Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ

от 16 февраля 2010 года N 2


Об итогах работы Федерального агентства по образованию в 2009 году и задачах на 2010 год


Коллегия Федерального агентства по образованию с участием представителей ректорского корпуса, директоров подведомственных образовательных учреждений, педагогической и научной общественности рассмотрела на расширенном заседании итоги работы Рособразования и подведомственных ему образовательных учреждений в 2009 году и задачи на 2010 год.

Основные результаты выполнения поставленных перед Рособразованием задач, нашедшие отражение в докладе по данному вопросу руководителя Рособразования Н.И.Булаева, информационном докладе "Об итогах работы Федерального агентства по образованию в 2009 году ", позволяют в целом позитивно оценить работу Рособразования и подведомственных ему образовательных учреждений в 2009 году по реализации государственной образовательной политики в установленной сфере деятельности, повышению доступности и качества услуг в области профессионального образования.

Реализация приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНП "Образование"), осуществлявшаяся на протяжении более чем трех лет, получила в 2009 году новый качественный виток развития, который позволил заложить основы масштабного содержательного направления "Наша новая школа", являющегося, по сути, логическим продолжением мероприятий, направленных на поддержку лидеров системы образования - лучших учителей, талантливой молодежи, общеобразовательных учреждений, субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, - а также на развитие доступности качественного образования для детей-инвалидов и совершенствование системы школьного питания.

Следует отметить, что при существенном сокращении общего объема финансирования всех мероприятий ПНП "Образование" из федерального бюджета в 2009 году до 28,9 млрд. рублей (64% по сравнению с 2008 годом) объем софинансирования из других бюджетных и внебюджетных источников достиг практически паритетных размеров - 28,3 млрд. рублей.

Характерной особенностью реализации ПНП "Образование" в 2009 году стало также закрепление и дальнейшее развитие происходящих в отрасли институциональных изменений. Продолжилось структурное формирование сети образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, являющихся лидерами инновационного развития отрасли. Дополнительно к двум ранее созданным федеральным университетам в 2009 году продолжился процесс формирования пяти федеральных университетов в четырех федеральных округах.

Логическим продолжением государственной поддержки инновационных вузов стало проведение конкурса на присвоение статуса национального исследовательского университета, победителями которого стали 14 образовательных учреждений, 13 из которых находятся в ведении Рособразования. Финансирование программ развития национальных исследовательских университетов из числа подведомственных Рособразованию составило в 2009 году 2 млрд. 796,9 млн. рублей.

В 2009 году осуществлялась оптимизация сети подведомственных образовательных и научных учреждений по нескольким значимым направлениям.

По итогам проведенной работы по упорядочению функционирования представительств и филиальной сети учреждений профессионального образования по согласованию с Минобрнауки России ликвидировано 59 неэффективно работающих филиалов подведомственных вузов.

В результате интеграции образовательных учреждений профессионального образования по "вертикали" и "горизонтали" и создания таким образом многоуровневых образовательных комплексов сеть подведомственных образовательных учреждений сократилась на 24 учреждения среднего, 2 учреждения высшего и 2 учреждения дополнительного профессионального образования.

В связи с разграничением полномочий между федеральным центром и субъектами РФ в части предоставления начального профессионального образования в ведение субъектов РФ переданы 216 федеральных образовательных учреждений начального профессионального образования.

На основе подготовленных Рособразованием в установленном порядке пакетов документов в 2009 году статус автономных получили 4 образовательных учреждения. Также начата работа по переводу в автономные образовательные учреждения пяти вузов, являющихся базовыми для создания федеральных университетов.

Важным направлением деятельности Рособразования в 2009 году стала доработка и согласование с Минфином России проектов уставов подведомственных учреждений профессионального образования для получения Рособразованием генерального разрешения главного распорядителя средств федерального бюджета на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями.

Впервые в своей практике Рособразование организовало работу по формированию проекта контрольных цифр приема граждан или государственного задания на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих подведомственными образовательными учреждениями в соответствии с утвержденным административным регламентом по исполнению этой государственной функции, предусматривающим проведение согласований с органами управления образованием, по труду и занятости населения субъектов РФ, работодателями в целях включения подведомственных образовательных учреждений в образовательную среду регионов.

Контрольные цифры приема граждан на подготовку кадров с высшим профессиональным образованием по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки были утверждены Рособразованию в объеме 397,2 тыс. человек, в том числе на очную форму обучения - 312,9 тыс. человек, то есть практически на уровне 2008 года.

Особенностью вступительной кампании 2009 года впервые явилось недовыполнение подведомственными вузами контрольных цифр приема. Не выполнили контрольные цифры приема в полном объеме около тридцати вузов, в том числе на 1,7 тыс. человек по очной форме обучения - Дагестанский педагогический университет, Чеченский и Карачаево-Черкесский государственные университеты, Московский государственный институт электроники и математики (технический университет).

Контрольные цифры приема в учреждения среднего и высшего профессионального образования граждан на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием были утверждены Рособразованию в 2009 году по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки в объеме 237,9 тыс. человек, в том числе на очное обучение - 189,5 тыс. человек. Сокращение по сравнению с 2008 годом составило 8,1 тыс. человек (3,3%), в том числе по очной форме обучения - 4,7 тыс. человек (2,4%). Прием на очную форму обучения за счет средств федерального бюджета составил 186,6 тыс. человек, или 98,5% от установленного задания. Не выполнили контрольные цифры приема граждан в 2009 году около 50 (или 6,2%) образовательных учреждений среднего профессионального образования.

В 2009 году была продолжена работа по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования. Из общего приема по образовательным программам высшего профессионального образования принято: для подготовки бакалавров - 58,3 тыс. человек (доля от общего приема - 14,8%), для подготовки специалистов - 306,5 тыс. человек (77,7%), для подготовки магистров - 29,6 тыс. человек (7,5%).

В ходе вступительной кампании 2009 года был апробирован введенный на законодательном уровне полномасштабный переход высшей школы к приему выпускников школ на обучение на основе единой итоговой аттестации, в ходе которого была продемонстрирована работа системы высшего профессионального образования в условиях полной свободы выбора количества вузов и направлений подготовки, куда абитуриент мог представить результаты ЕГЭ.

Рособразованием был предпринят ряд действенных мер антикризисного характера. В частности, организована работа по переводу в течение 2009 года на вакантные бюджетные места около 24,3 тыс. студентов-внебюджетников, показавших хорошие результаты успеваемости, из числа наиболее социально незащищенных категорий граждан. В подведомственные вузы направлены рекомендации о фиксации стоимости контрактной подготовки студентов на весь период их обучения, в связи с чем организован мониторинг оказания платных образовательных услуг вузами Рособразования.

Рособразованием за прошедшие годы проведена масштабная работа по созданию при подведомственных образовательных учреждениях сети центров (служб) содействия трудоустройству выпускников, показатели развития которой в настоящее время по уровням профессионального образования составляют: 663 центра в структуре учреждений среднего профессионального образования, полный охват учреждений высшего профессионального образования, при этом из 334 центров 77 имеют региональное значение.

Разработана и одобрена Минобрнауки России Концепция формирования и функционирования Общероссийской автоматизированной информационной системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования различной ведомственной принадлежности на базе Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, функционирующего при Московском государственном техническом университете им.Н.Э.Баумана.

Кроме того, особую актуальность получила работа подведомственных образовательных учреждений по развертыванию опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, в рамках региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда субъектов РФ. Ежемесячно проводится мониторинг участия образовательных учреждений в этих программах, а также мониторинг прогноза распределения выпускников образовательных учреждений по каналам занятости.

Большое внимание уделялось Рособразованием решению организационных, кадровых, материально-технических проблем подведомственных образовательных учреждений.

За период 2007-2009 годов был существенно обновлен потенциал руководящих кадров учреждений профессионального образования, прежде всего в плане привлечения к управлению образовательными учреждениями молодых работников при одновременном ужесточении требований к их квалификационным характеристикам. Так, средний возраст ректоров подведомственных вузов снизился с 2007 по 2009 год с 59,4 до 55,7 лет. При этом 66,4% ректоров имеют ученую степень доктора наук, свыше 95% - профессора и доценты.

Рособразование активно содействует развитию института президентства в подведомственных вузах. В 2009 году в этой должности утверждены 12 человек, а общее количество президентов вузов составило 65 человек.

В области контроля финансово-хозяйственной деятельности подведомственных образовательных учреждений в 2009 году Рособразованием были проведены 10 плановых проверок, рассмотрено 340 актов ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности, поступивших от территориальных и региональных органов, осуществляющих надзорные и правоохранительные функции. Кроме того, Рособразование внедряет в практику работы проведение текущих проверок деятельности подведомственных образовательных учреждений.

Итоги проведения указанных проверок, а также результаты мониторинга исполнения поручений Рособразования, направленных на обеспечение системного развития отрасли, рассматривались в качестве базовых критериев при формировании предложений по стимулированию руководителей и коллективов образовательных учреждений в рамках внедрения новой системы оплаты труда.

В 2008/2009 учебном году Рособразование обеспечило бланками документов государственного образца об образовании более 3,0 тыс. образовательных учреждений, что составило более 5,0 млн. экземпляров бланочной продукции.

Вместе с тем в ходе проверок деятельности подведомственных образовательных учреждений выявляются нарушения в организации использования бланков документов строгой отчетности, в том числе в части соответствия количества закупаемых бланков документов об образовании с количеством выпускников. В целях совершенствования работы по этому направлению деятельности разработана и апробируется автоматизированная информационная система ведения единого государственного реестра бланков документов государственного образца об уровнях образования и квалификации, направленных изготовителем в образовательные учреждения.

В 2009 году Рособразованием была продолжена работа по учету и мониторингу инвестиционных договоров, заключаемых подведомственными учреждениями. В целях защиты имущественных интересов Российской Федерации Рособразованием также усилен контроль за эффективным использованием федерального имущества, закрепленного за подведомственными организациями, проведена масштабная работа по утверждению перечней особо ценного имущества создаваемых государственных автономных образовательных учреждений.

Впервые за несколько лет были осуществлены достаточно большие вложения в укрепление материально-технической базы подведомственных образовательных учреждений. В частности, за счет средств федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы закуплено научное и лабораторное оборудование на общую сумму более 800 млн. рублей.

Несмотря на значительные сокращения в 2009 году лимитов государственных капитальных вложений, в результате реализации Федеральной адресной инвестиционной программы благодаря концентрации средств федерального бюджета на вводных объектах освоено более 12,8 млрд. рублей бюджетных ассигнований. Только в подведомственных образовательных учреждениях были введены в эксплуатацию более 245 тыс.м площадей учебных, учебно-лабораторных, научных зданий и сооружений. Прошедший год стал рекордным по вводу в эксплуатацию студенческих общежитий: построено 18 общежитий общей площадью 128,7 тыс.м, что в четыре раза превышает объем 2008 года.

В 2009 году Рособразованию была поручена организация масштабной работы по финансированию ремонта аварийных зданий общеобразовательных школ в субъектах РФ, на которую было выделено только из федерального бюджета 2 млрд. 520,9 млн. рублей. В соответствии с заключенными соглашениями было полностью отремонтировано более 250 школ в 53 субъектах РФ.

В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (далее - ФЦПРО) были продолжены централизованные поставки противопожарного и антитеррористического оборудования в подведомственные образовательные учреждения и в субъекты РФ. В результате в 2009 году удалось полностью завершить проводимую в течение последних пяти лет работу по оснащению комплектами охранно-пожарного оборудования, средствами защиты и системами видеонаблюдения специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов и общеобразовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей (школ-интернатов общего типа и детских домов) в субъектах РФ, а также по повышению уровня безопасности более 1200 объектов подведомственных Рособразованию образовательных учреждений и свыше 35 тыс. образовательных учреждений в регионах.

В 2009 году был принят комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации федеральных целевых программ в сфере образования. В частности, были укрупнены проекты ФЦПРО в соответствии с 9 утвержденными стратегическими направлениями. Внедрена практика заключения долгосрочных (до 3 лет) государственных контрактов на выполнение работ большого объема, преимущественного осуществления авансовых платежей по проектам, проведения независимой экспертизы результатов работ. Введена ответственность контент-заказчика за качество результатов выполнения государственных контрактов. Организационная составляющая проведения конкурсных процедур была оптимизирована за счет утверждения типовых форм документов, используемых при подготовке заказа и размещении его путем проведения открытого конкурса, аукциона, котировки, а также упорядочения работы единых и приемочных комиссий.

Освоение средств федерального бюджета на реализацию ФЦПРО в 2009 году составило более 10,2 млрд. рублей, объем софинансирования из бюджетов субъектов РФ - почти 2,3 млрд. рублей, из внебюджетных источников - свыше 900 млн. рублей.

Новым значимым направлением деятельности Рособразования стало участие в развитии научно-исследовательского потенциала высшей школы, прежде всего в рамках реализации начиная с 2009 года федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы, позволившей оказать поддержку на конкурсной основе 2 тыс. творческих коллективов молодых ученых, аспирантов, преподавателей.

В целях развития международного сотрудничества и расширения экспорта образовательных услуг в 2009 году по согласованию с Минобрнауки России и МИДом России 158 государствам ближнего и дальнего зарубежья были предоставлены квоты на государственные стипендии для подготовки национальных кадров в учреждениях профессионального образования Российской Федерации. В том числе впервые удовлетворены заявки национальных министерств образования и объединений соотечественников восьми государств СНГ (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина), а также Крыма и Приднестровья на подготовку специалистов в российских учреждениях среднего профессионального образования. В Рособразовании создана комиссия по координации приема иностранных граждан на обучение в образовательные учреждения по открытым аналогам закрытых специальностей.

Продолжается содействие российско-национальным славянским университетам в городах Бишкеке (Киргизия), Ереване (Армения), Душанбе (Таджикистан), Минске (Белоруссия) в организации деятельности, направленной на предоставление гражданам и соотечественникам государств - участников СНГ услуг в получении высшего профессионального образования по российским государственным стандартам.

В рамках Года русского языка в Китае успешно проведены более 200 мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, обеспечение научно-методического содействия китайским русистам в решении актуальных проблем преподавания русского языка в национальной аудитории.

В 2009-2010 годах бюджет системы образования, существенное увеличение которого отмечалось на протяжении последних нескольких лет, затронуло общее для всей экономики нашей страны сокращение и оптимизация расходов, которое, однако, не отразилось на выполнении всех социальных обязательств Рособразования.

В 2010 году Рособразованию предстоит продолжить работу практически по всем перечисленным направлениям деятельности, учитывая по возможности текущие потребности, необходимые для бесперебойного функционирования подведомственной сети, развития потенциала образовательных учреждений, дополнительного стимулирования инновационной деятельности, укрепления социально направленной составляющей системы образования. При этом по ряду направлений деятельности, таких как инвестиции в развитие материально-технической базы и строительство объектов образования, укрепление их противопожарной и антитеррористической безопасности, реализация стратегически значимых проектов в рамках федеральных целевых программ, в условиях ограниченного бюджетного финансирования возможно продолжение практики применения адресного подхода, направленного на удовлетворение наиболее актуальных потребностей. Одну из основных задач при этом Рособразование видит в повышении эффективности освоения средств федерального бюджета при одновременном развитии механизмов активного привлечения внебюджетных средств для реализации наиболее приоритетных проектов, в том числе собственных средств подведомственных образовательных учреждений.

Наряду с текущей работой Рособразование продолжит участие в реализации проектов общегосударственного значения, таких как дальнейшее формирование сети инновационно ориентированных образовательных учреждений, осуществление противоаварийных мероприятий в зданиях общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований, строительство бассейнов в подведомственных учреждениях профессионального образования, проведение значимых общесистемных мероприятий, в том числе в рамках объявленного Года учителя, мероприятий национальных годов России и зарубежных стран, оказание поддержки системам образования дружественных государств и других.

Важнейшим направлением деятельности Рособразования в 2010 году станет обеспечение широкомасштабного перехода на уровневую подготовку кадров с высшим профессиональным образованием, в том числе организация и руководство деятельностью подведомственных вузов при внедрении данной системы.

С учетом состоявшегося обсуждения и оценки выполнения в 2009 году поставленных перед Федеральным агентством по образованию задач, а также руководствуясь перспективными направлениями деятельности на 2010 год, коллегия

решила:

1. Согласиться в основном с оценкой результатов работы Федерального агентства по образованию и подведомственных ему учреждений в 2009 году, определением перспективных задач на 2010 год, содержащихся в докладе руководителя Рособразования Н.И.Булаева "Об итогах работы Федерального агентства по образованию в 2009 году и задачах на 2010 год", выступлениях членов коллегии и приглашенных участников заседания коллегии, и принять к сведению информационный доклад о деятельности Рособразования в 2009 году.

2. Утвердить прилагаемые рекомендации* структурным подразделениям Рособразования по вопросам, требующим особого внимания при организации работы по реализации перспективных задач Рособразования в 2010 году.  

________________

* Приложения в Бюллетене нормативных правовых актов не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.

3. Структурным подразделениям Рособразования разработать и представить на утверждение руководителю Федерального агентства по образованию сетевые графики реализации наиболее значимых мероприятий (направлений деятельности) Рособразования на 2010 год, в том числе предполагающие организацию межструктурного взаимодействия.

Заместителям руководителя Рособразования обеспечить неукоснительный контроль исполнения утвержденных сетевых графиков.

4. Структурным подразделениям Рособразования при реализации направлений и мероприятий ПНП "Образование", проектов федеральных целевых программ в сфере образования, общесистемных мероприятий, обеспечении текущей деятельности подведомственной сети в сложившихся экономических условиях уделять особое внимание:

- мониторингу эффективности расходования средств федерального бюджета, а также привлекаемых в качестве софинансирования средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников;

- своевременной подготовке предложений по возможному перераспределению средств федерального бюджета.

5. Структурным подразделениям Рособразования в целях расширения информационной открытости деятельности Федерального агентства по образованию в соответствии с действующими нормативными актами неукоснительно обеспечивать соблюдение сроков, порядка и полноты опубликования на официальном интернет-сайте Рособразования документов и материалов.

6. Руководителям подведомственных образовательных учреждений, научных организаций (в части своей компетенции):

6.1. Обеспечить неукоснительное исполнение всех поручений Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов управления образованием.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»