Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     
от 21 апреля 2010 года N 47-ВПР10-1


[Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений, поскольку п.3 ст.225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся]



Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего В.П.Меркулова, судей Г.В.Макарова и О.А.Ксенофонтовой, рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению прокурора Домбаровского района Оренбургской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет по представлению Заместителя генерального прокурора Российской Федерации на решение Домбаровского районного суда от 24 апреля 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 июня 2009 года, которыми в удовлетворении заявления прокурора отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., поддержавшей доводы представления, Судебная коллегия

установила:

Решением Домбаровского районного суда от 24 апреля 2009 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 июня 2009 года отказано в удовлетворении заявления прокурора Домбаровского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования (МО) Красночабанский сельсовет, выразившегося в непостановке на учет как бесхозяйного имущества расположенных на его территории 3 гидротехнических сооружений (плотин) - на балке б/н в 6,5 км юго-западнее п.Аккудук; на реке Мендыбай в 3 км южнее п.Красночабанский; на балке б/н в 0,8 км западнее п.Аккудук.

Требование прокурора мотивировалось тем, что отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений (ГТС) влечет неисполнение предусмотренных ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Согласно ст.225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

По делу, как отмечено выше, приняты указанные судебные постановления судов первой и второй инстанций - об отказе в удовлетворении требования прокурора.

Районный суд, сославшись на п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходил из того, что МО владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью. В отношении иного имущества они такими правами не обладают, а следовательно, на них не может быть возложена обязанность по обращению такого имущества в свою собственность. Согласно п.3 ст.225 ГК РФ орган местного самоуправления самостоятельно решает вопрос об обращении в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и в суд с заявлением о признании на него права собственности. Судебный порядок возложения на МО таких обязанностей законом не предусмотрен, что соответствует и Положению о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580.

Кассационная инстанция, соглашаясь с правовой позицией суда первой инстанции и признавая его решение (от 24 апреля 2009 года) законным, указала также на то, что имеется вступившее в законную силу решение этого же районного суда от 26 февраля 2009 года, которым на указанные выше водные объекты признано право Российской Федерации и отказано в удовлетворении требования прокурора об обязании администраций МО Красночабанский сельсовет и МО Домбаровский район: принять в собственность эти водные объекты; обратиться с заявлением о внесении названных ГТС В Российский регистр гидротехнических сооружений.

Определением судьи Оренбургского областного суда от 8 сентября 2009 года отказано в передаче надзорного представления прокурора области для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

28 декабря 2009 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, а определением судьи этого суда от 16 марта 2010 года дело с представлением Заместителя Генерального Прокурора Российской Федерации передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В представлении Заместителя Генерального Прокурора Российской Федерации ставится вопрос об отмене указанных выше судебных постановлений (от 24.04.2009 и от 24.06.2009) по мотиву того, что выводы судов основаны на неправильном толковании норм материального права и являются ошибочными. С ссылкой на п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и ст.ст.3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ отмечается в частности, что установленные меры по безопасности ГТС, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации и т.п., не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности вышеуказанных ГТС, не исключающих возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Рассматриваемые объекты расположены в административных границах МО Красночабанский сельсовет Домбаровского района, а следовательно, бездействие администрации в части обращения в Управление Федеральной регистрационной службы Оренбургской области с заявлением о принятии ГТС на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч.3 ст.225 ГК РФ, о чем прокурором указывалось и при обращении в суд первой инстанции и действовавшего в пределах предоставленных ему полномочий, в том числе и в части выбора способа защиты прав и интересов неопределенного круга лиц (чт.12 ГК РФ*, ст.45 ГПК РФ). Ссылка кассационной инстанции на решение Домбаровского районного суда от 26 февраля 2009 года о признании права Российской Федерации на эти ГТС является ошибочной, так как этим решением было отказано в удовлетворении заявления об обязании органа местного самоуправления принять в собственность водные объекты и понуждении к обращению с заявлением о внесении их в Российский регистр гидротехнических сооружений. Отмечается также, что указанные судебные постановления не соответствуют судебной практике.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "ст.12 ГК РФ". - Примечание изготовителя базы данных.

Проверив материалы дела и обсудив доводы представления, Судебная коллегия находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, что отражено и в п.п.7, 21, 24 ч.1 ст.4 Устава МО Домбаровский район. Как отмечено выше, федеральным законодательством (от 21.07.97 N 117-ФЗ) установлены определенные требования по эксплуатации ГТС. Пункт 3 ст.225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Анализ указанных правовых норм указывает на обоснованность представления о незаконности вышеуказанных судебных постановлений, в том числе и с учетом довода кассационной инстанции относительно решения Домбаровского районного суда от 26 февраля 2009 года, по указанным в представлении основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

Отменить решение Домбаровского районного суда от 24 апреля 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 июня 2009 года.

Вынести по делу новое решение, которым удовлетворить заявление прокурора Домбаровского района Оренбургской области. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Красночабанский сельсовет по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений - плотин, находящихся на территории этого муниципального образования. Возложить на администрацию муниципального образования Красночабанский сельсовет Домбаровского района обязанность обратиться в Управление Федеральной службы Оренбургской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества Гидротехнических сооружений на балке б/н в 6,5 км юго-западнее п.Аккудук; на р.Мендыбай в 3 км южнее п.Красночабанский; на балке б/н примерно в 0,8 км западнее п.Аккудук.

Председательствующий
В.П.Меркулов

Судьи
Г.В.Макаров
О.А.Ксеноонтова



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка