Недействующий

     

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 3 мая 2011 года N 72

О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации

(с изменениями на 5 марта 2012 года)
____________________________________________________________________
Отменен на основании
приказа Следственного комитета Российской Федерации от 17 марта 2013 года N 14
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Следственного комитета Российской Федерации от 5 марта 2012 года N 13.

____________________________________________________________________


В целях обеспечения единого порядка приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в системе Следственного комитета Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации",

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации.

2. Вести книги регистрации сообщений о преступлении:

в подразделениях центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (СК России): в Главном военном следственном управлении, в Главном следственном управлении, в подразделениях центрального аппарата СК России по федеральным округам;

в главных следственных управлениях и следственных управлениях СК России по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделениях по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и следственных отделах СК России;

в межрайонных следственных отделах, следственных отделах и следственных отделениях СК России по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделениях СК России.

3. Руководителям подразделений центрального аппарата СК России, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России организовать изучение подчиненными работниками Инструкции о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, а также обеспечить надлежащий порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении.

4. Считать утратившими силу приказы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 07.09.2007 N 14 "О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации" и от 07.10.2008 N 85 "О внесении изменений в приказ Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 07.09.2007 N 14 "О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации".

5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности.

Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции
А.И.Бастрыкин

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Председателя
Следственного комитета
Российской Федерации
от 3 мая 2011 года N 72

     
Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации

(с изменениями на 5 марта 2012 года)

I. Общие положения

1. Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ), Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации", иными федеральными законами и устанавливает единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации.

2. Действие Инструкции распространяется на следующих должностных лиц следственных органов (следственных подразделений) системы СК России в пределах их компетенции:

а) руководителей следственных органов (следственных подразделений) и их заместителей (пункт 38_1 статьи 5 УПК РФ);

б) старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей (пункт 41 статьи 5 УПК РФ);

в) старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов при наличии поручения руководителя следственного органа производить прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлении (пункт 40_1 статьи 5 УПК РФ);

г) иных должностных лиц, уполномоченных осуществлять прием и регистрацию сообщений о преступлении.

3. Значение терминов, используемых в настоящей Инструкции:

а) сообщение о преступлении - предусмотренные частью 2 статьи 20, пунктом 2 части 2 статьи 37, статьями 140-143 УПК РФ, содержащие информацию об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления:

письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем;

протокол принятия устного заявления о преступлении, подписанный заявителем и лицом, принявшим заявление;

заявление о явке с повинной - добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении;

протокол явки с повинной - добровольное устное сообщение лица о совершенном им преступлении, занесенное в протокол;

рапорт об обнаружений признаков преступления, составленный правомочным должностным лицом по сообщению о совершенном или готовящемся преступлении, полученному из иных источников;

постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения;

протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, либо заверенная копия или выписка из него;

протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, либо заверенная копия или выписка из него;

в)* дополнительное сообщение о преступлении - сообщение об одном и том же совершенном или готовящемся преступлении, о котором ранее в следственном органе в установленном порядке было зарегистрировано сообщение о преступлении или находилось в производстве и расследовалось уголовное дело;

_______________

* Подпункты соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


г) принятие (прием) сообщения о преступлении - получение сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия;

д) регистрация сообщения о преступлении - внесение уполномоченным должностным лицом в книгу регистрации сообщений о преступлении присвоенного порядкового регистрационного номера сообщения о преступлении, кратких сведений об информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также фиксация на сообщении о преступлении его регистрационного номера путем проставления соответствующего штампа;

е) проверка сообщения о преступлении - процессуальные и иные действия, производимые правомочным на то должностным лицом в порядке статьи 144 УПК РФ по сообщению о преступлении с целью установления наличия либо отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки преступления;

ж) принятие процессуального решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении - принятие правомочным должностным лицом решения, предусмотренного статьей 145 УПК РФ:

о возбуждении уголовного дела;

об отказе в возбуждении уголовного дела;

о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ или в суд в соответствии с частью 2 статьи 20 УПК РФ (по уголовным делам частного обвинения);

з) следственные органы (следственные подразделения) СК России - входящие в систему СК России и осуществляющие прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлений и подразделения центрального аппарата СК России (Главное военное следственное управление, Главное следственное управление и подразделения центрального аппарата СК России по федеральным округам); главные следственные управления и следственные управления СК России по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы СК России; межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения СК России по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения СК России, а также структурные подразделения указанных следственных органов (главные управления и управления (в том числе управления в составе главных управлений), отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений), отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов), следственные участки военных следственных органов СК России, должностные лица которых правомочны производить предварительное следствие и (или) к компетенции которых в установленном порядке отнесено осуществление предусмотренных статьей 39 УПК РФ полномочий руководителя следственного органа;

и) руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее соответствующий следственный орган (следственное подразделение) СК России или его структурное подразделение, к компетенции которого отнесено производство предварительного следствия и (или) осуществление полномочий руководителя следственного органа, предусмотренных статьей 39 УПК РФ, по осуществлению процессуального контроля, а также его заместитель.

