Недействующий

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 июля 2011 года N 118-р

Об утверждении Методических рекомендаций по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела

(с изменениями на 4 декабря 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2017 года на основании
приказа ФТС России от 1 июля 2016 года N 1310
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением ФТС России от 23 апреля 2012 года N 83-р;

распоряжением ФТС России от 12 сентября 2012 года N 223-р;

распоряжением ФТС России от 4 декабря 2012 года N 337-р.

____________________________________________________________________


В целях обеспечения единообразного подхода при проведении таможенными органами ведомственного контроля и реализации полномочий, установленных статьей 24 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6252),

обязываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела (далее - Методические рекомендации).

2. Начальников структурных подразделений ФТС России, осуществляющих в соответствии с компетенцией контроль решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов при проведении ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела руководствоваться Методическими рекомендациями.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России К.Л.Чайку.

ВрИО руководителя
генерал-полковник
таможенной службы
В.М.Малинин

     

Приложение
к распоряжению ФТС России
от 12 июля 2011 года N 118-р

     
Методические рекомендации по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела

(с изменениями на 4 декабря 2012 года)

     

     

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела (далее - Методические рекомендации) разработаны на основании положений Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6252) (далее - Федеральный закон).

2. Основные понятия, применяемые в Методических рекомендациях:

а) ведомственный контроль - деятельность таможенных органов, направленная на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при принятии таможенными органами решений и совершении таможенными органами или должностными лицами таможенных органов действий (бездействия) при реализации ими задач и функций в области таможенного дела;

б) объекты ведомственного контроля - решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или должностных лиц таможенных органов, принятые и совершенные в области таможенного дела, а также решения, вынесенные по результатам ведомственного контроля;

в) решение - акт волеизъявления таможенного органа, носящий индивидуальный характер, направленный непосредственно на возникновение (изменение, прекращение) правоотношений в области таможенного дела и влекущий определенные правовые последствия;

г) действие - юридический факт, возникающий путем активного проявления деятельности в области таможенного дела, выполнения чего-либо в соответствии с волеизъявлением таможенного органа или должностного лица таможенного органа;

д) бездействие - несовершение таможенным органом либо должностным лицом таможенного органа действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, непринятие решений в области таможенного дела;

е) субъект ведомственного контроля - должностное лицо вышестоящего таможенного органа, наделенное в установленном порядке полномочиями на вынесение от имени таможенного органа решения на основании статьи 24 Федерального закона:

- об отмене (изменении) не соответствующего требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа в области таможенного, дела;

- об отмене (изменении) не соответствующего требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа, вынесенного на основании статьи 24 Федерального закона;

- о признании неправомерным действия (бездействие) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела,

а также правом принятия любых предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле мер в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела;

ж) уполномоченное функциональное подразделение - подразделение таможенного органа, осуществляющее в соответствии с компетенцией ведомственный контроль решений, действий (бездействия) в области таможенного дела;

з) повод для проведения ведомственного контроля - обстоятельство, свидетельствующее о необходимости проведения уполномоченным функциональным подразделением проверки решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, решений, вынесенных на основании статьи 24 Федерального закона, на предмет их соответствия требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле;

и) отмена решения - признание вышестоящим таможенным органом (субъектом ведомственного контроля) решения нижестоящего таможенного органа не соответствующим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в области таможенного дела в полном объеме;

к) изменение решения - признание вышестоящим таможенным органом (субъектом ведомственного контроля) решения нижестоящего таможенного органа не соответствующим требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в какой-либо части и внесение соответствующей поправки в эту часть.

II. Основные задачи и цели ведомственного контроля

3. Основными задачами ведомственного контроля являются:

а) обеспечение соблюдения требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при принятии таможенными органами решений и совершении таможенными органами или должностными лицами таможенных органов действий (бездействия);

б) выявление и устранение нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, допущенных при принятии таможенными органами решений и совершении таможенными органами или должностными лицами таможенных органов действий (бездействия) в области таможенного дела;

в) восстановление прав и законных интересов государства и лиц, которые нарушены вследствие принятия не соответствующих требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решений или совершения неправомерных действий (бездействия) в области таможенного дела;

г) выявление причин и условий, способствующих принятию таможенными органами не соответствующих требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решений, совершению таможенными органами или должностными лицами таможенных органов неправомерных действий (бездействия) в области таможенного дела;

д) выработка мер, направленных на исключение фактов принятия нижестоящими таможенными органами повторных не соответствующих требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решений, совершения неправомерных действий (бездействия) в области таможенного дела.

4. Основными целями ведомственного контроля являются:

а) реализация государственной политики в области таможенного дела в части, касающейся соблюдения таможенного законодательства при перемещении товаров и транспортных средств через границу Российской Федерации, применении таможенных процедур, взимании таможенных платежей, совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля, а также при применении запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

б) защита прав и законных интересов государства, участников внешнеэкономической деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

в) изучение и обобщение практики деятельности таможенных органов в части соблюдения прав участников внешнеэкономической деятельности и на ее основе оказание своевременной правовой и методической помощи таможенным органам.

г) сокращение количества решений, действий (бездействия), принятых и совершенных в нарушение требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также устранение их вредных последствий;

д) сокращение количества судебных решений, принятых не в пользу таможенных органов.

III. Поводы для проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела

5. Проведение ведомственного контроля может осуществляться таможенными органами в связи с наличием поводов, которые по источнику их возникновения можно разграничить на внешние и внутренние.

6. Внешние поводы - это поводы, возникающие из внешних источников информации, к которым относятся:

а) исковые заявления (заявления) граждан и организаций, определения (иные документы) судебных органов, поступившие в таможенные органы в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела;

б) обращения граждан и организаций в таможенные органы;

в) жалобы на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в рассмотрении которых таможенным органом отказано в соответствии с пунктами 1, 2, 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6252; 2011, N 27, ст.3873, N 29, ст.4291, N 50, ст.7351);

(Подпункт в редакции, введенной в действие распоряжением ФТС России от 23 апреля 2012 года N 83-р. - См. предыдущую редакцию)

г) подпункт исключен - распоряжение ФТС России от 23 апреля 2012 года N 83-р - см. предыдущую редакцию;

____________________________________________________________________

     Подпункт "д" предыдущей редакции считается подпунктом "г" настоящей редакции - распоряжение ФТС России от 23 апреля 2012 года N 83-р.
____________________________________________________________________

г) обращения, поступившие в таможенные органы из государственных органов и органов прокуратуры и т.д.

7. Внутренние поводы - это поводы, возникающие в связи с реализацией таможенными органами или должностными лицами таможенных органов задач и функций в области таможенного дела, в том числе при:

а) проведении таможенного контроля;

б) проведении служебных, комплексных, функциональных и целевых проверок;

в) производстве по уголовным делам и делам об административных правонарушениях и т.д.

8. Таможенный контроль может проводиться одновременно с ведомственным контролем. При этом необходимо учитывать, что объектом таможенного контроля являются товары и транспортные средства, лица, пересекающие таможенную границу. Объектом ведомственного контроля являются решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или должностных лиц таможенных органов, принятые и совершенные в области таможенного дела, а также решения, вынесенные по результатам ведомственного контроля.

В случае, если в ходе таможенного или ведомственного контроля обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о незаконности принятого нижестоящим таможенным органом решения или совершении неправомерного действия (бездействия), подтвердить такие данные необходимо в порядке и формах, определенных главами 16 Таможенного кодекса Таможенного союза и 20 Федерального закона.

Недопустимо после вынесения таможенным органом решения на основании статьи 24 Федерального закона проводить таможенный контроль для установления факта незаконности принятого решения, неправомерности совершенного действия (бездействия) в области таможенного дела.

Таможенный орган на момент вынесения по результатам ведомственного контроля решения должен располагать документами и сведениями, подтверждающими, что принятое нижестоящим таможенным органом решение, совершенное нижестоящим таможенным органом или нижестоящим должностным лицом таможенного органа действие (бездействие), не соответствует требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

IV. Компетенция субъектов ведомственного контроля и уполномоченных функциональных подразделений

9. В соответствии с системой таможенных органов, определенной статьей 10 Федерального закона, компетенцией на проведение ведомственного контроля обладают уполномоченные функциональные подразделения:

1) в Федеральной таможенной службе (далее - ФТС России):

- Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля;

- Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров;

     (Абзац дополнительно включен распоряжением ФТС России от 12 сентября 2012 года N 223-р)


- Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования;

- Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля;

- Управление товарной номенклатуры;

- Управление рисков и оперативного контроля;

(Абзац дополнительно включен распоряжением ФТС России от 4 декабря 2012 года N 337-р)


- Правовое управление;

2) в региональных таможенных управлениях (далее - РТУ):

служба организации таможенного оформления и таможенного контроля;

служба федеральных таможенных доходов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»