Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 21 июня 2010 года N 655

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 140448.01 Электромеханик по лифтам

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 2013 года на основании
приказа Минобрнауки России от 2 августа 2013 года N 805
____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 года N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст.2603), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст.1110),

приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 140448.01 Электромеханик по лифтам и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.     

________________

Федеральные государственные образовательные стандарты, являющиеся приложениями к приказам об их утверждении, опубликованным на стр.12-43 данного номера Бюллетеня, не приводятся. Они размещены на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации: www.mon.gov.ru. - Прим.ред.   

Министр
А.Фурсенко

     

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
22 июля 2010 года,
регистрационный N 17957


     

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 21 июня 2010 года N 655

     

Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 140448.01 Электромеханик по лифтам

I. Область применения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 140448-01 Электромеханик по лифтам всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии,

II Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. Характеристика подготовки по профессии

3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.

Таблица 1

Образовательная база приема

Код и наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)

Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Электромеханик по лифтам

10 мес.

на базе основного общего образования

2 года 5 мес.

________________

ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

3.2. Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: эксплуатация и ремонт лифтового оборудования.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

технологический процесс обслуживания лифтового оборудования;

механическое и электрическое лифтовое оборудование;

техническая, технологическая и эксплуатационная документация;

комплектующие материалы.

4.3. Обучающийся по профессии Электромеханик по лифтам готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Эксплуатационно-техническое обслуживание лифтового оборудования.

4.3.2. Эксплуатационно-техническое обслуживание диспетчерского оборудования и телеавтоматики.

V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы,

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Эксплуатационно-техническое обслуживание лифтового оборудования.

ПК 1.1. Производить работы по монтажу и испытанию лифтов.

ПК 1.2. Осуществлять прокладку электропроводки.

ПК 1.3. Проводить диагностику неисправностей лифтового оборудования.

ПК 1.4. Выполнять слесарные и слесарно-сборочные работы с применением необходимого оборудования, инструментов и приспособлений.

ПК 1.5. Устранять неисправности лифтового оборудования.

5.2.2. Эксплуатационно-техническое обслуживание диспетчерского оборудования и телеавтоматики.

ПК 2.1. Производить ремонт и регулирование коммутационной аппаратуры.

ПК 2.2. Осуществлять монтаж диспетчерского оборудования и телеавтоматики.

VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования

     
Таблица 2

Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего макси-
мальной учебной нагрузки обучаю-
щегося

В т.ч. часов обяза-
тельных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды форми-
руемых компе-
тенций

Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура"

864

576

ОП.00

Общепрофессиональный цикл

354

236

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

ОП.01. Техническое черчение

ОК 1-7
ПК 1.2-1.5
ПК 2.1
ПК 2.2

уметь:

читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;

знать:

общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;

основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;

требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем

уметь:

ОП.02. Электротехника

ОК 1-7
ПК 1.1-2.2

контролировать выполнение заземления, зануления;

производить контроль параметров работы электрооборудования;

пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;

снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;

знать:

основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;

сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

типы и правила графического изображения и составления электрических схем;

условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

основные элементы электрических сетей;

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;

двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки;

способы экономии электроэнергии;

правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

виды и свойства электротехнических материалов;

правила техники безопасности при работе с электрическими приборами

уметь:

ОП.03. Основы технической

ОК 1-7
ПК 1.1.-2.2

выполнять основные слесарные работы при техническом обслуживании и ремонте оборудования;

механики и слесарных работ

пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;

собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;

читать кинематические схемы;

знать:

виды износа и деформации деталей и узлов;

виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте оборудования;

виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;

основы кинематики механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;

назначение и классификацию подшипников;

основные типы смазочных устройств;

принципы организации слесарных работ;

понятие трения, его виды, роль трения в технике;

устройство и назначение инструментов и контрольно-
измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ, техническом обслуживании и ремонте оборудования;

виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики

уметь:

ОП.04. Материаловедение

ОК 1-7
ПК 1.1-2.2

определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления;

подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;

различать основные конструкционные материалы по физико-механическим и технологическим свойствам;

знать:

виды, свойства и области применения основных конструкционных материалов, используемых в производстве;

виды прокладочных и уплотнительных материалов;

виды химической и термической обработки сталей;

классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;

методы измерения параметров и определения свойств материалов;

основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;

основные свойства полимеров и их назначение;

способы термообработки и защиты металлов от коррозии

уметь:

ОП.05. Охрана труда

ОК 1-7
ПК 1.1-2.2

оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;

пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;

применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;

использовать экобиозащитную и противопожарную технику;

определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;

знать:

виды и правила проведения инструктажей по охране труда;

возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;

действие токсичных веществ на организм человека;

законодательство в области охраны труда;

меры предупреждения пожаров и взрывов;

нормативные документы по охране труда и здоровья;

основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;

общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях; основные источники воздействия на окружающую среду;

основные причины возникновения пожаров и взрывов;

особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;

правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;

профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;

права и обязанности работников в области охраны труда;

правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;

предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;

принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов

уметь:

32

ОП.06. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1-7
ПК 1.1-2.2

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения, применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения, меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

П.00

Профессиональный цикл

450

300

ПМ.00

Профессиональные модули

450

300

ПМ.01

Эксплуатационно-техническое обслуживание лифтового оборудования

МДК.01.01. Теоретические основы обслуживания лифтового

ОК 1-7
ПК 1.1-1.5

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

оборудования

иметь практический опыт:

проведения работ по монтажу и испытанию лифтов;

прокладки электропроводки;

диагностики неисправностей лифтового оборудования;

выполнения слесарных и слесарно-сборочных работ с применением необходимого оборудования, инструментов и приспособлений;

устранения неисправности лифтового оборудования;

обсуждения и аргументирования конкурентных преимуществ и социальной значимости своей будущей профессии;

анализа рабочей ситуации, выбора средств реализации целей и задач, поставленных руководителем;

самостоятельного поиска информации, необходимой для решения профессионально-трудовых задач;

распределения обязанностей и согласования позиций в совместной деятельности по решению профессионально-трудовых задач;

оформления первичной документации в сфере своей деятельности;

уметь:

выполнять организационные и технические мероприятия для безопасного проведения работ на лифтах;

читать чертежи средней степени сложности, кинематические и электрические схемы лифтов;

выполнять пробивку по готовой разметке ниш, борозд, отверстий в перегородках и стенах;

производить подготовку и крепление труб под электропроводку, прокладку кабелей;

выполнять слесарные и слесарно-сборочные работы;

производить разборку и сборку механических и автоматических устройств лифтового оборудования, чистку, промывку и смазывание узлов и деталей механизмов;

определять и устранять неисправности в цепях пуска и управления, сетях освещения и сигнализации;

производить смену и крепление стальных канатов;

подготавливать лифты к техническому освидетельствованию;

выбирать критерии оценки процесса и продуктов деятельности и объективно оценивать результаты;

выделять существенное содержание в технических инструкциях и регламентах;

применять правила и нормы делового общения в различных производственных ситуациях;

знать:

содержание и последовательность процедур технических осмотров лифтов;

требования к установке и монтажу электрооборудования, основные способы, этапы и последовательность их подключения и переключения;

типовые конструкции и виды компоновок лифтов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»