ПРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ

РЕШЕНИЕ

от 10 марта 2010 года N 1

Об укреплении международного статуса российских высших учебных заведений



Рассмотрев вопрос укрепления международного статуса российских высших учебных заведений в свете формирования глобальной системы образовательных рейтингов, Правление Российского союза ректоров отмечает его значимость как с позиции необходимости повышения стратегической конкурентоспособности российского высшего образования в мировом пространстве, так и с позиции международного политического позиционирования Российской Федерации в целом.

Международные образовательные рейтинги все в большей степени становятся ключевым инструментом определения авторитета образования тех или иных стран и обуславливают распределение возможностей академического влияния национальных образовательных систем на мировые образовательные процессы.

Глобальные образовательные рейтинги являются также фактором унификации процессов и моделей образования, а значит, культурной и мировоззренческой унификации. Сохранение действующих подходов в рейтинговании вузов способствует процессам искусственного принижения международных конкурентных позиций отечественного высшего образования, лишает права на сохранение аутентичных подходов и вынуждает, в конечном итоге, к отказу от российских традиций в образовании.

В этой связи предлагается реализовать комплекс мер, направленных на максимальный учет особенностей и конкурентных преимуществ национальных моделей образования, включая российскую, и минимизирующих возможность создания привилегированных условий для образовательных систем отдельных государств.

Данную работу предлагается проводить по внутрикорпоративному вектору, создавая постоянные механизмы комплексного мониторинга деятельности учебных заведений внутри российской вузовской системы, а также по внешнекорпоративному вектору, усиливая взаимодействие с международными образовательными институтами по вопросам развития институциональных механизмов образования. Это позволит российской образовательной корпорации овладеть инициативой в процессах выработки новых правил глобального ранжирования вузов и оформления системы глобальных образовательных рейтингов с учетом их фундаментальных оснований и многообразия образовательных моделей.

Исходя из понимания государственных задач повышения эффективности позиционирования российского высшего образования на международной арене, а также признавая основанием деятельности в международной сфере ранжирования вузов Берлинские принципы 2006 года и принципы Московского меморандума 2009 года Правление Российского союза ректоров

приняло решение:

1. Обратиться к международным рейтинговым агентствам с предложениями о сотрудничестве с Российским союзом ректоров в качестве независимого оператора, представляющего интересы российской высшей школы в процессах рейтингования, и рекомендациями по участию представителей российского экспертного сообщества в глобальных рейтинговых исследованиях и предложениями по расширению системы универсальных критериев оценки высших учебных заведений.

2. Одобрить проект совместного коммюнике Российского союза ректоров и Times Higher Education о принципах взаимодействия (приложение).

3. Просить Министерство образования и науки Российской Федерации утвердить типовые правила информационного мониторинга деятельности вузов для использования в процессах рейтингования, а также рассмотреть возможность размещения и регулярного обновления соответствующей информации на федеральном портале "Российское образование".

4. Рекомендовать членам Российского союза ректоров:

- расширить представительство возглавляемых вузов в сети Интернет, в том числе: сформировать специализированные разделы сайтов, системно представляющие информацию о деятельности вузов необходимую для использования в процессах рейтингования, повысить их информационный динамизм в русско- и англоязычном сегментах сети;

- активизировать работу подразделений информационного мониторинга и аудита по различным направлениям научно-образовательной деятельности, а также в области оценки работы вуза различными социально значимыми группами (родители, абитуриенты, студенты, выпускники, преподаватели, работодатели, общественные организации);

- оказать поддержку созданию в вузах структур по языковой адаптации информации о научно-исследовательской деятельности и содействию их публикации в международной системе научных изданий, учитываемых глобальными рейтинговыми агентствами.

Президент Российского союза ректоров
Ректор МГУ им.М.В.Ломоносова
Вице-президент РАН, академик
В.Садовничий

     

     

Приложение
к решению Правления
Российского союза ректоров
от 10 марта 2010 года N 1

     

Совместное коммюнике Российского союза ректоров и Times Higher Education о принципах взаимодействия



10-11 марта 2010 года состоялась сессия совместных мероприятий Российского союза ректоров и Times Higher Education, посвященных совершенствованию системы глобальных рейтингов вузов, а также дальнейшей интеграции российских высших учебных заведений в мировое образовательное пространство.

Признавая основанием деятельности в международной сфере ранжирования высших учебных заведений Берлинские принципы 2006 года, а также институциональную роль их развития принципами Московского меморандума 2009 года, Российский союз ректоров и Times Higher Education по итогам мероприятий фиксируют следующие позиции:

1. Стороны отмечают высокую важность международного взаимодействия академического сообщества, гражданских и общественных институтов, административных субъектов сферы ранжирования вузов в целях развития глобальной системы оценки высших учебных заведений.

Такие отношения, по мнению сторон, служат достижению межгосударственного понимания и взаимного культурного обогащения, а также позволяют развивать международные гуманитарные принципы с учетом образовательных традиций и национального многообразия различных стран.

2. Российская сторона высоко оценивает усилия и опыт Times Higher Education в деле строительства эффективной системы оценки высших учебных заведений и полагает, что эти усилия способны стать важным фактором развития сферы глобальных рейтингов.

Также российская сторона удовлетворена высоким вниманием Times Higher Education к позиции российского вузовского сообщества по вопросам совершенствования глобальных рейтингов в образовании, а также стремлением британской стороны всецело содействовать широкому включению российских высших учебных заведений в международные оценочные процессы.

3. Британская сторона высоко оценивает образовательные традиции России и потенциал участия российских вузов в глобальных образовательных рейтингах.

Также британская сторона приглашает российское академическое сообщество к партнерству в решении вопросов политики глобальных рейтингов вузов.

4. Стороны отмечают необходимость дальнейшего совершенствования глобальной системы оценки высших учебных заведений в направлении развития ее институтов, обеспечения прозрачности, повышения объективности и разработки инструментов адаптации критериев и методологии оценки вузов к уникальным характеристикам различных моделей образования, существующих в международном образовательном пространстве.

5. Стороны свидетельствуют о начале системного взаимодействия российского вузовского сообщества с Times Higher Education, направленного на информирование о методологии и сборе данных о российских вузах для того, чтобы увеличить их возможности вхождения в Times Higher Education World University Rankings (Глобальный рейтинг университетов Times), проводимый Thomson Reuters.

Главным оператором коммуникаций с российской стороны определяется Российский союз ректоров.

Главным оператором коммуникаций с британской стороны определяется Times Higher Education.

6. Стороны утверждают честность, открытость, объективность и взаимное уважение ключевыми принципами, на которых будет строиться взаимодействие российского вузовского сообщества и Times Higher Education.

7. Стороны создают рабочую группу, которая разработает регламент будущего взаимодействия.

Президент Российского союза
ректоров, академик
Виктор Антонович Садовничий

Главный редактор
Times Higher Education
Филипп Бетти

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальные документы в образовании.
Бюллетень нормативных правовых актов,
N 15, май, 2010 год



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»