4. Организация работы по обеспечению приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении, а также контроль за осуществлением этой работы возлагаются на руководителя следственного органа, который ежедневно осуществляет текущий контроль за поступающими сообщениями о преступлении и обеспечивает их неукоснительный прием, регистрацию и рассмотрение в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством и настоящей Инструкцией.

5. Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами, указанными в Инструкции, возложенных на них полномочий и обязанностей по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлении, а также принятие по ним незаконных процессуальных решений влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

II. Прием сообщений о преступлении

6. Сообщение о преступлении вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности подлежит обязательному принятию (приему) во всех следственных органах СК России.

7. В общедоступных помещениях административных зданий следственных органов СК России на стендах размещаются:

выписки из положений УПК РФ и настоящей Инструкции, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлении;

образцы письменного заявления о преступлении, о явке с повинной;

перечень должностных лиц следственного органа СК России, правомочных принимать такие сообщения, а также оформлять протоколы принятия устного заявления о преступлении;

информация о месте, днях и часах личного приема граждан руководителем следственного органа и его заместителем;

сведения о должностных лицах следственных органов СК России, органов прокуратуры и суда (должность, Ф.И.О., адрес органа), которым в соответствии с УПК РФ могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения следователя и руководителя следственного органа.

Кроме того, такая информация может быть доведена полностью или частично до сведения граждан через средства массовой информации и размещена на сайте следственного органа СК России.

8. Заявление о преступлении может быть сделано заявителем, прибывшим в следственный орган СК России, в устном или письменном виде.

9. Правомочными осуществлять оформление сообщений о преступлении в соответствии с требованиями УПК РФ являются должностные лица, указанные в подпунктах "а", "б" пункта 2 настоящей Инструкции. Должностные лица, указанные в подпункте "в" пункта 2 настоящей Инструкции, осуществляют оформление сообщений о преступлении при наличии соответствующего поручения руководителя следственного органа СК России.

Круглосуточный прием сообщений о преступлении осуществляется дежурными следователями следственных органов СК России.

Отсутствие дежурного следователя не является основанием для отказа заявителю в приеме от него сообщения о преступлении следователем, руководителем следственного органа либо его заместителем, не привлеченным к дежурству.

Прием руководителем следственного органа СК России или его заместителем граждан с жалобами на отказ подчиненного ему руководителя следственного органа (его заместителя) или следователя в принятии от них сообщения о преступлении осуществляется незамедлительно.

10. Устное сообщение о преступлении на основании части 3 статьи 141 УПК РФ вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе и документе, удостоверяющем его личность. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

11. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление на основании части 5 статьи 141 УПК РФ оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления в порядке, установленном статьей 143 УПК РФ.

12. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно на основании части 4 статьи 141 УПК РФ вносится в протокол следственного действия. При этом заявитель должен быть предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

13. Заявителю, обратившемуся в следственный орган с устным заявлением о преступлении, в соответствии с требованиями части 1 статьи 11 УПК РФ должно быть разъяснено право, предусмотренное частью 1 статьи 141 УПК РФ, на подачу письменного заявления о преступлении.

Письменное заявление о преступлении должно в обязательном порядке содержать сведения о заявителе и быть подписано им.

Письменное заявление о преступлении может быть направлено заявителем почтовой связью.

14. При приеме от заявителя заявления о преступлении либо в ходе проверки по заявлению о преступлении заявитель должен быть предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК РФ. Факт такого предупреждения подтверждается собственноручной записью заявителя либо отметкой соответствующего должностного лица, которая удостоверяется подписью заявителя.

15. Заявление о явке с повинной может быть сделано в произвольной форме как в письменном, так и в устном виде. Принятое устное заявление о явке с повинной вносится в протокол явки с повинной в порядке, установленном частью 3 статьи 141 УПК РФ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»