Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 января 2011 года N 4-О-О


Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Нижегородской области о проверке конституционности пункта 3 статьи 3 и части 1 статьи 9 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи М.И.Клеандрова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Арбитражного суда Нижегородской области,

установил:

1. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Арбитражный суд Нижегородской области оспаривает конституционность взаимосвязанных положений пункта 3 статьи 3 и части 1 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым условием реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества является соответствие площади арендуемого помещения установленным законами субъектов Российской Федерации предельным значениям площади арендуемого имущества, а в случае, если до 1 января 2009 года законом субъекта Российской Федерации предельные значения площади арендуемых помещений и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, предусмотренные соответственно статьями 3 и 5 данного Федерального закона, не установлены, применяются предельные значения и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, установленные Правительством Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, прокурор Нижегородской области в порядке реализации положений Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода и ООО "Аналитика" о применении последствий недействительности сделки - договора купли-продажи муниципального имущества, заключенного ответчиками в отношении нежилого здания общей площадью 10580 кв.м и земельного участка площадью 25346 кв.м.

Исковые требования прокурора обосновываются, в частности, тем, что площадь спорных отчужденных объектов недвижимости превышает предельное значение, установленное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2008 года N 961 в размере 1000 кв.м, которое в данном случае должно учитываться, поскольку согласно части 1 статьи 1 Закона Нижегородской области от 2 октября 2008 года N 125-3 "О реализации на территории Нижегородской области субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области или в муниципальной собственности" размер площади недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, предельными значениями не ограничивается.

Решением Нижегородского областного суда от 28 декабря 2009 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2010 года, часть 1 статьи 1 указанного Закона Нижегородской области признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

Арбитражный суд Нижегородской области, придя к выводу о том, что подлежащие применению в данном деле часть 1 статьи 9 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 3 данного Федерального закона, как препятствующие субъектам малого и среднего предпринимательства, если площадь арендуемых ими помещений превышает 1000 кв.м, реализовать преимущественное право на приобретение такого имущества, не соответствуют статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приостановил производство по делу и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке их конституционности.

Как указывается в запросе, применение к субъектам малого и среднего предпринимательства единого ограничения по площади арендуемых помещений (1000 кв. м), установленного без учета условий каждого субъекта Российской Федерации, приведет к произвольному и несоразмерному ограничению прав субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в конкретной правоприменительной ситуации, что противоречит принципам равенства и верховенства закона.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия данного запроса к рассмотрению.

Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в качестве одной из дополнительных гарантий, предоставляемых указанным субъектам, предусматривает преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.

Согласно пункту 3 статьи 3 данного Федерального закона преимущественное право на приобретение арендуемого имущества может быть реализовано при условии, что площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 17 декабря 2009 года N 1656-О-О и от 15 июля 2010 года N 1209-О-О, цель данного Федерального закона состоит в оказании адресной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них временной преференции в связи с их участием в приватизации; само по себе положение пункта 3 статьи 3 данного Федерального закона направлено на конкретизацию круга объектов недвижимости через регламентирование максимальной площади арендуемых помещений, в отношении которых может быть реализовано преимущественное право на их приобретение, при том что такое право предоставлено субъектам малого и среднего предпринимательства в качестве льготы.

Вопреки доводам заявителя, данное положение направлено также на учет условий развития субъектов малого и среднего предпринимательства в конкретном субъекте Российской Федерации, принимая во внимание которые законодатель субъекта Российской Федерации и определяет предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности данного субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

Данное положение находится в нормативном единстве с частью 1 статьи 9 того же Федерального закона, предусматривающей - в целях реализации механизма его действия - применение предельного значения площади арендуемых помещений, установленного Правительством Российской Федерации, в случае, если до предусмотренного в ней срока законодательные органы субъектов Российской Федерации не воспользуются предоставленным им правом установить соответствующие предельные значения.

При этом оспариваемые заявителем законоположения не ограничивают субъекты Российской Федерации в их праве определять предельные (максимальные) значения площади находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства помещений при реализации последними преимущественного права на приобретение такого имущества.

Соответственно, субсидиарное применение согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предельного значения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2008 года N 961 (1000 кв. м), - при отсутствии предельного значения, установленного законом субъекта Российской Федерации, - не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающее права и свободы субъектов малого и среднего предпринимательства, указанные в запросе Арбитражного суда Нижегородской области.

Таким образом, поскольку неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемых законоположений отсутствует, данный запрос не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 и статьей 102 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Нижегородской области, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка