МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИКАЗ


от 22 июля 2010 года N 999


Об утверждении Устава службы на судах Военно-Морского Флота



Утвердить прилагаемый Устав службы на судах Военно-Морского Флота.

Министр обороны
Российской Федерации
А.Сердюков

     

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
31 августа 2010 года,
регистрационный N 18311

     

     

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 22 июля 2010 года N 999

     

Устав службы на судах Военно-Морского Флота

     

Общие положения

1. Суда Военно-Морского Флота являются федеральной собственностью Российской Федерации, находящейся в оперативном управлении Военно-Морского Флота.

Суда Военно-Морского Флота (далее именуются суда) пользуются иммунитетом от юрисдикции иностранного государства.

2. В зависимости от мореходных качеств и выполняемых задач суда разделяются:

на морские суда, предназначенные для обеспечения сил Военно-Морского Флота в океанской и морской зонах;

на катера и рейдовые суда, предназначенные для обеспечения сил Военно-Морского Флота в прибрежных районах и пунктах базирования.

Исходя из основного предназначения морские суда, катера и рейдовые суда подразделяются на классы (гидрографические, поисково-спасательные, транспортные, специальные и пр.), а классы - на подклассы исходя из их специализации.

3. Настоящий Устав разработан в соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации и определяет права и обязанности членов экипажей по организации службы, а также устанавливает права и обязанности руководителей в части регламентирования и регулирования условий труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются лица гражданского персонала), работающих на судах.

________________

Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст.3538; 2005, N 38, ст.3799; 2006, N 17 (ч.II), ст.1819; 2007, N 20, ст.2391; N 27, ст.3255; N 46, ст.5565; 2008, N 31, ст.3705; N 43, ст.4921; N 47, ст.5430; N 47, ст.5431; 2009, N 21, ст.2550; N 36, ст.4311; 2010, N 28, ст.3656).

    Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3; N 30, ст.3014, 3033; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 18, ст.1690; N 35, ст.3607; 2005, N 1 (ч.I), ст.27; N 13, ст.1209; N 19, ст.1752; 2006, N 27, ст.2878; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.34; N 17, ст.1930; N 30, ст.3808; N 41, ст.4844; N 43, ст.5084; N 49, ст.6070; 2008, N 9, ст.812; N 30 (ч.I), ст.3613; N 30 (ч.II), ст.3616; N 52 (ч.I), ст.6235, 6236; 2009, N 1, ст.17, 21; N 19, ст.2270; N 29, ст.3604; N 30, ст.3732, 3739; N 46, ст.5419; N 48, ст.5717.

4. Руководители (командиры) вышестоящих органов военного управления, организующие использование судов для обеспечения повседневной деятельности, боевого дежурства, боевой службы сил флота, издают приказы, определяющие порядок их использования применительно к особенностям выполнения поставленных задач.

________________

Здесь и далее в тексте настоящего Устава, если не оговорено особо, под вышестоящими органами военного управления понимаются соединения кораблей и воинские части, в состав которых входят суда.

Глава 1

     

Организация службы на судне

     

Экипаж судна

5. В целях обеспечения использования судна по назначению на нем комплектуется экипаж, члены которого обладают необходимой квалификацией, а численность обеспечивает выполнение свойственных задач в полном объеме.

Численность экипажа судна с перечнем должностей по каждой специальности устанавливается штатом (штатным перечнем) для каждого проекта судна в зависимости от его предназначения (специализации).

6. Экипаж судна возглавляется капитаном и состоит из командного и рядового состава. К командному составу судна относятся: капитан, помощники капитана, начальники служб, начальник радиостанции, механики, электромеханики, инженеры различных специальностей (в соответствии со штатом (штатным перечнем) судна) и врачи.

К рядовому составу относятся остальные члены экипажа.

7. К работе на судах Военно-Морского Флота допускаются граждане Российской Федерации, имеющие:

диплом или квалификационное свидетельство, подтверждающие право занятия должности на судне;

заключение медицинской комиссии о годности по состоянию здоровья для работы на судах.

8. Все члены экипажа назначаются на судно приказом должностного лица, обладающего правом приема на работу и увольнения лиц гражданского персонала. Никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу без согласия капитана.

________________

Здесь и далее в тексте настоящего Устава, если не оговорено особо, под капитаном понимается руководитель, возглавляющий экипаж судна.


Порядок приема на работу членов экипажа судна, порядок и основания их увольнения, особенности регулирования труда лиц гражданского персонала на судах, а также дополнительные основания для прекращения (продления) трудового договора (контракта) определяются Уставом о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота, Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

________________

Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2000 года N 715 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 40, ст.3966).

9. Срок приема и сдачи дел для капитана устанавливается должностными лицами органов военного управления с учетом положений Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

________________

Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47 (ч.I), ст.5749; 2008, N 43, ст.4921).


Срок приема и сдачи дел для командного состава судна устанавливается капитаном.

10. В зависимости от выполняемых функциональных обязанностей командный и рядовой состав судна приказом капитана распределяется по службам и командам:

эксплуатационная служба обеспечивает безопасное судовождение и управление судном, снабжение судна материальными средствами (исключая топливо, смазочные масла и воду), а также выполнение перегрузочных и других работ, связанных с его эксплуатацией;

электромеханическая служба обеспечивает содержание, эксплуатацию и техническое обслуживание средств движения судна и средств борьбы за его живучесть, снабжение судна топливом, смазочными маслами и водой, а также выполнение профилактических, наладочных и ремонтных работ, связанных с его эксплуатацией;

радиотехническая служба обеспечивает судно связью и техническую готовность аппаратуры связи и радиотехнического оборудования судна;

медицинская служба обеспечивает охрану здоровья экипажа, оказание медицинской помощи членам экипажа и пассажирам;

боцманская команда обеспечивает обслуживание корпуса, корпусных конструкций, палубных механизмов, устройств и систем судна, а также поддержание в постоянной готовности к использованию судовых катеров, шлюпок и спасательных средств;

машинная команда обеспечивает обслуживание главных и вспомогательных двигателей, котлов, электрооборудования и средств борьбы за живучесть судна, а также выполнение профилактических, наладочных и ремонтных работ, связанных с их эксплуатацией;

команда обслуживания обеспечивает бытовое обслуживание экипажа.

