Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 июля 2010 года N 1089-О-О

     
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Непеина Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктом 27 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой, рассмотрев по требованию гражданина А.А.Непеина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А.Непеин оспаривает конституционность пункта 27 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237), согласно которому военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.

Как следует из материалов жалобы, 4 апреля 2005 года заявитель был задержан в порядке статьи 91 УПК Российской Федерации, в дальнейшем ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Приказом командира воинской части от 19 мая 2005 года заявитель был зачислен в распоряжение командира части до вынесения решения по уголовному делу.

Приговором Грозненского гарнизонного военного суда от 11 июля 2007 года А.А.Непеин признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 105 УК Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде лишения свободы. Командир воинской части приказом от 2 ноября 2007 года уволил заявителя с военной службы.

Однако, поскольку в срок отбывания наказания по данному приговору засчитывается время содержания осужденного под стражей в период предварительного следствия и судебного разбирательства и этот срок исчисляется с 4 апреля 2005 года, приказом вышестоящего командования в приказ командира воинской части внесены изменения, согласно которым А.А.Непеин исключен из списков личного состава воинской части и снят со всех видов обеспечения с 4 апреля 2005 года.

По утверждению заявителя, несмотря на то что до вступления приговора в законную силу он являлся военнослужащим, оспариваемая норма позволила командованию уволить его с военной службы с момента начала отбывания наказания, в связи с чем она противоречит статьям 49, 55 и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Военная служба, как вид федеральной государственной службы, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (пункт 3 статьи 2 и статья 6 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определяет обязанности военнослужащего по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации как неотъемлемую часть его правового статуса; при этом социальные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим именно в связи с особым характером возложенных на них обязанностей, требующих беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни (пункты 1 и 2 статьи 1).

Соответственно, засчитанное приговором суда в срок наказания содержание под стражей, исключающее исполнение обязанностей военной службы, не может рассматриваться как прохождение военной службы. Следовательно, пункт 27 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя, в связи с чем его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Непеина Александра Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка