МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИКАЗ


от 29 января 2010 года N 21

     
Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в воздушных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации

(с изменениями на 17 сентября 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 17 марта 2015 года N 44 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.06.2015, N 0001201506290019);

приказом Минтранса России от 11 апреля 2017 года N 143 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.04.2017, N 0001201704200026);

приказом Минтранса России от 17 сентября 2021 года N 318 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.10.2021, N 0001202110250031).

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 872 "Об утверждении Правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст.5620)

приказываю:

Утвердить прилагаемую Типовую схему организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в воздушных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Министр
И.Левитин

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

27 февраля 2010 года,

регистрационный N 16519

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минтранса России
от 29 января 2010 года N 21

     

Типовая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в воздушных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации

(с изменениями на 17 сентября 2021 года)

 

     

I. Общие положения

1.1. Настоящая Типовая схема определяет последовательность осуществления основных контрольных действий в воздушных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска).

1.2. Контрольные действия в пунктах пропуска проводятся в отношении воздушных судов (далее - ВС), следующих из/в иностранных(е) государств(а), а также следующих на них лиц, грузов, товаров и животных.

1.3. Пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды государственного контроля (далее - государственный контроль) в пунктах пропуска проводится подразделениями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пограничный, таможенный и иные виды государственного контроля (далее - государственные контрольные органы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.4. Диспетчерская служба аэропорта (аэродрома) до 20.00 часов предшествующих суток представляет в подразделения государственных контрольных органов, осуществляющих свои функции в аэропорту, суточный план полетов ВС с учетом регулярных рейсов ВС (по расписанию движения ВС) и нерегулярных рейсов ВС (вне расписания движения ВС).

Все изменения в суточном плане полетов ВС согласовываются диспетчерской службой аэропорта (аэродрома) с государственными контрольными органами.

1.5. Государственный контроль ВС осуществляется на стоянках воздушных судов, определенных диспетчерской службой аэропорта (аэродрома) по согласованию с пограничными, таможенными органами и органами санитарно-карантинного контроля (при прибытии ВС из зоны с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой).

Диспетчерская служба разрешает ВС начало движения для вылета, а равно менять место стоянки только с разрешения пограничных и таможенных органов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2021 года приказом Минтранса России от 17 сентября 2021 года N 318. - См. предыдущую редакцию)

_________________

Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17, ст.594).

1.6. Осмотр (при наличии оснований - досмотр) ВС осуществляется должностными лицами пограничного органа, органов таможенного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля, органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна и федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами (далее - контроль в области обеспечения качества зерна, контроль в области обращения с пестицидами), санитарно-карантинного контроля (при наличии риска возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения), службы авиационной безопасности аэропорта (далее - САБ) совместно со специалистом авиационной технической базы (инженерной авиационной службы).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2021 года приказом Минтранса России от 17 сентября 2021 года N 318. - См. предыдущую редакцию)

1.7. Осмотр ВС, следующих с кратковременной стоянкой (технической посадкой) в международном аэропорту (аэродроме) Российской Федерации, по решению должностных лиц государственных контрольных органов может не проводиться. Остальные контрольные действия в отношении указанных ВС осуществляются государственными контрольными органами в последовательности, определенной настоящей Типовой схемой.

При этом на все время пребывания такого ВС в международном аэропорту (аэродроме) Российской Федерации на его стоянке устанавливаются дополнительные режимные ограничения*.

________________

* Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17, ст.594).

1.8. Государственный контроль пассажиров и членов экипажей ВС осуществляется в специально оборудованных помещениях пункта пропуска.

Для обеспечения беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию граждан Союзного государства, предоставления привилегий владельцам дипломатических паспортов, обслуживания членов экипажей воздушных судов, транзитных и трансферных пассажиров, пассажиров с маленькими детьми и пассажиров, нуждающихся в особой помощи (инвалидов), в пунктах пропуска могут создаваться специальные условия (отдельные каналы) для осуществления контрольных действий в отношении указанных категорий лиц в приоритетном порядке.

В отдельных случаях по решению должностных лиц пограничного и таможенного органов допускается осуществление государственного контроля членов экипажа ВС и отдельных категорий пассажиров на борту ВС или у его трапа.

