тем, анализ свидетельствует, что в 31 субъекте Российской Федерации объем просроченной задолженности по заработной плате к 1 октября 2009 года по сравнению с 1 сентября 2009 года увеличился, а в 41 субъекте Российской Федерации он превышает объем задолженности на начало текущего года. При этом в 23 субъектах Российской Федерации к 1 октября 2009 года объем просроченной задолженности по заработной плате увеличился как по сравнению с 1 сентября, так и по сравнению с началом текущего года, в том числе в Калужской, Костромской, Тульской, Мурманской, Новгородской, Нижегородской, Кировской, Калининградской областях, Республике Карелия, Архангельской области и Ненецком автономном округе, Хабаровском, Забайкальском и Пермском краях.

К началу октября 2009 года объем просроченной задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составил 191 млн.рублей и увеличился по сравнению с 1 сентября 2009 года на 5,5%, в том числе задолженность из федерального бюджета составила 122 млн.рублей и увеличилась на 8%. Наибольший объем просроченной задолженности по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из федерального бюджета сложился в хозяйствующих субъектах Мурманской области (31,6 млн.рублей), Приморского края (22,5 млн.рублей), Самарской области (15 млн.рублей), Новосибирской области (14,6 млн.рублей), Калининградской области (10,3 млн.рублей) и Карачаево-Черкесской Республике (5,8 млн.рублей).

На 1 октября 2009 года наибольший объем просроченной задолженности по заработной плате был зарегистрирован в обрабатывающих производствах (2551 млн.рублей), в организациях, осуществляющих деятельность в сфере транспорта (764 млн.рублей), строительства (554 млн.рублей), сельского хозяйства, охоты и лесозаготовок (435 млн.рублей). При этом задолженность по заработной плате за последний месяц, за который производились начисления, в общем объеме просроченной задолженности составила в среднем 36%. При этом в хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, она составила 51%, в сельском хозяйстве - 46%, в обрабатывающих производствах - 39%, добычи полезных ископаемых - 37%, строительства - 34%, тогда как в хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность в сфере транспорта, она составила 19%, что свидетельствует о ее существенной глубине.

Анализ представляемых государственными инспекциями труда оперативных сведений о состоянии просроченной задолженности по заработной плате в хозяйствующих субъектах регионов свидетельствует, что большинство руководителей госинспекций труда ограничиваются направлением в Роструд только сведений, имеющихся в органах статистики. При этом сведения о имеющейся задолженности в хозяйствующих субъектах, не охваченных статистическим наблюдением, в том числе относящихся к малому и среднему предпринимательству, полученные в результате осуществляемой надзорно-контрольной деятельности, во многих государственных инспекциях не формируются и в этой связи не представляются в Роструд и высшим должностным лицам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения соблюдения трудовых прав граждан на своевременную и в полном размере выплату заработной платы и во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

приказываю:

1. Руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации:

1.1. Продолжить осуществление системного надзора и контроля за соблюдением законодательства об оплате труда в хозяйствующих субъектах регионов, основной целью которого должно являться выявление и пресечение фактов несвоевременной выплаты работникам заработной платы и иных регламентированных трудовым законодательством стимулирующих и компенсационных денежных выплат, включая незамедлительное проведение внеплановых выездных проверок по каждому случаю получения сведений о наличии в каком-либо хозяйствующем субъекте просроченной задолженности по заработной плате, и принятие исчерпывающих мер инспекторского реагирования по каждому выявленному факту нарушения трудовых прав работников в сфере оплаты труда.

1.2. Обеспечить формирование и ежедекадную актуализацию на основе результатов надзорно-контрольной деятельности госинспекций труда, данных органов исполнительной власти и государственной статистики и представление в установленном порядке в Роструд и высшим должностным лицам исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеющихся сведений о состоянии просроченной задолженности по оплате труда свыше 2 месяцев в хозяйствующих субъектах региона, включая организации, находящиеся на различных стадиях банкротства, а также о работодателях и должностных лицах, привлеченных в установленном порядке по инициативе госинспекторов труда к ответственности за допущенные нарушения законодательства об оплате труда.

1.3. Организовать и провести внеплановые проверки хозяйствующих субъектов, имеющих просроченную задолженность по заработной плате, сложившуюся из-за несвоевременного финансирования из бюджетов всех уровней, обеспечив полную реализацию мер и предоставленных полномочий в целях безусловной ликвидации задолженности до конца 2009 года, включая формирование и направление в полномочные органы надлежащих материалов для привлеченных в установленном порядке к ответственности должностных лиц, виновных в допущенной задолженности по оплате труда в отношении работников указанных учреждений и организаций.

2. Руководителям государственных инспекций труда в Мурманской области (Фомченкову С.Г.), Приморском крае (Кожушко С.В.), Самарской области (Емельянову А.В.), Новосибирской области (Нестренко А.А.), Калининградской области (Терешко А.Г.), Карачаево-Черкесской Республике (Декушеву Р.Б.), Брянской области (Шерстневу С.А.), Московской области (Панкратову В.В.), Рязанской области (Паршикову В.В.), Ярославской области (Масленникову Е.А.), г.Москве (Малюге М.Ю.), г.Санкт-Петербурге (Кротову А.Н.), Чеченской Республике (Эльмурзаеву А.У.), Республике Бурятия (Пегасову Е.В.), Томской области (Скрябину B.C.), Амурской области (Алексеенко П.Г.) до 1 ноября 2009 года подготовить и представить в Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде актуализированные данные о состоянии задолженности по оплате труда в организациях, финансируемых из федерального бюджета, подтвержденные результатами проведенных госинспекциями труда внеплановых надзорно-контрольных мероприятий, содержащие сведения по каждому хозяйствующему субъекту о его ведомственной принадлежности и принятых в 2009 году мерах инспекторского реагирования по ликвидации имеющейся в них просроченной задолженности по заработной плате.

Управлению надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (Воробьеву И.А.) обобщить представленные сведения и до 1 декабря 2009 года подготовить обращения в федеральные органы власти о принятии необходимых мер по ликвидации просроченной задолженности по заработной плате в государственных учреждениях и организациях, финансируемых из федерального бюджета.

3. Организовать и провести заслушивание отчетов руководителей хозяйствующих субъектов, имеющих устойчивую просроченную задолженность по заработной плате в отношении большого количества работников, о принимаемых мерах по ликвидации задолженности с участием Роструда, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, руководителей органов исполнительной власти, полномочных представителей объединений работодателей и работников в следующих субъектах Российской Федерации и сроки:

Тульская область - 28 октября,

Костромская область - 10 ноября,

Мурманская область - 26 ноября,

Пермский край - 3 декабря,

Новосибирская область - 16 декабря.

4. Руководителям государственных инспекций труда в Тульской области (Родионову B.C.), Костромской области (Пучкову М.А.), Мурманской области (Фомченкову С.Г.), Пермском крае (Рахматуллину М.Н.) и Новосибирской области (Нестеренко А.А.) обеспечить организацию и проведение заслушиваний в установленные сроки и участие в них руководителей хозяйствующих субъектов и полномочных представителей заинтересованных органов.

Управлению надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (Воробьев И.А.) оказать руководителям государственных инспекций труда, ответственных за проведение заслушиваний, необходимую организационную и методическую помощь в их проведении, в том числе по привлечению к участию в них полномочных представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и формированию аналитических материалов для участников заслушиваний.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Роструда А.В.Селиванова.

Руководитель Роструда - главный
государственный инспектор труда
Российской Федерации
Ю.В.Герций

     

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка (сканер-копия)
Роструда     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»