Действующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 25 мая 2011 года N ГКПИ11-419

     
[Суд удовлетворил заявление о ликвидации общественной организации, поскольку она не устранила в установленный срок нарушения действующего законодательства, послужившие основанием для приостановления ее деятельности, кроме того, суд указал на неоднократное представление недостоверных сведений о своих членах, структуре и месте нахождения]

(Извлечение)

___________________________________________________________________
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 сентября 2011 года N КАС11-462 данное решение оставлено без изменения
___________________________________________________________________


Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С. при секретаре Александрове В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Общероссийской общественной организации "Исламский культурный центр России",

установил:

Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит ликвидировать Общероссийскую общественную организацию "Исламский культурный центр России" (сокращенное наименование ИКЦР) за неоднократные и грубые нарушения законодательства Российской Федерации и неустранение нарушений, послуживших основанием для приостановления ее деятельности.

Как указывает заявитель, ИКЦР создана на учредительной конференции 21 апреля 1992 года, зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 23 февраля 1993 года, учетный номер 1564, включена в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 5 февраля 2003 года за основным государственным регистрационным номером 1037739436338. В феврале 2010 года была проведена плановая проверка деятельности Организации, в результате которой установлено, что Организация не соблюдает положения действующего законодательства и собственного устава. Выявленные нарушения за исключением двух не были устранены. ИКЦР не представлены сведения необходимые для внесения в ЕГРЮЛ, представленные документы содержат недостоверные и заведомо ложные сведения.

В суде представители Министерства юстиции Российской Федерации Дорохова Н.В., Дьячкова Т.Ю. поддержали заявленные требования.

Представители ИКЦР Ниязов А.В., Ишмурзин Д.Р., Ишмурзин Р.Р., адвокат Алиев А.И. возражали против удовлетворения заявления, и пояснили в суде, что ИКЦР является старейшей общественной организацией России, все недостатки по акту проверки, которые носят технический характер, устранены. По имеющимся в Организации сведениям на членов региональных отделений оказывалось административное давление, вследствие чего они были вынуждены сообщить государственным органам, что не являются членами ИКЦР.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление подлежащим удовлетворению.

На основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27 января 2010 года N 10 с 8 по 27 февраля 2010 года проведена плановая проверка деятельности ИКЦР на соответствие действующему законодательству и уставу (л.д.30-34). В ходе проверки было установлено, что ИКЦР не представил документы, свидетельствующие об опубликовании отчетов об использовании своего имущества, по утверждению финансового плана (сметы) и использованию имущества, об источниках формирования денежных средств и иного имущества за 2007, 2008, 2009 годы, по учету своих членов, не проинформировал уполномоченный орган об изменении своего адреса (места нахождения), представленный список региональных отделений Организации не соответствует списку региональных организаций, имеющемуся в материалах учетного дела, и другие.

Министерство юстиции Российской Федерации в адрес Организации вынесло предупреждение от 25 марта 2010 года, которое вернулось с отметкой Почты России "организация не значится". 20 апреля 2010 года данное предупреждение направлено в адрес президента ИКЦР. 15 июля 2010 года в адрес ИКЦР Минюстом России было вынесено представление N 15/12040-АФ.

В связи с неустранением допущенных нарушений распоряжением Минюста России от 8 сентября 2010 года N 6952-р деятельность ИКЦР была приостановлена до 10 марта 2011 года.

Из выявленных нарушений Организация устранила нарушения, связанные с представлением документов, свидетельствующих об опубликовании отчетов об использовании своего имущества за 2007, 2008, 2009 годы и представлением документов, подтверждающих контрольно-ревизионную деятельность за 2007, 2008 годы.

Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон) предусматривает, что создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (статья 3). Общественное объединение, которое имеет статус юридического лица, обязано выполнять ряд требований обусловленных его статусом. Так, согласно статье 29 Федерального закона общественные объединения обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы (абзацы второй, третий, четвертый, пятый части первой); общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений (часть вторая). Содержание государственных реестров, согласно данной нормы, должно содержать сведения о филиалах и представительствах юридического лица.

Как установлено в судебном заседании, первоначально Организацией был представлен список региональных отделений, свидетельствующих о наличии в структуре 47 региональных отделений, а в последующем список из 54 отделений. Минюстом России были сделаны запросы в территориальные органы для проверки достоверности сведений, содержащихся в списке региональных отделений, и установлены факты представления ИКЦР заведомо ложных сведений.

Так, из письма Управления Минюста России по Красноярскому краю от 3 декабря 2010 года следует, что сведения о региональной общественной организации "Исламский культурный Центр Красноярского края" были исключены из реестра 26 октября 2005 года на основании судебного решения от 23 сентября 2005 года (л.д.104). Документы, подтверждающие создание новой структуры, Организацией представлены не были.

Указанный в списке региональных отделений Организации Ф. в письменных объяснениях не подтвердил свою деятельность руководителя Красноярского отделения (л.д.70-71).

Показания свидетелей В. руководителя Санкт-Петербургского городского отделения, А. руководителя Владимирского областного отделения, М. управляющего делами ИКЦР о том, что в ряде регионов России на членов Организации оказывалось административное давление, чтобы они сообщили, что не являются членами Организации, не освобождает Организацию выполнять свои обязанности.

Документы, необходимые для внесения сведений о некоммерческой организации, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, подтверждающие создание таких, например, отделений как Алтайское, Липецкое, Мурманское, Ростовское, Хабаровское, Приморское, Организацией представлены не были.

Так, по сообщению Управления Минюста России по Мурманской области Мурманское отделение ИКЦР было переименовано еще в 1999 году в Мурманское региональное общественное учреждение Татарского культурного центра "Гульжихан" (л.д.106-107).

Доводы представителей ИКЦР о том, что в Организации не было квалифицированных специалистов, которые могли бы представить необходимые документы, имеют технический характер, не могут служить оправданием несоблюдения требований действующего законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций.

Штатным расписанием, утвержденным приказом от 1 октября 2009 года N 1, президенту Организации установлено денежное вознаграждение за выполнение возложенных на него функций, что является грубым нарушением требований Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (абзац второй пункта 5 статьи 29). Ссылки представителей ИКЦР на незнание закона, некомпетентность бухгалтера и то, что данные выплаты следует рассматривать, как компенсацию расходов, непосредственно связанных с осуществлением представительских функций, не имеют правового значения.

В соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (статья 8). Пунктом 5.6 Устава ИКЦР предусмотрен учет членов Организации. В нарушение данных требований Организацией при проверке в феврале 2010 года не были представлены документы по учету своих членов (л.д.30-34). Представленный журнал учета членов ИКЦР от 16 сентября 2010 года содержит заведомо недостоверные сведения. Так, согласно протоколу опроса от 3 декабря 2010 года гражданина Ф. его отец Ф. умер в 1996 году (л.д.59-60). Гражданин М. в письменных объяснениях на имя начальника Управления Минюста России по Республике Башкортостан от 6 декабря 2010 года пояснил, что по адресу: г.Уфа, ул.Мустай Карима ИКЦР деятельность не осуществляет (л.д.94).

Доводы представителей ИКЦР о том, что информация о местонахождении региональных отделений получена от самих региональных отделений не может свидетельствовать об отсутствии нарушений. Из содержания Федерального закона следует, что Организация, а не ее структурное подразделение представляет федеральному органу государственной регистрации необходимую информацию и на ней лежит обязанность, чтобы предоставляемая информация содержала достоверные сведения.

Федеральный закон "Об общественных объединениях" обязывает общественное объединение, пользующееся правами юридического лица, информировать уполномоченный орган об изменении адреса постоянно действующего исполнительного органа в течение трех дней (статья 29), что Организацией сделано не было. В акте проверки от февраля 2010 года отмечено, что Организацией в подтверждение сведений об адресе был представлен договор субаренды нежилого помещения по адресу: Москва Малый Татарский пер., д.5 стр.1, срок которого истек 31 декабря 2009 года.

Федеральным законом "О некоммерческих организациях" установлено, что некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке (пункт 4 статьи 3). В нарушение приведенных положений печать ИКЦР содержала наименование организации на арабском языке и Организация продолжала использовать ее после проведения проверки.

Неоднократные и грубые нарушения ИКЦР действующего законодательства в совокупности являются существенными. Кроме того, Организация не устранила в срок, установленный Минюстом России, нарушения. Проведение ИКЦР конференции 25 марта 2011 года не свидетельствует о том, что нарушения устранены.

Статьей 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусмотрено, что основаниями для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются, в частности, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; заявление в суд о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации.

Поскольку ИКЦР не были устранены нарушения действующего законодательства, послужившие основанием для приостановления ее деятельности, в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации, и неоднократно представляла недостоверные данные о своих членах, структуре, месте нахождения, то имеются законные основания для ликвидации Общероссийской общественной организации "Исламский культурный центр России".

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить: ликвидировать Общероссийскую общественную организацию "Исламский культурный центр России", учетный номер 1564, основной государственный регистрационный номер 1037739436338.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.


Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.C.Романенков



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт

Верховного Суда РФ

www.vsrf.ru (сканер-копия)

по состоянию на 05.07.2011