Действующий


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 февраля 2011 года N 12745/10


[Поскольку железная дорога фактически предлагает взимать с владельца плату за использование пути общего пользования, тогда как Тарифным руководством N 2 не предусмотрена обязанность вносить такую плату, при этом Устав железнодорожного транспорта РФ также не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров, суд исключил спорный пункт из договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования]



Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Бациева В.В., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Сибпромжелдортранс" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Новосибирской области от 27.11.2009 по делу N А45-20072/2009, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2010 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - открытого акционерного общества "Сибпромжелдортранс" (ответчика) - Суслов А.О.;

от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Западно-Сибирской железной дороги (истца) - Гальчина М.А., Романов А.Ю.

Заслушав и обсудив доклад судьи Козловой О.А., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Западно-Сибирской железной дороги (далее - ОАО "РЖД", железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (далее - ОАО "Сибпромжелдортранс", владелец) об урегулировании разногласий по ряду пунктов при заключении договора от 16.03.2009 N 10/Н на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27.11.2009 подпункты "г", "д" пункта 22 договора приняты в редакции ОАО "РЖД".

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 21.05.2010 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора ОАО "Сибпромжелдортранс" просит подпункты "г", "д" пункта 22 договора, принятые в редакции железной дороги, отменить, ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).

В отзыве на заявление ОАО "Российские железные дороги" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление ОАО "Сибпромжелдортранс" в части подпункта "д" пункта 22 договора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

При заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Ленинского участка ОАО "Сибпромжелдортранс" при станции Новосибирск-Западный Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" железная дорога в подпункте "д" пункта 22 договора предложила условие о том, что владелец уплачивает перевозчику плату за время нахождения собственных, арендованных вагонов, контейнеров, прибывающих в адрес владельца и его контрагентов, на путях общего пользования станции при задержке их приема по причинам, зависящим от владельца и его контрагентов в размере 50 процентов от ставок плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициентов индексации.

Владелец путей необщего пользования предложил данный подпункт из договора исключить.

Суды, принимая подпункт "д" пункта 22 договора в редакции железной дороги, исходили из того, что согласно пункту 12 Тарифного руководства N 2 за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 данного Тарифного руководства.

Между тем суды не учли следующее.

Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.

Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.

Статья 39 Устава не содержит оснований для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками. Однако сторонами при заключении договора не достигнуто соглашение о взимании платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.

В данном случае железная дорога фактически предлагает взимать с владельца плату за использование пути общего пользования, тогда как Тарифным руководством N 2 не предусмотрена обязанность вносить такую плату.

Устав также не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.

При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене в части подпункта "д" пункта 22 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.11.2009 по делу N А45-20072/2009, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2010 по тому же делу в части подпункта "д" пункта 22 договора от 16.03.2009 N 10/Н отменить.

Подпункт "д" пункта 22 из указанного договора исключить.

В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.

Председательствующий
А.А.Иванов




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Вестник Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации,
N 6, июнь 2011 года