1.9. Государственный контроль грузов, товаров и животных осуществляется в специально оборудованных помещениях и на площадках пункта пропуска, в том числе оснащенных оборудованием для погрузо-разгрузочных работ.

1.10. Для обеспечения беспрепятственного обслуживания пассажиров и членов экипажей воздушных судов из числа граждан Союзного государства, следующих из/в Республики(у) Беларусь, в пунктах пропуска создаются отдельные каналы, в которых пограничный контроль не осуществляется при подтверждении гражданства и следования этих лиц в пределах Союзного государства.

(Пункт дополнительно включен с 1 мая 2017 года приказом Минтранса России от 11 апреля 2017 года N 143)

II. Последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий при государственном контроле лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, прибывающих на территорию Российской Федерации

2.1. Действия должностных лиц государственных контрольных органов, осуществляемые на стоянке и на борту ВС:

2.1.1. Получив телеграфное сообщение (телеграмму о вылете ВС) с указанием номера рейса, типа ВС, бортового номера и т.п., диспетчерская служба аэропорта (аэродрома) прибытия информирует об этом подразделения государственных контрольных органов.

2.1.2. После получения сообщения о посадке ВС должностные лица государственных контрольных органов прибывают на стоянку ВС.

2.1.3. За ВС с момента его посадки и до постановки на стоянку пограничные наряды осуществляют наблюдение.

На стоянке прибывшего ВС устанавливаются дополнительные режимные ограничения. Доступ лиц к ВС и на ВС в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случае необходимости - запрещается.

Подгон (открытие) трапа к прибывшему ВС производится с разрешения должностных лиц пограничных органов.

2.1.4. Должностные лица органов санитарно-карантинного контроля первыми поднимаются на борт ВС, оценивают санитарно-эпидемиологическую обстановку и в пределах своей компетенции принимают решение по приему ВС или необходимости осуществления других действий по санитарно-карантинному контролю.

2.1.5. Должностными лицами государственных контрольных органов проводится опрос командира ВС по вопросам, связанным с осуществлением государственного контроля.

2.1.6. Командир ВС передает должностным лицам государственных контрольных органов документы, необходимые для осуществления государственного контроля.

2.1.7. Старший пограничного наряда дает разрешение на высадку лиц, прибывших на ВС, и по согласованию с представителем таможенного органа на выгрузку багажа и грузов.

2.1.8. После высадки лиц, прибывших на ВС, выгрузки багажа и грузов должностные лица государственных контрольных органов осуществляют осмотр (при наличии оснований - досмотр) ВС.

2.1.9. По завершении осмотра (при наличии оснований - досмотра) ВС на стоянке снимаются дополнительные режимные ограничения.

2.1.10. По решению должностных лиц пограничных органов перевозка прибывших лиц от стоянок ВС к местам проведения государственного контроля может осуществляться при сопровождении пограничным нарядом.

2.2. Действия должностных лиц государственных контрольных органов по осуществлению государственного контроля прибывших лиц и их багажа:

2.2.1. Санитарно-карантинный контроль прибывших лиц осуществляется при наличии риска возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2015 года приказом Минтранса России от 17 марта 2015 года N 44. - См. предыдущую редакцию)

2.2.2. Проверка документов у прибывших лиц осуществляется пограничными нарядами в кабинах паспортного контроля в аэровокзальных комплексах или специально оборудованных помещениях.

2.2.3. Таможенный контроль прибывших лиц и их багажа проводится в специально оборудованном помещении пункта пропуска (аэровокзале), где осуществляется проверка должностными лицами таможенного органа документов прибывших лиц и их багажа на соответствие требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2015 года приказом Минтранса России от 17 марта 2015 года N 44. - См. предыдущую редакцию)

Должностные лица таможенного органа проверяют достоверность сведений, содержащихся в документах, и производят совместный (при необходимости) с другими государственными контрольными органами осмотр (при наличии оснований - досмотр) прибывших лиц и их багажа.

2.2.4. При выявлении в ходе таможенного контроля наличия у прибывших лиц в ручной клади или багаже мелких домашних животных, продукции животного происхождения или подкарантинной продукции осуществляется ветеринарный или карантинный фитосанитарный контроль.

