МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 28 февраля 2011 года N 2
Об итогах работы Министерства культуры Российской Федерации в 2010 году и задачах на 2011 год
Заслушав и обсудив доклад Министра культуры Российской Федерации А.А.Авдеева "Об итогах работы Министерства культуры Российской Федерации в 2010 году и задачах на 2011 год", коллегия отмечает, что Министерство успешно решало намеченные на 2010 год стратегические задачи по развитию единого культурного пространства России, сохранению и популяризации культурного наследия, развитию библиотечного дела, совершенствованию отечественной системы художественного образования и науки, дальнейшей интеграции России в мировой культурный процесс и укреплению ее позитивного образа за рубежом, совершенствованию организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры.
2010 год проходил под эгидой празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Коллегия отмечает эффективную работу Министерства по реализации комплекса мероприятий, посвященных этой знаменательной дате.
Важнейшей задачей Министерства в 2010 году в сфере музейного дела являлось обеспечение выполнения поручений Комиссии по координации вопросов организации и проведения комплексной проверки сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев Российской Федерации.
Коллегия отмечает масштабную и целенаправленную работу Министерства в сфере обеспечения сохранности Музейного фонда страны. Проведен анализ актов комплексных проверок музеев, разработаны проект нового Положения о Музейном фонде Российской Федерации, проект Программы обеспечения сохранности Музейного фонда Российской Федерации.
Коллегия отмечает положительную работу Министерства в области развития библиотечного дела. Продолжалось создание Национальной электронной библиотеки и Сводного электронного каталога библиотек России. В 15 регионах создано 44 модельные сельские библиотеки, изготовлено пять Комплексов информационно-библиотечного обслуживания (библиомобилей).
В 2010 году впервые состоялся I Всероссийский музыкальный конкурс. Конкурс проходил во всех федеральных округах Российской Федерации, в нем приняли участие более 400 молодых музыкантов.
Была продолжена подготовка к XIV Международному конкурсу имени П.И.Чайковского. Создан сайт конкурса. В состав жюри вошли наиболее статусные музыканты мирового уровня, которые своим авторитетом способствуют поднятию престижа конкурса имени П.И.Чайковского как одного из самых значимых музыкальных событий в мире.
В течение года была продолжена работа над подготовкой Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года. Проект Концепции согласован с субъектами Российской Федерации, Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России. Принятие проекта поддержано рекомендациями парламентских слушаний "О проблемах законодательного регулирования театральной деятельности в Российской Федерации", состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 13 октября 2010 года.
Велась работа над подготовкой Концепции развития циркового дела в Российской Федерации. Проект Концепции размещен на сайте Минкультуры России.
Проводилось комплексное исследование филармонической деятельности в области академической музыки в Российской Федерации.
В 2010 году был предпринят ряд шагов по интеграции республик Северного Кавказа в международный и общероссийский культурный контекст.
В 2010 году Министерство совместно с Оргкомитетом "Сочи 2014" приняло участие в реализации программы Культурной олимпиады "Сочи 2014".
В минувшем году произошли существенные изменения в системе государственной поддержки производства и проката фильмов. Впервые в этой области стал применяться механизм предоставления субсидий организациям кинематографии.
Министерством проводится работа по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". С целью разъяснения норм закона разработаны нормативные акты и методические рекомендации для руководителей учреждений культуры.
Продолжена работа по реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы. Совместно с Комитетом Государственной Думы по культуре подготовлены к первому чтению законопроекты, касающиеся особенностей послевузовского образования по творческо-исполнительским специальностям и среднего профессионального образования в области искусства. Внесены изменения в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации в части закрепления за Министерством права регулировать некоторые вопросы в сфере образования в области культуры и искусства.
В 2010 году Министерством продолжена работа по формированию нормативной правовой базы культурно-досуговых учреждений:
- проведены мониторинг кадрового потенциала отрасли "Культура" и мониторинг обеспеченности субъектов Российской Федерации учреждениями культуры;
- разработаны проекты стандартов услуг, осуществляемых учреждениями культурно-досугового типа;
- разработан проект системы показателей оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, городских округов и муниципальных районов в сфере культуры с целью внесения изменений в указы Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 и от 28 апреля 2008 года N 607;
- разработаны и направлены в регионы методические материалы по формированию государственных (муниципальных) заданий и оказанию государственных (муниципальных) услуг бюджетными учреждениями культурно-досугового типа субъектов Российской Федерации;
- разработаны методические рекомендации по определению нормативов штатной численности работников бюджетных учреждений культурно-досугового типа и библиотек;
- разработан проект Концепции развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами на период до 2020 года.
Заметным событием международного сотрудничества стало проведение в 2010 году "перекрестных" годов с Францией. Впервые за всю практику проведения обменных культурных Годов удалось вовлечь во взаимодействие около 40 городов России.
В ноябре 2010 года Министерство культуры Российской Федерации впервые принимало участие в европейской выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов - Denkrnal 2010 (Германия, г.Лейпциг).
Единый коллективный стенд федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации в области сохранения историко-культурного наследия, а также реставрационных и проектных организаций страны "Реставрация и сохранение исторического и культурного наследия в России" был удостоен золотой медали и диплома выставки.
В 2010 году Министерство выполнило значительный объем реставрационных работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе на Никольском Морском соборе (г.Кронштадт), Соборе Феодоровской иконы Божией Матери (г.Санкт-Петербург), Вознесенском войсковом соборе (г.Новочеркасск), Гостином дворе (г.Архангельск).
Вместе с тем коллегия отмечает, что Министерству не удалось реализовать некоторые важные культурные инициативы в области государственной политики.
Не завершена работа по подготовке проекта закона "О культуре в Российской Федерации". Недостаточно велась работа по разъяснению норм Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в субъектах Российской Федерации. Не равномерно расходовались средства федерального бюджета.
Департаментом экономики и финансов выявлены факты нарушений Бюджетного и Трудового законодательства Российской Федерации, нецелевого и неэффективного использования средств федерального бюджета в подведомственных учреждениях.
Выявлены недостатки деятельности Министерства в ходе проверок, проведенных Счетной палатой Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Вследствие недостаточного уровня исполнительской дисциплины допускаются нарушения сроков представления докладов по реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Коллегия
решила:
1. Признать работу Министерства культуры Российской Федерации в 2010 году удовлетворительной.
2. Считать приоритетом и обеспечить выполнение Основных направлений государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации до 2015 года, одобренных Правительством Российской Федерации от 1 июня 2006 года N МФ-П44-2462, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
3. Принять меры по повышению эффективности деятельности Министерства в области охраны культурного наследия, обеспечить координацию работы территориальных органов по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, совершенствовать государственную политику в сфере археологии.
4. Нормативно-правовому департаменту (К.Е.Рыбак):
- разработать проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- совместно с Комитетом Государственной Думы по культуре подготовить к согласованию проект федерального закона "О культуре в Российской Федерации";
- провести мониторинг реализации Федерального закона от 6 октября 2010 года* N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с целью уточнения полномочий в сфере культуры органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и поселений;
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 6 октября 2003 года". - Примечание изготовителя базы данных.
- обеспечить выездные совещания в субъектах Российской Федерации по разъяснению норм Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Совместно с Департаментом культурного наследия и изобразительного искусства (Р.Х.Колоев), Департаментом образования и науки (О.П.Неретин):
- обеспечить принятие и регистрацию в установленном порядке новых положений о Музейном фонде Российской Федерации и Государственном каталоге Музейного фонда, Единых правил организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации;
- разработать концепцию проекта федерального закона о музейном деле в новой редакции.
5. Департаменту экономики и финансов (С.Г.Шевчук) обеспечить:
- координацию и контроль своевременного, равномерного и эффективного использования бюджетных средств, выделенных департаментам Министерства на организацию и проведение мероприятий;
- своевременное размещение государственного заказа.
6. Департаменту Генерального секретариата (Ю.А.Шубин):
- утвердить в установленном порядке Концепцию развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами на период до 2020 года;
- продолжить работу по формированию нормативной правовой базы учреждений культурно-досугового типа субъектов Российской Федерации;
- провести мониторинг деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры с целью выявления и стимулирования лучших регионов;
- продолжить работу по подготовке к празднованию юбилейных и памятных дат городов и субъектов Российской Федерации;
- активизировать PR-деятельность, направленную на постоянное присутствие Министерства в информационном пространстве и информирование широкой аудитории о направлениях его деятельности.
Совместно с Департаментом государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества (А.А.Шалашов), Департаментом культурного наследия и изобразительного искусства (Р.Х.Колоев), Департаментом кинематографии (В.Н.Тельнов) обеспечить своевременную реализацию мероприятий государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года N 795.
Совместно с Департаментом науки и образования (О.П.Неретин) в срок до 30 декабря 2011 года осуществить мероприятия по переходу на безбумажный документооборот в Министерстве.
7. Департаменту культурного наследия и изобразительного искусства (Р.Х.Колоев):
- обеспечить создание и работу Межведомственной комиссии по обеспечению сохранности Музейного фонда Российской Федерации;
- обеспечить реализацию распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 131-р о проведении в 2009-2011 годах работ по сбору сведений о библиотеках, находящихся на территории Российской Федерации;
- продолжить работу по приведению в соответствие с российским законодательством порядка утверждения пообъектного состава и границ территорий комплексных объектов культурного наследия городов, включённых в Список всемирного наследия ЮНЕСКО;
- продолжить разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области сохранения объектов культурного наследия, в частности, совместно с Нормативно-правовым департаментом (К.Е.Рыбак) завершить разработку проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках культуры и искусства) народов Российской Федерации" (в части совершенствования системы государственной охраны памятников истории и культуры, включая их государственный учет);
- с участием специалистов МЧС России и МВД России организовать на постоянной основе работу по координации деятельности в области совершенствования нормативной правовой базы и практики применения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности и охраны объектов культурного наследия.
Совместно с Департаментом экономики и финансов (С.Г.Шевчук) обеспечить:
- контроль за устранением нарушений и недостатков, выявленных в ходе комплексной проверки сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах отдельных ведомственных, региональных и муниципальных музеев;
- проведение межрегиональных научно-практических семинаров по результатам комплексной проверки сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев Российской Федерации, в Дальневосточном и Южном федеральных округах;
- проведение Международного музейного фестиваля "Интермузей-2011". Совместно с Департаментом науки и образования (О.П.Неретин) завершить разработку направления "Обеспечение сохранения Музейного фонда Российской Федерации" и включить его в проект концепции федеральной целевой программы "Культура России (2012-2016 годы)".
8. Департаменту науки и образования (О.П.Неретин):
- обеспечить подготовку Плана информатизации Минкультуры России на 2012 год в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 года N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов";
- обеспечить размещение на сервере Минкультуры России и ввод в эксплуатацию информационного ресурса "Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации";
- продолжить работу по координации научно-исследовательской и научно-практической деятельности подведомственных научно-исследовательских учреждений в соответствии с утвержденными на 2011 год перспективными направлениями научных исследований;
- разработать систему и методику расчета показателей информационной безопасности в сфере культуры, технологию и методику выявления и отнесения контента, размещаемого в информационно-коммуникационных сетях, к категории запрещенной информации;