Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 января 2010 года N 63-О-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зарипова Аньваря Гариповича на нарушение его конституционных прав положением пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию гражданина А.Г.Зарипова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Г.Зарипов - отец военнослужащего, погибшего 8 апреля 1988 года при прохождении военной службы по призыву, просит признать не соответствующим статьям 1 (часть 1), 2, 7, 15 (часть 1), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 38, 39 (часть 1), 45 (часть 1), 55 и 59 Конституции Российской Федерации положение пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные в данном Федеральном законе социальные гарантии, компенсации, относятся супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

По мнению заявителя, оспариваемая норма, как не относящая к этой категории родителей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы по призыву, нарушает принцип равноправия, не соответствует требованиям особого правового статуса военнослужащих, умаляет права членов семей, воспитавших военнослужащих, на социальную защиту.

Оспариваемая норма применена судами общей юрисдикции.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.Г.Зариповым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и возлагая на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям федерального законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при определении механизмов реализации социальной защиты, в том числе установлении круга лиц, на которых она распространяется.

Федеральный закон "О статусе военнослужащих", как указано в его преамбуле, определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Пункт 5 статьи 2 названного Федерального закона, определяющий круг лиц, относящихся к членам семей военнослужащих, в системной связи с рядом положений названного Закона, в частности его главы II, определяющей права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, направлен на создание правового механизма обеспечения повышенной социальной защиты тех членов семьи военнослужащих, которые, проживая непосредственно с ним, испытывают (с учетом особого правового и социального статуса военнослужащих) определенные ограничения в повседневной жизни.

Родители же военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, имеют право на меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах". Кроме того, лица, из числа названной категории граждан, пользовавшиеся, согласно Закону СССР от 1 августа 1989 года "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" (статья 7), льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, и после принятия Федерального закона "О ветеранах" имеют право на соответствующие меры социальной поддержки (названными мерами пользуется и заявитель).

При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что оспариваемыми положениями затрагиваются конституционные права заявителя.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зарипова Аньваря Гариповича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка