ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ

от 29 марта 2010 года N 1 14/182-09

О нарушении антимонопольного законодательства



Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России,

Члены Комиссии:

Гриднев Е.И. - начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Покатович И.С. - заместитель начальника отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Гаврилов Д.А. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля в сфере рекламы и средств массовой информации Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев в присутствии представителей ООО "Тагильское пиво" Солкина А.В. и Ермоленко О.А. по доверенности от 03.11.2009 N 17968, Зайнутдиновой А.Р. по доверенности от 21.01.2010 N 1326, а также представителей ОАО "ПО КВ-Солодовпиво" Бондаренко В.Ю. по доверенности от 21.01.2010 N 1014-КВ и Ветошниковой Е.И. по доверенности от 27.10.2009 N 09/105 дело N 1 14/182-09 о нарушении ООО "Тагильское пиво" (ОГРН 1069623032885, ИНН/КПП 6623032604/662301001, 622001, Свердловская область, г.Нижний Тагил, ул.Краснознаменная, д.130 В) пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ОАО "ПО КВ-Солодовпиво" (далее - Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Тагильское пиво" (далее - Общество), выраженном во введении в гражданский оборот на территории Российской Федерации пива "GOLD Золотое" с использованием обозначения, которое, по мнению Заявителя, является сходным до степени смешения с принадлежащими Заявителю товарными знаками по свидетельствам NN 370605, 370606 и 363289.

Заявитель составляет одну группу лиц с ЗАО "Пивоварня Москва - Эфес", ООО "Красный Восток - Сибирская пивоваренная компания", ОАО "АМСТАР". Данная группа лиц осуществляет деятельность по реализации на территории Российской Федерации пива различных наименований. В частности, Заявитель, являясь правообладателем комбинированного товарного знака, содержащего словесный элемент "Gold MINE", по свидетельству N 363289 с датой приоритета от 27.08.2008, а также комбинированных товарных знаков, содержащих словесный элемент "Gold MINE BEER", по свидетельствам NN 370605, 370606 с датой приоритета от 25.08.2008, зарегистрированных для товаров, в том числе 32 класса МКТУ - пиво, осуществляет деятельность по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации пива "Gold MINE BEER" с использованием указанных товарных знаков.

При этом, Заявитель указал, что реализация пива под наименованием "Gold MINE BEER" начала осуществляться Заявителем на территории Российской Федерации в 2005 году, то есть до даты приоритета принадлежащих ему товарных знаков, и приобрело широкую известность у потребителей, в том числе благодаря распространению рекламы указанного товара на федеральных телеканалах, в частности НТВ, Первый, ТНТ, СТС, Российское телевидение и Муз ТВ.

Заявитель указал, что Общество вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации пиво "GOLD Золотое" с размещением на этикетке обозначения, которое, по мнению Заявителя, является сходным до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам NN 363289, 370605 и 370606.

В подтверждение изложенного, Заявитель представил заключение от 08.06.2009 N 04925, подготовленное патентным поверенным Российской Федерации по свидетельству N 858 от 21.04.2003 Перовой Т.Д.

Заявитель указал, что, как правообладатель товарных знаков по свидетельствам NN 363289, 370605 и 370606, не предоставлял Обществу исключительное право их использования при реализации на территории Российской Федерации пива "GOLD Золотое".

Таким образом, Заявитель считает, что действия Общества по введению в гражданский оборот на территории Российской пива "GOLD Золотое" нарушают антимонопольное законодательство, поскольку содержат все признаки недобросовестной конкуренции, установленные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Общество не согласилось с доводами Заявителя и пояснило, что при реализации на территории Российской Федерации пива "GOLD Золотое" не осуществляло незаконное использование товарных знаков по свидетельствам NN 363289, 370605 и 370606 в виду отсутствия сходства до степени смешения этикетки пива "GOLD Золотое" с указанными товарными знаками. В подтверждение данного довода, Общество представило заключение, подготовленное д.ю.н. Орловой В.В.

Общество также считает, что реализация на территории Российской Федерации пива "GOLD Золотое" начала осуществляться Обществом до даты приоритета товарных знаков по свидетельствам NN363289, 370605 и 370606, что, по мнению Общества, подтверждается, в частности, образцом пива "GOLD Золотое" с датой розлива от 14.02.2007.

Вместе с тем, по мнению Общества, обозначение "GOLD" использовалось Обществом до даты приоритета указанных товарных знаков также при реализации на территории Российской Федерации пива "ИСЕТСКОЕ GOLD".

Таким образом, Общество считает, что при введении в гражданский оборот на территории Российской Федерации пива "GOLD Золотое" не нарушало исключительные права Заявителя на принадлежащие ему товарные знаки по свидетельствам NN 363289, 370605 и 370606, а также использовало при осуществлении данной деятельности обозначение "GOLD" до даты приоритета указанных товарных знаков, что, по мнению Общества, свидетельствует об отсутствии в его действиях признаков недобросовестной конкуренции.

