Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 февраля 2011 года N 241-О-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Белогуровской Марины Сергеевны на нарушение ее конституционных прав частью 15 статьи 37 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой, рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы М.С.Белогуровской к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка М.С.Белогуровская, находившаяся с 5 сентября 2008 года по 22 января 2009 года в отпуске по беременности и родам, а с 23 января 2009 года - в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оспаривает конституционность положения части 15 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", предусматривающего, что Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) применяется при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ (1 января 2010 года).

Как следует из представленных материалов, М.С.Белогуровской - единственному учредителю и генеральному директору ООО "Виктория" региональное отделение Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии отказало в назначении и выплате пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Решением Ленинского районного суда города Чебоксары от 22 марта 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 12 мая 2010 года, в удовлетворении требований заявительницы к указанному региональному отделению о назначении и выплате названных пособий по такому основанию, как недостаточность денежных средств на счете работодателя (ООО "Виктория") в кредитной организации, было отказано. Свой отказ суды мотивировали тем, что правовое регулирование, предусматривающее назначение и выплату пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальным органом Фонда обязательного страхования Российской Федерации в связи с недостаточностью денежных средств на счете страхователя в кредитной организации, согласно части 15 статьи 37 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", распространяется только на страховые случаи, наступившие после вступления в силу данного Федерального закона (1 января 2010 года).

По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение противоречит статьям 7, 17, 18, 19, 38, 39 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку не допускает возможности применения Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) в части, устанавливающей новый порядок назначения и выплаты застрахованным лицам пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, в отношении страховых случаев, наступивших до 1 января 2010 года.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные М.С.Белогуровской материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39, часть 1). При этом определение оснований и организационно-правового механизма предоставления конкретных видов социального обеспечения относится к компетенции законодателя (статья 39, часть 2; статья 71, пункт "в"; статья 72, пункты "б", "ж" части 1; статья 76, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), который вправе устанавливать, а также изменять условия и порядок назначения соответствующих денежных выплат.

Исполняя свою конституционную обязанность по социальной защите материнства и детства, государство гарантирует предоставление женщинам, вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за счет средств Фонда обязательного социального страхования Российской Федерации пособия по беременности и родам - в период, непосредственно предшествующий и непосредственно следующий за рождением ребенка, а ежемесячного пособия по уходу за ребенком - в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (статья 3, абзац второй статьи 6 и абзац второй части первой статьи 13 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", пункты 2 и 5 части 1 статьи 1_4 и статья 2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

С 1 января 2010 года федеральным законодателем был изменен порядок назначения и выплат пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В части 4 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) в исключение из общего правила, закрепляющего, что назначение и выплата названных пособий осуществляется по месту работы застрахованного лица, федеральный законодатель предусмотрел право застрахованных лиц на назначение и выплату пособий территориальным органом страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации) не только в случае прекращения деятельности страхователя на день обращения застрахованного лица за пособиями, но и в случае невозможности выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом оспариваемой заявительницей нормой новый порядок назначения и выплаты пособий был распространен только на страховые случаи, наступившие после 1 января 2010 года (дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ).

Данное правовое регулирование воспроизводит общий (основной) принцип действия закона во времени, согласно которому действие закона распространяется на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе придать закону обратную силу, т.е. распространить его нормы на правоотношения, которые возникли до введения его в действие.

Таким образом, разрешение поставленного М.С.Белогуровской вопроса не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а является прерогативой федерального законодателя.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Белогуровской Марины Сергеевны, поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка