Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 7 апреля 2009 года N 635

Об утверждении Наставления по организации кинологической деятельности таможенных органов Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФТС России от 19 ноября 2018 года N 1862
____________________________________________________________________



В целях приведения кинологической деятельности таможенных органов Российской Федерации в соответствие с нормативными правовыми актами, а также ее развития и совершенствования

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации кинологической деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - Наставление).

2. Начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов обеспечить доведение настоящего Наставления до сведения подчиненных должностных лиц и его неукоснительное исполнение.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России И.А.Завражнова.

Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов

     

Приложение
к приказу ФТС России
от 7 апреля 2009 года N 635

     
Наставление по организации кинологической деятельности таможенных органов Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Настоящее Наставление по организации кинологической деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - Наставление) определяет основы организации кинологической деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы), порядок применения служебных собак при проведении таможенного контроля, оперативно-розыскных мероприятий, а также особенности их подготовки, содержания и ветеринарно-санитарного обеспечения.

1.2. Кинологическую деятельность осуществляют входящие в состав Кинологической службы ФТС России Центральная таможня (Кинологический центр ФТС России), кинологические службы оперативных таможен и кинологические отделы таможен (далее - кинологические подразделения).

1.3. Кинологические подразделения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, Положением о Кинологической службе ФТС России, утвержденным приказом ФТС России от 3 июня 2008 года N 687, а также настоящим Наставлением.

1.4. Специалистами-кинологами являются должностные лица кинологических подразделений таможенных органов, назначаемые на должности сотрудников или государственных гражданских служащих таможенных органов, должностные обязанности которых определены соответственно должностными инструкциями или должностными регламентами и включают в себя дрессировку (тренировку) и применение служебных собак в борьбе с преступлениями и правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.

1.5. Специалисты-кинологи таможенных органов со служебными собаками могут быть задействованы в мероприятиях, проводимых другими правоохранительными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, по совместно разработанным планам оперативно-розыскных, профилактических и иных мероприятий, а также по разовым заявкам.

1.6. В кинологической деятельности таможенных органов применяются следующие категории служебных собак:

специальные - по поиску и обнаружению взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ;

собаки-детекторы - специализированные собаки, используемые как средство, инструмент исследования (биологический индикатор запаховых следов) в лабораторном анализе запаховых следов;

караульные - для усиления охраны территории таможенных органов.

1.7. Численность служебных собак в составе одной таможни определяется исходя из расчета:

количества пунктов пропуска, функционирующих в ее структуре;

численности служебных собак в составе одной смены кинологов;

суммарного количества суточных кинологических смен;

количества специалистов-кинологов, назначаемых в одну смену на сутки.

1.8. За специалистом-кинологом может закрепляться вторая собака, если его служебная собака подлежит плановой выбраковке. Закрепление второй собаки в целях ее обучения и тренировки на месте производится за 6-8 месяцев до выбраковки. Обслуживание специалистом-кинологом двух служебных собак допускается при наличии соответствующей профессиональной подготовки, опыта работы со служебными собаками не менее пяти лет и исходя из реальной возможности специалиста-кинолога обеспечить качественную дрессировку (тренировку) служебных собак, их содержание и сбережение.

1.9. При убытии в отпуск, командировку или в случае болезни специалиста-кинолога закрепленные за ним собаки передаются другому специалисту-кинологу только для ухода и кормления.

При увольнении специалиста-кинолога закрепленная за ним служебная собака передается подготовленному специалисту-кинологу в присутствии должностного лица кинологического подразделения таможенного органа и ветеринарного специалиста.

2. Подготовка специалистов-кинологов и назначение их на должности

2.1. Лица, впервые принимаемые на службу в таможенные органы на должности в качестве специалистов-кинологов и не имеющие кинологической подготовки, в обязательном порядке проходят начальное профессиональное образование на базе отделов кинологической подготовки (кинологических центров) региональных таможенных управлений.

2.2. К кандидатам на вышеуказанные должности, учитывая специфику службы, предъявляются следующие требования:

- наличие познаний в области кинологической деятельности, опыт работы с собаками и желание заниматься с ними, отсутствие аллергических реакций на животных и их выделения;

- возможность их допуска к работе с наркотическими средствами, взрывчатыми веществами, оружием и боеприпасами, а также к сведениям, составляющим государственную тайну.