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела N 1 14/182-09 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев все приложенные к материалам дела доказательства и выслушав представителей Заявителя и Общества, установила следующие обстоятельства.

Заявитель создан путем реорганизации в форме слияния ОАО "Пивоваренная компания "Красный Восток", ОАО "Солодовпиво", ОАО "Чешский стандарт", ЗАО "Альтернативные пивоваренные Технологии" и ЗАО "Торговый дом "Красный Восток", зарегистрирован 08.04.2004 Инспекцией МНС России по Приволжскому району г.Казани Республики Татарстан и составляет одну группу лиц с ЗАО "Пивоварня Москва - Эфес" в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции. Заявитель является правообладателем комбинированного товарного знака, содержащего cловесный элемент "Gold MINE", по свидетельству N 363289 с датой приоритета от 27.08.2008, а также комбинированных товарных знаков, содержащих словесный элемент "Gold MINE BEER", по свидетельствам NN 370605, 370606 с датой приоритета от 25.08.2008, зарегистрированных для товаров, в том числе 32 класса МКТУ - пиво, и осуществляет деятельность по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации пива "Gold MINE BEER" с использованием указанных товарных знаков, что подтверждается образцом товара с датой розлива от 24.01.2009, товарными накладными N 80374104 от 14.03.2009, N 80394575 от 28.04.2009, N 80427857от 26.06.2009. В период с 2008 года по 2009 год на федеральных телеканалах, в том числе "ТНТ", "Российское телевидение", "ТВ3", "Первый канал", "РЕН ТВ", "НТВ", "СТС", осуществлялось распространение рекламы реализуемого Заявителем на территории Российской Федерации пива "Gold MINE BEER", что подтверждается представленными Заявителем графиками выходов рекламы и эфирными справками.

Общество создано путем реорганизации в форме преобразования ЗАО "ТАПИ", зарегистрировано 05.06.2006 Межрайонной инспекцией ФНС N 16 по Свердловской области и осуществляет деятельность по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации пива "GOLD Золотое", что подтверждается образцом пива "GOLD Золотое" с датой розлива от 17.03.2009 и приложенными к нему кассовым чеком и товарным чеком от 31.09.2009 N 001.

На этикетке реализуемого Обществом на территории Российской Федерации пива "GOLD Золотое" размещено словесное обозначение "GOLD", выполненное шрифтом белого цвета с двойным контуром черного и золотистого цвета.

Для установления в действиях Общества признаков недобросовестной конкуренции ФАС России письмом от 13.08.2009 N АК/27136 запросил Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам письменную консультацию о степени сходства этикетки пива "GOLD Золотое", на которой размещено словесное обозначение "GOLD", выполненное шрифтом белого цвета с двойным контуром черного и золотистого цвета, с товарным знаком по свидетельству N 370605 и направил в качестве приложения образец указанного товара.

В ответ на указанный запрос Роспатент в рамках информационно-методического обеспечения деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих правоприменительные функции в сфере гражданского оборота результатов интеллектуальной деятельности и в качестве приложения к письму от 04.09.2009 N 10/31-7320/41 представил справку, подготовленную Федеральным государственным учреждением Федеральный институт промышленный собственности (далее - ФГУ ФИПС), в которой установлено, что комбинированное обозначение со словесным элементом "GOLD", выполненным шрифтом белого цвета с двойным контуром черного и золотистого цвета, размещенное на этикетке пива "GOLD Золотое", является сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 370605 в силу наличия фонетически и семантически тождественных элементов "GOLD".

На заседании Комиссии по рассмотрению дела N 1 14/182-09 о нарушении антимонопольного законодательства Общество заявило об осуществлении им деятельности по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации пива "GOLD Золотое" до даты приоритета товарных знаков, принадлежащих Заявителю. В подтверждение данного довода Общество представило в материалы дела N 1 14/182-09 о нарушении антимонопольного законодательства образец пива "GOLD Золотое" с датой розлива от 17.04.2007, на этикетке которого размещено обозначение "GOLD", являющееся в соответствии с представленной Роспатентом справкой ФГУ ФИПС сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 370605, образец пива "GOLD Золотое" с датой розлива от 14.02.2007, на этикетке которого размещено словесное обозначение "GOLD", выполненное черным шрифтом с золотым конкуром, накладные N 3 от 10.01.2007 и N 13 от 16.01.2007 к договору на изготовление полиграфической этикеточно-упаковочной продукции, заключенному между ЗАО "ТАПИ" и ЗАО "РЕПРИНТ", а также товарные накладные от 27.12.2006 N 111209 и N 1488 от 29.03.2007. В связи с изложенным и на основании пункта 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России по рассмотрению дела N 1 14/182-09 о нарушении антимонопольного законодательства определением от 23.11.2009 N АК/41630 отложила рассмотрение указанного дела, обязала Заявителя представить доказательства первоначального введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации пива "Gold MINE BEER" с использованием комбинированного обозначения, впоследствии зарегистрированного в качестве товарного знака по свидетельству N 370605, а также обязала Общество представить доказательства первоначального введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации пива "GOLD Золотое".

