МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 мая 2011 года N Д06-2595


Об уплате должником налогов и сборов


Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам несостоятельности (банкротства) и сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления. Министерство не уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов.

В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в обращении, не являющееся обязательным для правоприменения.

1. По вопросу об удовлетворении требований по уплате налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при недостаточности имеющихся у должника денежных средств для удовлетворения всех требований по текущим платежам в ходе конкурсного производства.

В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При этом в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить непосредственно из доходов налогоплательщика сумму налога установлена для российских организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) к плательщикам страховых взносов относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, а также иные индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

При этом объектом обложения страховыми взносами в соответствии со статьей 7 Закона N 212-ФЗ признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 134 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом, при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства.

Таким образом, поскольку в данном случае должник не является налогоплательщиком, а является соответственно налоговым агентом или плательщиком страховых взносов, а также учитывая, что объектом налогообложения являются суммы соответствующих выплат кредиторам, Департамент полагает, что текущие требования по уплате налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат удовлетворению должником из суммы выплат и иных вознаграждений одновременно с осуществлением соответствующей выплаты.

Данные выводы соответствуют также позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указанной в пунктах 10 и 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 25.

При этом такие текущие требования, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности в соответствии с положением абзаца шестого пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве.

2. По вопросу об обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в связи с реализацией имущества должника в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

В соответствии с пунктом 4 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации на территории Российской Федерации имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации), налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

По мнению Департамента, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость возникает с учетом положений статьи 17, пункта 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации со дня возникновения соответствующей налоговой базы, то есть при реализации имущества должника.

Таким образом, требования по уплате налога на добавленную стоимость от реализации имущества должника в соответствии со статьей 5 Закона о банкротстве относятся к текущим платежам.

По мнению Департамента, такие требования кредиторов по текущим платежам в соответствии с пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве, удовлетворяются за соответствующий налоговый период в четвертую очередь.

3. По вопросу о возможности продажи имущества должника - сельскохозяйственного предприятия по частям.

По мнению Департамента, имущество должника - сельскохозяйственного предприятия может быть реализовано в порядке, предусмотренном статьями 110, 111 и 139 Закона о банкротстве с учетом особенностей, предусмотренных статьей 179 Закона о банкротстве.

При этом пункт 1 статьи 179 Закона о банкротстве содержит положение, в соответствии с которым при продаже имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на торгах предприятие должника. Продажа предприятия должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 4-19 статьи 110 Закона о банкротстве. В случае, если предприятие должника не было продано на торгах, продажа имущества должника осуществляется в соответствии со статьей 111 Закона о банкротстве, то есть по частям.

С учетом изложенного, Департамент полагает, что имущество должника - сельскохозяйственного предприятия может быть продано по частям только в случае, если предприятие не было продано целиком как имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном пунктами 4-19 статьи 110 Закона о банкротстве.

Заместитель директора
департамента корпоративного управления
Д.В.Скрипичников




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»