На специальных судах дополнительно могут быть организованы службы: радиационной безопасности, химическая, поисково-спасательная, подводно-технических работ, а также судовые команды (партии) водолазов, пожарных, вычислительной техники, специальных измерений и другие структурные подразделения в зависимости от предназначения судна и численности экипажа.

11. На судах с численностью экипажа менее 10 человек службы (команды) не создаются, а должностные обязанности, предусмотренные настоящим Уставом, совмещаются членами экипажа с учетом их специальности и опыта работы.

Судовые расписания

12. Для выполнения срочных работ, требующих немедленного устранения повреждений судна, оказания помощи другому судну или спасения людей, терпящих бедствие в море, а также для подготовки судна к предотвращению грозящей ему опасности все члены экипажа распределяются по судовым постам и специальным группам (партиям), развертываемым по сигналу судовой тревоги.

13. Судовая тревога объявляется капитаном или вахтенным (сменным) помощником капитана самостоятельно или по приказанию капитана для вызова всех членов экипажа на судовые посты и рабочие места в целях:

ликвидации аварийной ситуации, возникшей на судне (пожара, взрыва, посадки на мель, штормового или ледового повреждения, повреждения (водотечности) корпуса, поломки главных двигателей или других повреждений, в результате которых судно стало немореходным);

заблаговременной подготовки судна к предотвращению грозящей ему опасности (подходу к опасному для плавания району, приближению шторма, опасным волнам цунами и т.п.);

отработки действий экипажа на судовых постах и рабочих местах по борьбе за живучесть судна, проверки готовности к действию технических средств, обеспечивающих его безопасность, а также подготовленности экипажа к их использованию (учебная тревога).

14. Судовая тревога объявляется сигналом - непрерывным звонком громкого боя в течение 25-30 секунд. При пожаре во время стоянки судна у причала сигнал звонком дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол. Сигнал звонком дублируется голосом по судовой трансляционной сети с указанием причин тревоги (пожар, пробоина) и места пожара (пробоины). При отсутствии или неисправности звонковой сигнализации сигнал подается паровым свистком, тифоном или сиреной.

При проведении судовых учений после сигнала тревоги передается слово "учебная".

15. Распределение экипажа по судовым постам и специальным группам (партиям) устанавливается расписанием по судовой тревоге. В расписании по судовой тревоге определяются обязанности (действия) членов экипажа после подачи сигнала тревоги, включая:

управление судном, в том числе с использованием запасных (аварийных) средств и систем управления;

наблюдение за горизонтом, воздухом и водой, использование аварийных средств радиосвязи и специальных средств, установленных на судне;

герметизацию корпуса, борьбу с поступлением забортной воды, борьбу с пожаром;

оказание первой медицинской помощи и санитарную обработку раненых и пораженных членов экипажа и пассажиров;

подготовку к спуску на воду судовых катеров, спасательных шлюпок (плотов), проверку их снабжения и готовности к использованию аварийных средств радиосвязи и сигнализации;

действия экипажа при оставлении судна и угрозе его гибели (эвакуацию раненых и пораженных, спасение карт данного похода, судовых документов и ценностей).

16. Расписание по судовой тревоге должно вывешиваться на видном месте в общедоступных помещениях судна. Выписки из расписания по судовой тревоге должны вывешиваться у спального места каждого члена экипажа с указанием судового поста или рабочего места, на которое он должен прибыть, и обязанностей, выполняемых по сигналу тревоги.

17. Для выполнения работ повышенной опасности, требующих усиления вахты и одновременного нахождения экипажа или его большей части на судовых постах, члены экипажа - специалисты, обслуживающие механизмы, устройства и системы судна, распределяются по отдельным судовым постам и рабочим местам, развертываемым для выполнения этих работ.

Указанное распределение экипажа устанавливается авральными расписаниями, вводимыми в действие по решению капитана сигналом "слушайте все" (три коротких звука ревуном или звонком) и командой (голосом) с ходового мостика с указанием цели вызова экипажа на судовые посты и рабочие места.

18. В авральных расписаниях определяются обязанности (действия) членов экипажа:

при плавании в районах интенсивного судоходства (каналах, проливах), приближении к берегу или к району, опасному для плавания (лед, обломки судов), в штормовую погоду, если есть опасность повреждения судна, и в других сложных условиях;

при входе судна в базу (порт) и выходе из нее, постановке на якорь (швартовы), постановке в док или выходе из него;

при оказании помощи кораблю или летательному аппарату, терпящему бедствие в море;

при буксировке аварийного корабля или судна, имеющего на борту боеприпасы, взрывчатые вещества или иные опасные грузы;

при приемке (передаче) боеприпасов и других опасных грузов, в том числе на ходу, одновременно нескольким кораблям;

при постановке (выборке) плавучих средств навигационного (рейдового) оборудования, придонных устройств и подводных кабелей связи;

при других работах, выполняемых членами экипажа сверх установленной продолжительности рабочего времени (вахты).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»