2.3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации должностных лиц кинологических подразделений таможенных органов осуществляются в образовательных учреждениях ФТС России и Центральной таможне (Кинологическом центре ФТС России).

2.4. Специалисты-кинологи, направляемые на обучение (повышение квалификации, переподготовку) с собаками, пригодными для дрессировки по профилю службы, обязаны иметь при себе полный комплект форменной и специальной одежды по сезону, необходимые документы, а также специальное снаряжение для собак.

2.5. По окончании обучения (повышения квалификации, переподготовки) специалисты-кинологи сдают экзамены, в ходе которых экзаменационная комиссия оценивает уровень их подготовки и подготовку служебных собак по профилю применения. На основании решения комиссии специалистам-кинологам выдается документ установленного образца.

2.6. Обязанности специалиста-кинолога и его профессиональная деятельность определяются его должностным регламентом и включают дрессировку (тренировку) и применение служебных собак в борьбе с преступлениями и правонарушениями, отнесенными к компетенции таможенных органов. Привлечение специалистов-кинологов к выполнению других функций, не соответствующих их прямому предназначению, не допускается.

3. Порядок применения служебных собак специалистами-кинологами

3.1. Организация деятельности специалистов-кинологов по применению ими служебных собак в таможенных органах направлена на повышение эффективности их действий по выявлению и предупреждению контрабанды наркотических средств, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и других товаров, обладающих индивидуальным запахом и незаконно перемещаемых через таможенную границу, а также на усиление системы охраны объектов таможенной инфраструктуры.

3.2. Кинологические подразделения при организации работы основываются на информации об участниках внешнеэкономической деятельности, перевозчиках, имевших правонарушения в таможенной сфере, и иных данных оперативной обстановки для обеспечения принятия решения по наиболее эффективному применению служебных собак.

3.3. При производстве повседневного таможенного контроля товаров и транспортных средств специалисты-кинологи, организуя применение служебных собак, руководствуются результатами анализа оперативной обстановки, складывающейся на конкретном объекте в регионе деятельности таможенного органа. При этом необходимо учитывать факторы, способные существенно влиять на ее состояние, в частности: изменение интенсивности и маршрутов движения транспортных средств через пункты пропуска, особенности оформления товаротранспортных документов и документов, удостоверяющих личность физических лиц (дата получения, гражданство, место жительства), характер поведения пассажиров, а также сообщения ориентировок о лицах, причастных к контрабанде, используемых ими транспортных средствах, о времени и месте их появления и т.п.

3.4. При получении оперативной информации от должностных лиц соответствующих подразделений специалисты-кинологи обязаны строго и неукоснительно выполнять требования конспирации, не допускать раскрытия планируемых и осуществляемых действий. В этих целях работа специалистов-кинологов на пунктах пропуска должна строиться с чередованием следующих видов деятельности:

- регулярная смена графика работы специалистов-кинологов;

- привлечение специалистов-кинологов для досмотра транспортных средств с учетом расписания их движения;

- систематическое чередование проведения внеплановых и плановых оперативно-розыскных мероприятий с участием специалистов-кинологов;

- периодическое усиление таможенных постов максимальным количеством сил и средств кинологических подразделений таможни и таможенных органов региона, а в случае острой необходимости - Центральной таможни (Кинологического центра ФТС России).

3.5. Участие специалистов-кинологов в проведении совместных с правоохранительными органами оперативных и следственных мероприятий как на пунктах пропуска, так и вне зон таможенного контроля осуществляется по письменным заявкам заинтересованных правоохранительных органов.

С учетом физиологических возможностей служебных собак рекомендуется применение метода выборочного контроля, основанного на анализе факторов риска. В этом случае специалист-кинолог после применения собаки проводит дополнительное изучение, накопление и анализ информации, связанной с обстоятельствами, способствующими совершению перемещения через таможенную границу контрабанды.

На основе полученных при этом результатов специалист-кинолог по согласованию с руководителем оперативной группы устанавливает график использования собаки на объекте.

3.6. Служебные собаки, применяемые для поиска наркотических средств, взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов, способны эффективно работать в течение суток при соблюдении следующего графика:

- через каждые 45 минут работы - 15 минут отдыха плюс 10 минут выгуливания через каждые 2 часа работы;

- обязательный непрерывный отдых в течение 4 часов по решению специалиста-кинолога;

- суммарное время на утреннее и вечернее кормление, выгуливание животного и уход за ним - 2 часа.

Таким образом, служебную собаку можно использовать, учитывая физиологические особенности ее организма, а также характера функционирования обонятельного анализатора не более 12 часов в сутки (кратковременный периодический отдых - 360 минут, непрерывный отдых - 4 часа, кормление и уход за животным - 2 часа).

3.7. Применение служебных собак специалистами-кинологами при проведении совместных с правоохранительными органами профилактических и оперативно-розыскных мероприятий допускается лишь в том случае, когда они осуществляются под руководством должностных лиц этих органов.

3.8. Доставка специалистов-кинологов со служебными собаками к месту проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий, а также к местам проведения тренировок и обратно осуществляется специализированным служебным автотранспортом, оборудованным для перевозки служебных собак.

3.9. В состав дежурной смены специалисты-кинологи с неподготовленными и больными служебными собаками не назначаются.

3.10. Успешное применение служебных собак достигается:

- постоянным и квалифицированным руководством должностными лицами кинологических подразделений таможенных органов;

- своевременным доведением до исполнителей принимаемых решений по использованию собак на службе;

- качественным подбором, высоким уровнем подготовки специалистов-кинологов и служебных собак;

- постоянной дрессировкой и систематической тренировкой служебных собак в условиях, приближенных к их практическому применению;

- обобщением и внедрением в практическую деятельность положительного опыта использования служебных собак;

- созданием необходимой учебной материальной базы для подготовки специалистов-кинологов и дрессировки (тренировки) служебных собак, надлежащих условий их содержания, кормления, обеспечением специальным снаряжением и ветеринарно-санитарным обслуживанием.

3.11. Применение служебной собаки считается результативным, если собака во время проведения таможенного контроля, оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий обнаружила наркотические средства, взрывчатые вещества, оружие, боеприпасы и иные вещественные доказательства либо другим способом дала реальную возможность другим службам получить ориентировочную или доказательную информацию.

4. Отбор собак для кинологических подразделений
Выбраковка служебных собак

4.1. Для работы в таможенных органах используются собаки различных служебных и других пригодных для этого пород.

4.2. Комплектование кинологических подразделений служебными собаками производится за счет собак, приобретаемых непосредственно у граждан и организаций или передаваемых ими безвозмездно, принятия собак на баланс от специалистов-кинологов, желающих работать с собственными собаками.

4.3. Для отбора, определения пригодности закупаемых собак приказом таможенного органа назначается комиссия в составе заместителя начальника таможенного органа, курирующего кинологическое подразделение, начальника кинологического отдела или его заместителя, ветеринарного специалиста, и представителя финансового подразделения.

4.4. Отбираемые для служебного использования собаки должны быть в возрасте от 9 месяцев до 2,5 лет, иметь крепкий костяк, хорошо развитую мускулатуру, правильный постав конечностей, здоровые зубы, хорошее обоняние, зрение, нормальный шерстный покров, обладать крепкой хваткой. Кроме того, они не должны иметь пороков, болезней и недостатков, ограничивающих или исключающих служебное использование собак (приложение N 1 к Наставлению).

4.5. При определении пригодности собаки к использованию на службе комиссия осматривает ее в состоянии покоя и в движении, выясняет возраст, физические качества, состояние здоровья, оценивает остроту обоняния, зрения, слуха, выявляет особенности нервной системы.

Обоняние собаки проверяется путем выявления ее способности самостоятельно обнаружить кусочки мяса, предварительно разбросанные в разных местах на площади 25x25 метров. Проверка проводится до кормления или через 4 часа после него. Собаку пускают против ветра. Чем больше расстояние, с которого она учует запах мяса, тем острее у нее обоняние.

Проверка слуха проводится путем произношения шепотом клички собаки в 5-6 метрах от нее при отсутствии отвлекающих раздражителей.

Зрение проверяется путем осмотра глаз и наблюдения за реакцией собаки на взмах руки вблизи от нее, а также на появление хозяина.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»