ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ПРОТОКОЛ

от 16 февраля 2011 года N 1

Об итогах работы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в 2010 году и задачах на 2011 год



Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность, исполняя государственные функции, установленные в Положении о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 294.

В ходе реформы технического регулирования функции и задачи Федерального агентства уточняются в соответствии с изменением законодательства и решениями Правительства Российской Федерации в области технического регулирования и обеспечения единства измерений. Очередные уточнения функций проведены в 2010 году в соответствии с принятыми изменениями в федеральные законы "О техническом регулировании" и "Об обеспечении единства измерений", поручениями Правительства Российской Федерации по выполнению решений заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

В 2010 году Правительством Российской Федерации утверждено новое сокращенное название Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - Росстандарт.

Деятельность Федерального агентства в 2010 году осуществлялась в соответствии с положениями Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2012 года, Основных направлений антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год, а также в соответствии с Планом основных действий Минпромторга России и Федерального агентства на 2010 год.

В соответствии с Положением Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации, а также во взаимодействии с организациями, входящими в сферу деятельности Росстандарта. В состав системы Федерального агентства входят 8 межрегиональных территориальных управлений, 90 ФГУ, 13 ФГУП и 7 ОАО (рис.1).

     
Рис.1. Состав системы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

     

     

Техническое регулирование


В 2010 году специалистами Росстандарта разработаны три проекта технических регламентов Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" и "О безопасности тракторов, сельскохозяйственных машин и машин для лесного хозяйства". В указанных проектах в качестве основы использованы директивы Нового подхода ЕС.

В 2010 году активизировались работы в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза. Основная деятельность заключалась в рассмотрении проектов технических регламентов ЕврАзЭС, в том числе замечаний стран - участниц ЕврАзЭС, и нормативных документов Таможенного союза. Рассмотрено 25 проектов технических регламентов ЕврАзЭС.

Приказами Федерального агентства утверждены перечни документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований пяти технических регламентов.

Фонд нормативно-правовых и нормативно-технических документов, разработанных с момента введения в действие Федерального закона "О техническом регулировании", представлен на рис.2.

     
Рис.2. Фонд нормативно-правовых и нормативно-технических документов, разработанных с момента введения в действие Федерального закона "О техническом регулировании"

     

     

Стандартизация


Национальная стандартизация охватывает не только вопросы безопасности, на которые ориентированы технические регламенты, но и другие сферы, определяющие конкурентоспособность и качество продукции, работ и услуг (рис.3).

Рис.3. Сфера распространения стандартизации


Количество утвержденных стандартов по данным приоритетным направлениям приведено в табл.1.

Таблица 1

     

Осуществление работ в области национальной стандартизации в 2010 году по приоритетным направлениям


Приоритетные направления

Утверждено стандартов

Энергоэффективность и энергосбережение

144

Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации

157

Развитие системы стандартов на основе рекомендаций ООН по безопасности химической продукции

16

Разработка национальных стандартов, необходимых для введения в действие утвержденных технических регламентов

450

Реализация заданий ФЦП "Глобальная навигационная система" (ГЛОНАСС) и ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы"

28

Разработка национальных стандартов, гармонизированных с европейскими и международными стандартами, в области машиностроения, электротехники, информационных технологий и связи

40


Уровень гармонизации принятых в 2010 году стандартов составил:

- по ГОСТ Р - 61,8%;

- по ГОСТ - 29%.

Сравнение с ИСО и МЭК по количеству утвержденных стандартов (изменений) по годам приведено на рис.4.

Рис.4. Сравнение с ИСО и МЭК по утверждению стандартов (изменений) по годам


В 2010 году была продолжена разработка комплексов общетехнических стандартов. Утверждено 120 стандартов, обеспечивающих прямое применение соответствующих стандартов ИСО.

Разработка национальных стандартов осуществляется на основе программно-целевого метода планирования, что позволяет комплексно и целенаправленно решать поставленные задачи, перейти к долгосрочному планированию (рис.5).

     
Рис.5. Программно-целевой метод планирования работ по стандартизации


В январе 2010 года начал действовать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, а в июле - единая таможенная территория.

Для реализации Программы разработки технических регламентов Таможенного союза необходима оперативная разработка межгосударственных стандартов, применение которых на добровольной основе обеспечило бы выполнение требований технических регламентов. Поэтому на совещании руководителей национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств - участников СНГ (38-е заседание МГС) было одобрено предложение Федерального агентства по ускоренной разработке межгосударственных стандартов, гармонизированных с международными и взаимосвязанных с принимаемыми национальными и региональными техническими регламентами.

В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" Росстандарт, как национальный орган по стандартизации, обеспечивает создание технических комитетов по стандартизации (ТК), утверждает положения о них и координирует их деятельность.

Динамика изменения количества ТК в 2010 году представлена в табл.2.

В результате проводимых преобразований в составах ТК структура существующих национальных технических комитетов все в большей степени становится зеркальным отражением структуры международных технических комитетов ИСО и МЭК.

Таблица 2

     

Динамика изменения количества ТК в 2010 году


Технические комитеты

Количество

Общее количество ТК

354

Создано ТК

14

Количество реорганизованных ТК

105

Количество расформированных ТК

55


Динамика изменения количества ТК, участвующих в работах по национальной стандартизации, представлена на рис.6.

     
Рис.6. Динамика изменения количества ТК, участвующих в работах по национальной стандартизации


Принятые в последнее время изменения в Федеральный закон "О техническом регулировании" к функциям ТК добавили выдачу заключений о возможности применения стандарта или свода правил для обеспечения соблюдения на добровольной основе требований технического регламента, а также для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимых для исполнения технического регламента и проведения оценки соответствия.

Приоритетными задачами в области технического регулирования и стандартизации, которые предстоит решать Росстандарту в 2011 году, являются:

- выполнение решений заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 20 января 2010 года в части вопросов технического регулирования и стандартизации;

- выполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 2 июля 2009 года в части вопросов стандартизации;

- выполнение поручений заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Сечина по реализации инвестиционной программы развития электроэнергетики и угольной промышленности;

- реализация заданий Перспективной программы развития национальных стандартов, обеспечивающих их гармонизацию с международными стандартами в области энергоэффективности и энергосбережения на 2009-2011 годы, Программы разработки национальных стандартов в области энергетического оборудования на 2010-2013 годы и Программы стандартизации в наноиндустрии на 2010-2014 годы, разработанных по поручению Правительства Российской Федерации;

- разработка стандартов в области перспективных направлений менеджмента и социальной политики;

- разработка и актуализация межгосударственных и национальных стандартов в целях создания доказательной базы выполнения требований российских технических регламентов и технических регламентов Таможенного союза;

- участие в организации разработки и экспертизе проектов технических регламентов.

Указанные задачи определяют приоритеты при формировании Программы разработки национальных стандартов на 2011 год.

В 2011 году планируется:

- завершить разработку законопроекта "О стандартизации";

- продолжить работы по актуализации Концепции развития национальной системы стандартизации применительно к задачам модернизации экономики России, формирования единого экономического пространства и интеграции российской экономики в глобальный рынок;

- подготовить проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в целях использования национальных стандартов в качестве инструмента обеспечения качества продукции;

- совместно с РСПП и Минфином России подготовить проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации", позволяющий относить расходы по разработке стандартов к расходам, связанным с производством и реализацией продукции.

Метрология


Работы по метрологии в 2010 году проводились по направлениям, определенным Президентом РФ Д.А.Медведевым для модернизации российской экономики: энергоэффективность, энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, медицинские и биотехнологии, информационные и телекоммуникационные технологии, а также реализация утвержденной Стратегии обеспечения единства измерений в России до 2015 года.

При этом решались следующие основные задачи:

- совершенствование государственных эталонов единиц величин;

- совершенствование форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений и механизмов межведомственной координации работ в этой области;

- повышение эффективности функционирования государственных служб времени, стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, стандартных справочных данных;

- повышение эффективности государственного метрологического надзора;

- решение метрологических задач, стоящих перед Росстандартом в рамках ФЦП "ГЛОНАСС" и ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации в 2008-2010 годах".

Российская система измерений


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»