МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 января 2009 года N 1060-ДА/10


[О рассмотрении проекта Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года]


В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2008 года N П12-41744 Министерство регионального развития Российской Федерации рассмотрело проект Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года (далее - проект Концепции) и сообщает.

Проект Концепции конкретизирует приоритетные задачи развития системы здравоохранения, предусмотренные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.

Вместе с тем, проект Концепции должен быть увязан с проектом Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации, внесенным в Правительство Российской Федерации в соответствии с поручением Совета Безопасности Российской Федерации в развитие Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В указанном проекте в качестве ключевой цели региональной политики определена задача обеспечения, сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В этой связи одной из целей проекта Концепции, наряду с повышением качества и доступности населению медицинской помощи, должно быть снижение межрегиональной дифференциации уровня обеспеченности населения в субъектах Российской Федерации услугами в сфере здравоохранения.

Для определения путей достижения этой цели в проект Концепции необходимо включить региональный раздел, в котором следует описать территориальную структуру здравоохранения в разрезе федеральных округов и субъектов Российской Федерации, включив в него:

- оценку уровня обеспеченности населения услугами здравоохранения с детализацией по различным видам медицинской помощи (амбулаторно-поликлинической, стационарной, специализированной и скорой медицинской помощи);

- информацию о территориальном распределении рисков различных видов заболевания в зависимости от природно-климатических условий, концентрации вредных производств и иных факторов;

- сведения о существующих центрах развития науки, образования и подготовки кадров в сфере здравоохранения, в том числе применяющих инновационные методы;

- анализ потребности в услугах здравоохранения, который должен исходить из структуры расселения в городской и сельской местностях на текущий период.

Исходя из фактического состояния отрасли в региональном разрезе в проекте Концепции необходимо с учетом Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, и прогноза изменений численности населения в разрезе федеральных округов и субъектов Российской Федерации определить основные направления и принципы изменения территориальной структуры здравоохранения по видам медицинской помощи, в результате которых будет достигнуто сокращение межрегиональных различий в уровне потребности населения в услугах в данной сфере.

При этом необходим учет особенностей и приоритетов развития отдельных территорий, определяющих более высокий, по сравнению со среднероссийским, уровень качества и обеспеченности населения услугами здравоохранения, в частности на территориях Сибири и Дальнего Востока, а также особенности технологии оказания медицинской помощи.

Примерами могут служить развитие санитарной авиации в таких трудноступных регионах как Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Хабаровский край, Республика Коми или размещение центров высокотехнологичной медицинской помощи (сердечно-сосудистая хирургия, травматология, ортопедия, нейрохирургия и т.д.).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2008 года N 139 предусмотрено строительство федеральных центров нейрохирургии в городах Новосибирске и Перми. Однако в соответствии с данными Росстата заболеваемость населения болезнями нервной системы по субъектам Российской Федерации в 2005-2006 годах (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек населения) в среднем по Российской Федерации составляет 15,3, в Новосибирской области - 11,1, а в Пермском крае - 15,1. Вместе с тем, в Ямало-Ненецком автономном округе данный показатель составляет - 34,8, в Чукотском автономном округе - 30,3, в Республике Саха (Якутия) - 30,0, в Белгородской области - 29,5 и т.д.

Необходимо согласование показателей проекта Концепции в региональном разрезе с показателями, определяемыми в проекте стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года и проекте корректировки Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, разработанных во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 16 октября 2008 года N Пр-2191, поручения Правительства Российской Федерации от 1 октября 2008 года N ИШ-П16-17пр и поручения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2008 года N ИШ-П16-5447.

Прогноз развития здравоохранения в региональном разрезе необходим также для согласования проекта Концепции с другими отраслевыми стратегиями развития, в частности, с проектом Энергетической стратегии России на период до 2030 года, подготовленным Минэнерго России, в части оценки потребностей отрасли в энергетических ресурсах в разрезе территорий.

При этом представляется необходимым при определении направлений изменения территориальной структуры отрасли сконцентрировать мероприятия проекта Концепции на повышении уровня обеспеченности населения услугами здравоохранения на территориях зон опережающего экономического развития, определенных в проекте Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации с целью создания благоприятных условий для реализации экономического потенциала регионов.

Показатели, указанные в проекте Концепции, должны быть гармонизированы с показателями, определенными в иных документах стратегического планирования развития государства, в частности, в Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года.

Одной из целей проекта Концепции является прекращение в 2011 году убыли населения Российской Федерации и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году, а также увеличение продолжительности жизни до 75 лет. В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации до 2025 года численность населения в 145 млн. человек и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет будут достигнуты только к 2025 году.

Кроме того, цели, представленные в разделе 3 проекта Концепции (численность населения, снижение показателей смертности, продолжительность жизни и т.д.), по сути, представляют собой основные показатели и целевые индикаторы реализации Концепции.

Целевые показатели реализации Концепции должны быть представлены в разрезе федеральных округов и субъектов Российской Федерации, что позволит оценить вклад при реализации мероприятий Концепции в социально-экономическое развитие каждого субъекта Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что вышеизложенные предложения содержатся в письме Минрегиона России от 10 октября 2008 года N 25855-ДК/005, направленном в Минздравсоцразвития России.

Учитывая изложенное, представленный проект Концепции требует доработки.

Д.Б.Аратский




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт

Минрегиона России

www.minregion.ru (сканер-копия)

по состоянию на 10.03.2011



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»