Действующий


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 2010 года N 7445/09


[Суд признал частично недействительным соглашение о расчетах за электрическую энергию, поскольку потребленную электрическую энергию бытовые потребители оплачивают компании (сбытовой организации), последняя, располагая квитанциями на оплату, самостоятельно, без участия предприятия (сетевой организации), производит расчет потерь электрической энергии, что противоречит п.121 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики]



Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.; членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Воронцовой Л.Г., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф., рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Рязанская энергетическая сбытовая компания" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Рязанской области от 12.11.2008 по делу N А54-2728/2008, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 06.05.2009 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - открытого акционерного общества "Рязанская энергетическая сбытовая компания" (ответчика) - Роенко К.В.;

от Сараевского многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства (истца) - Щербаков В.С.

Заслушав и обсудив доклад судьи Воронцовой Л.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Сараевское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к открытому акционерному обществу "Рязанская энергетическая сбытовая компания" (далее - компания) о признании недействительным пункта 1.4 соглашения от 21.01.2008 N 1, заключенного между истцом и ответчиком, о расчетах за электрическую энергию, поставка которой осуществляется для компенсации потерь в электрических сетях, в части ссылки в нем на пункт 7.1 договора от 01.12.2007 N 15 на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) и закупке энергии для компенсации потерь в электрических сетях, в котором, в свою очередь, имеется ссылка на приложение N 10 к указанному договору. Кроме того, предприятие просит применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде признания ее таковой с 21.01.2008.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 12.11.2008 пункт 1.4 соглашения от 21.01.2008 N 1 в части ссылки на пункт 7.1 договора от 01.12.2007 N 15 и пункт 4.6 приложения N 10 к этому договору признаны недействительными в связи с противоречием установленных в них условий пункту 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила доступа), и пункту 121 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила розничных рынков).

Суд счел оспариваемый пункт соглашения в указанной части противоречащим названным нормам, так как вопреки им стороны установили, что размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется исходя из оплаченного бытовыми потребителями количества электрической энергии, рассчитанного по полученным квитанциям в расчетном месяце.

В остальной части в удовлетворении иска отказано, поскольку требование о применении последствий недействительности оспариваемого пункта соглашения с 21.01.2008 не является реституцией и не влечет возврата сторон в первоначальное положение.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения со ссылкой на несоответствие оспариваемого в части пункта 1.4 соглашения императивным нормам, действующим в момент его заключения.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 06.05.2009 оставил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора компания просит их отменить, в удовлетворении требования предприятия отказать. При этом компания ссылается на нарушение единообразия в применении статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и в толковании Правил доступа и Правил розничных рынков, а также на нарушение ее прав и законных интересов в сфере экономической деятельности.

В отзыве на заявление предприятие просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие обстоятельствам дела и нормам материального права.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Суды установили, что заключенный между компанией (заказчиком) и предприятием (исполнителем) договор от 01.12.2007 N 15 с приложением N 10, содержащим Регламент снятия показаний приборов учета и применения расчетных способов при определении объемов переданной электроэнергии, был расторгнут с 01.01.2008 на основании соглашения от 17.12.2007.

Необходимость расторжения договора от 01.12.2007 N 15 стороны объясняют обязанностью предприятия заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии с открытым акционерным обществом "Рязаньэнерго" (региональной сетевой организацией) (далее - общество "Рязаньэнерго") в связи с введением на территории Рязанской области "котловой" тарифной модели оплаты услуг по передаче электрической энергии.

На период до заключения компанией с предприятием нового договора стороны заключили соглашение от 21.01.2008 N 1 о расчетах за электрическую энергию, поставка которой осуществляется для компенсации потерь в электрических сетях.

Пунктом 1.4 соглашения от 21.01.2008 N 1 установлено, что на период его действия компания (гарантирующий поставщик) обладает по отношению к предприятию (территориальной сетевой организации) правами и несет обязанности, аналогичные правам и обязанностям, предусмотренным рядом пунктов договора от 01.12.2007 N 15, в том числе пунктом 7.1. Предприятие также несет перед компанией обязательства в соответствии с упомянутым договором.

Согласно пункту 7.1 договора от 01.12.2007 N 15 объем потерь электрической энергии в сетях исполнителя (предприятия) определяется как разница между объемом электроэнергии, поставленной в электрическую сеть исполнителя (предприятия) из сетей общества "Рязаньэнерго", и объемом электроэнергии, потребленной энергопринимающими устройствами потребителей или переданной в сети смежных сетевых организаций, определяемым в соответствии с приложением N 10.

Из раздела 4 Регламента снятия показаний приборов учета и применения расчетных способов при определении объемов переданной электроэнергии (приложение N 10) следует, что полезный отпуск электроэнергии, полученной потребителем, формируется из различных составляющих, в том числе количества оплаченной бытовыми потребителями электроэнергии, рассчитанного по полученным квитанциям в расчетном месяце (пункт 4.6).

При этом пунктом 2.1.3 договора от 01.12.2007 N 15 потребитель определяется как собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства или энергопринимающих устройств, присоединенных к электрическим сетям исполнителя (предприятия), посредством которых осуществляется передача электроэнергии, и заключивший с заказчиком (компанией) договоры энергоснабжения.

Удовлетворяя частично иск, суды трех инстанций сочли, что условия пункта 1.4 соглашения от 21.01.2008 N 1 в части ссылок на пункт 7.1 договора от 01.12.2007 N 15 и пункт 4.6 приложения N 10 к нему в отношении определения размера фактических потерь электрической энергии в электрических сетях исходя из количества оплаченной бытовыми потребителями электроэнергии, рассчитанного по полученным квитанциям в расчетном месяце, не соответствует пункту 50 Правил доступа и пункту 121 Правил розничных рынков.

Согласно пункту 50 Правил доступа размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.

В соответствии с пунктом 121 Правил розничных рынков сетевая организация определяет объем потерь электрической энергии в принадлежащих ей электрических сетях за расчетный период на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и производителями (поставщиками) электрической энергии и сетевыми организациями, электрические сети которых технологически присоединены к ее электрическим сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии, и в случае покупки электрической энергии для компенсации потерь у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) представляет ему (ей) рассчитанные на основании указанных документов данные о величине потерь электрической энергии.

Как поясняет заявитель, величина полезного отпуска электрической энергии, то есть ее объема, фактически доставленного потребителям, необходима для определения величины потерь электрической энергии в сетях предприятия. Полезный отпуск электрической энергии бытовым потребителям определяется на основании занесенных ими в расчетные книжки (квитанции) показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии. Поскольку объем потребленной энергии подтверждается гражданами-потребителями по показаниям приборов учета, такой порядок определения объема полезного отпуска электрической энергии соотносится с пунктом 121 Правил розничных рынков.

Президиум считает указанные доводы заявителя неосновательными.

Из пункта 121 Правил розничных рынков следует, что сетевая организация сама определяет объем потерь электрической энергии в своих сетях и в случае покупки электрической энергии у сбытовой организации в целях компенсации потерь представляет последней сведения, рассчитанные на основании данных коммерческого учета электрической энергии, зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии.

В пункте 4.6 приложения N 10 к договору от 01.12.2007 N 15, применяемом при определении объема потерь электрической энергии в сетях предприятия как сетевой организации, указано, что в состав полезного отпуска электрической энергии включается количество оплаченной бытовыми потребителями электрической энергии, рассчитанное по полученным квитанциям в расчетном месяце.

Согласно пункту 2.1 приложения N 10 снятие показаний приборов коммерческого учета электрической энергии производится предприятием (сетевой организацией) или потребителем электрической энергии, то есть лицом, на территории которого находится прибор учета.

Следовательно, с учетом пункта 121 Правил розничных рынков и условий приложения N 10 предприятие как сетевая организация вправе и обязано определять объем электрической энергии исходя из показаний приборов коммерческого учета, к каковым относятся и приборы учета бытовых потребителей.

Поскольку потребленную электрическую энергию бытовые потребители оплачивают компании (сбытовой организации), последняя, располагая квитанциями на оплату, самостоятельно, без участия предприятия (сетевой организации), производит расчет потерь электрической энергии, что противоречит пункту 121 Правил розничных рынков.

Расчет компанией потерь электрической энергии в зависимости от количества электрической энергии, оплаченной бытовыми потребителями, означает возможность неучета в составе полезного отпуска потребленной, но неоплаченной электрической энергии, что приведет к ее необоснованному отнесению на потери в сетях предприятия.

Кроме того, в пункте 121 Правил розничных рынков установлено, что гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) вправе распределять суммарную величину потерь электрической энергии между сетевыми организациями, исходя из нормативных величин потерь пропорционально объемам потребления электрической энергии, только в случае непредставления сетевой организацией сведений об объемах потерь.

Таким образом, оспариваемые судебные акты приняты в соответствии с пунктом 50 Правил доступа и пунктом 121 Правил розничных рынков, поэтому вследствие отсутствия оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.

Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.11.2008 по делу N А54-2728/2008, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 06.05.2009 по тому же делу оставить без изменения.

Заявление открытого акционерного общества "Рязанская энергетическая сбытовая компания" оставить без удовлетворения.

Председательствующий
А.А.Иванов




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт

Высшего Арбитражного Суда РФ

www.arbitr.ru (сканер-копия)

по состоянию на 30.04.2010