2.3. Действия должностных лиц государственных контрольных органов по осуществлению государственного контроля грузов, товаров и животных, прибывших на ВС:

2.3.1. Осмотр грузов пограничными нарядами осуществляется, как правило, на стоянке ВС в период его выгрузки. При необходимости проведения досмотра грузов должностное лицо пограничного органа уведомляет об этом должностное лицо таможенного органа.

2.3.2. Должностное лицо таможенного органа получает от перевозчика (эксплуатанта) документы, определенные международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, а также в случаях, когда товар подлежит санитарно-карантинному, карантинному фитосанитарному контролю, контролю в области обеспечения качества зерна, контролю в области обращения с пестицидами или ветеринарному надзору, документы для проведения соответствующего вида контроля (надзора) в части проверки документов.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2021 года приказом Минтранса России от 17 сентября 2021 года N 318. - См. предыдущую редакцию)

2.3.2.1. В отношении товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю, карантинный фитосанитарный контроль в части проведения проверки документов осуществляется таможенными органами.

Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) и ее территориальными органами карантинный фитосанитарный контроль осуществляется при проведении осмотра или досмотра подкарантинной продукции.

Должностными лицами таможенных органов осуществляется проверка документов, необходимых для осуществления карантинного фитосанитарного контроля, и принятие решения о разрешении (запрете) ввоза подкарантинной продукции или решения о направлении в установленных случаях подкарантинной продукции для проведения осмотра или досмотра должностными лицами Россельхознадзора и его территориальных органов.

Решение о разрешении ввоза подкарантинной продукции оформляется должностным лицом таможенного органа путем проставления на фитосанитарном сертификате (при его наличии) и трех экземплярах транспортного (перевозочного) документа штампа "Ввоз разрешен", заверенного подписью и оттиском личной номерной печати с указанием даты.

Решение о запрете ввоза подкарантинной продукции оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме путем составления акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в установленном порядке и проставления на транспортном (перевозочном) документе штампа "Ввоз запрещен", заверенного подписью и оттиском личной номерной печати с указанием даты.

В случае принятия должностными лицами таможенных органов решения о направлении подкарантинной продукции на осмотр или досмотр должностными лицами Россельхознадзора и его территориальных органов должностные лица таможенных органов передают документы на подкарантинную продукцию должностным лицам Россельхознадзора и его территориальных органов.

Оформление принятого должностным лицом таможенного органа решения о направлении подкарантинной продукции на осмотр или досмотр осуществляется путем проставления соответствующей отметки, заверенной подписью и оттиском личной номерной печати с указанием даты и времени.

В случае принятия должностными лицами Россельхознадзора и его территориальных органов решения о проведении досмотра подкарантинной продукции должностные лица Россельхознадзора и его территориальных органов информируют об этом должностных лиц таможенного органа.

Должностными лицами Россельхознадзора и его территориальных органов по результатам осмотра или досмотра подкарантинной продукции принимается решение о разрешении ввоза/запрете ввоза подкарантинной продукции (подкарантинного груза, подкарантинного материала, подкарантинного товара) через государственную границу Российской Федерации.

Должностные лица Россельхознадзора и его территориальных органов информируют должностных лиц таможенных органов о принятом решении по результатам осмотра или досмотра подкарантинной продукции и передают документы на подкарантинную продукцию должностным лицам таможенных органов.

Решение о разрешении ввоза подкарантинной продукции оформляется должностным лицом Россельхознадзора или его территориального органа путем проставления на фитосанитарном сертификате (при его наличии) и транспортном (перевозочном) документе штампа "Ввоз разрешен", заверенного подписью и оттиском номерной печати с указанием даты и оформлением акта в установленном порядке.

(Подпункт дополнительно включен с 10 июля 2015 года приказом Минтранса России от 17 марта 2015 года N 44)

2.3.2.2. Должностными лицами таможенных органов проводится санитарно-карантинный контроль в части проверки документов в отношении подконтрольных товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита. В случае помещения подконтрольных товаров под таможенную процедуру, отличную от процедуры таможенного транзита, должностное лицо таможенного органа принимает решение о направлении подконтрольных товаров должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) для проведения санитарно-карантинного контроля в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 500 "Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст.3936; 2012, N 18, ст.2227).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»