Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 мая 2009 года N 19-В09-3


Исключение из специального стажа работы периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, который имел место до изменения соответствующего законодательства, повлекло нарушение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

(Извлечение)



Ш. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование своих требований истица указала, что имеет необходимый 25-летний стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, однако решением комиссии по назначению и выплате пенсий УПФ РФ по Советскому району Ставропольского края от 24 мая 2007 года N 5 ей необоснованно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом из специального стажа истицы были исключены периоды ее работы в должности медицинской сестры Хивской центральной больницы республики Дагестан с 18 июня 1985 года по 14 ноября 1985 года; в должности медицинской сестры в Нинской участковой больнице Ставропольского края с 19 июня 1987 года по 17 января 1993 года; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после достижения им возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет с 7 июля 1990 года по 1 октября 1991 года, а периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с 29 июля 1986 года по 3 декабря 1986 года, с 28 октября 1988 года по 3 марта 1989 года и периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения полутора лет с 4 декабря 1986 года по 19 июня 1987 года, с 1 июля 1987 года по 10 апреля 1988 года засчитаны без применения льготного порядка исчисления из расчета 1 год работы за 1 год 3 мес. С данным решением она не согласна, в связи с чем просит признать необоснованным отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии, указанные периоды в льготном исчислении и назначить пенсию с момента обращения, то есть с 16 марта 2007 года

Решением Советского районного суда Ставропольского края от 8 февраля 2008 года заявленные требования удовлетворены частично. На УПФ РФ по Советскому району Ставропольского края возложена обязанность включить Ш. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды ее работы с 18 июня 1985 года по 14 ноября 1985 года в должности медицинской сестры Хивской центральной больницы республики Дагестан, со 2 октября 1991 года по 17 января 1993 года в должности медицинской сестры в Пинской участковой больнице Советского района Ставропольского края. В остальной части в иске отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25 марта 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Ш. просила состоявшиеся по делу судебные постановления в части отказа во включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов нахождения ее в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и исключения из специального стажа периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 14 мая 2009 года жалобу удовлетворила, указав следующее.

В соответствии со ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

В соответствии с подп.11 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

Отказывая Ш. в части включения периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком после достижения им возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет с 7 июля 1990 года по 1 октября 1991 года в специальный стаж, судебные инстанции исходили из того, что указанный период расценивался законодателем как дополнительный отпуск без сохранения заработной платы, который в силу прямого указания закона не включался в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.

С таким выводом судебных инстанций согласиться нельзя.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст.71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст.167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Учитывая, что ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Ш. в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста и до достижения трех лет во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Разрешая спор, суд установил, что в периоды с 29 июля 1986 года по 3 декабря 1986 года, с 28 октября 1988 года по 3 марта 1989 года истица находилась в отпуске по беременности и родам, в периоды с 4 декабря 1986 года по 19 июня 1987 года, с 1 июля 1987 года по 10 апреля 1988 года, с 4 марта 1989 года по 7 января 1990 года - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Названные периоды были включены ответчиком в стаж лечебной деятельности истицы в календарном порядке, поскольку, как указал ответчик, указанные периоды не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность.

Судебные инстанции согласились с таким порядком включения Ш. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов ее нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком.

Вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для зачета периодов нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца является неправильным, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.

В соответствии с подп."а" п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в соответствии с подп.11 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.

В силу п.2 постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 года, включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п.7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11*, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "п.7 разъяснения от 29 ноября 1989 года N 23/24-11, утвержденного совместным постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11". - Примечание изготовителя базы данных.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, периоды нахождения Ш. в отпуске по беременности и родам с 29 июля 1986 года по 3 декабря 1986 года, с 28 октября 1988 года по 3 марта 1989 года и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 4 декабря 1986 года по 19 июня 1987 года, с 1 июля 1987 года по 10 апреля 1988 года, с 4 марта 1989 года по 7 января 1990 года также подлежали включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Советского районного суда Ставропольского края от 8 февраля 2008 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 25 марта 2008 года в части отказа Ш. в удовлетворении иска о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов нахождения ее в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и исключения из специального стажа периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора лет до трех лет отменила и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Бюллетень Верховного Суда

Российской Федерации,

N 1, январь 2010 года