Вместе с тем, ФАС России направил обращение от 24.11.2009 N АК/41688 в адрес Роспатента с просьбой представить письменную консультацию на предмет наличия либо отсутствия сходства до степени смешения этикетки пива "GOLD Золотое" с датой розлива от 14.02.2007, на которой размещено комбинированное обозначение со словесным элементом "GOLD", выполненным черным шрифтом с золотым конкуром, с товарным знаком по свидетельству N 370605.

В ответ на указанный запрос Роспатент в качестве приложения к письму от 25.12.2009 N 12/31-11111/41 представил справку ФГУ ФИПС, в которой установлено, что размещенное на этикетке пива "GOLD Золотое" комбинированное обозначение со словесным элементом "GOLD", выполненным черным шрифтом с золотым конкуром, является сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 370605 в силу наличия фонетически и семантически тождественных элементов "GOLD".

Комиссией ФАС России по рассмотрению дела N 1 14/182-09 о нарушении антимонопольного законодательства после представления Обществом дополнительных документов в соответствии с определением от 23.11.2009 N АК/41630, было установлено, что решение о начале производства пива "GOLD Золотое" было принято Обществом 03.04.2006, что подтверждается приказом генерального директора ЗАО "ТАПИ" А.С.Михайлова N 11-ОД о начале производства и реализации пива "GOLD Золотое" в соответствии с ГОСТ 51174-96. Во исполнение указанного приказа, ЗАО "ТАПИ" направило письмо от 08.12.2006 N 1765 в адрес ЗАО "РЕПРИНТ" с просьбой разработать оригинал-макет этикетки пива "GOLD Золотое". Исполнение ЗАО "РЕПРИНТ" обязательств по изготовлению оригинал-макета этикетки пива "GOLD Золотое", на которой размещено комбинированное обозначение со словесным элементом "GOLD", выполненным черным шрифтом с золотым конкуром, подтверждается актом сдачи-приемки работ от 15.12.2006, а также товарной накладной от 22.12.2006 N 870. Деятельность по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации пива "GOLD Золотое" с этикеткой, на которой размещено комбинированное обозначение с выполненным черным шрифтом с золотым конкуром словесным элементом "GOLD", которое в соответствии с представленной Роспатентом справкой ФГУ ФИПС является сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 370605, начала осуществляться Обществом с декабря 2006 года, что подтверждается, в частности товарными накладными NN 110023, 110024, 110026, 110027, 110028, 110032, 110033 от 23.12.2006.

После представления Заявителем дополнительных документов в соответствии с определением от 23.11.2009 N АК/41630 Комиссия ФАС России установила, что 12.04.2005 Заявителем были введены Технические условия на пиво "Красный Восток - Солодовпиво" N ТУ 9184-008-72642477-2005, в приложении B к которым содержится список наименований пива, подлежащих производству в соответствии с данными Техническими условиями. Среди прочих наименований в данном приложении указано пиво "Красный Восток GOLD", а также пиво "GOLD BEER". В соответствии со сводными накладными от 09.08.2005 и от 22.08.2005 пиво "Красный Восток GOLD", а также пиво "GOLD BEER" передавались Заявителем ООО "Центральный торговый дом "Красный Восток". На Интернет-сайте по адресу http://www.printmagazine.ru/news/9914 размещена информация от 21.09.2005 о выпуске Заявителем нового сорта пива "GOLD BEER" в упаковке "кольчуга", что подтверждается представленным Заявителем протоколом нотариального осмотра указанного Интернет-сайта, составленным нотариусом г. Москвы Новопашиной У.С. 19.01.2010.

В соответствии с представленным Заявителем патентом N 65199, Заявителю с 23.01.2006 принадлежит исключительное право на промышленный образец, представляющий собой бутылку пластиковую с этикетками и содержащий изображение пива "GOLD BEER", на этикетке которого размещено комбинированное обозначение, содержащее словесный элемент "GOLD BEER", выполненный оригинальным шрифтом золотистого цвета с двойным контуром черного и золотистого цвета.

Осуществление Заявителем деятельности по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации пива "Красный Восток GOLD" и "GOLD BEER" подтверждается образцом пива "Красный Восток GOLD" с датой розлива от 05.12.2005, договором поставки от 02.05.2006, заключенным между Заявителем и ЗАО "Пивоварня Москва - Эфес", Приложениями к указанному договору NN 1/1, 1/2 от 02.05.2006, товарными накладными N 017667 от 03.05.2006, NN 032750, 03751 от 01.08.2006, N 80001849 от 25.10.2006, накладной N 83852 от 01.08.2006.

Образец пива "Красный Восток GOLD" с датой розлива от 05.12.2005, представленный Заявителем, представляет собой бутылку и размещенную на ней этикетку, содержащую комбинированное обозначение с доминирующим словесным элементом "GOLD", выполненным оригинальным шрифтом золотистого цвета с двойным контуром черного и золотистого цвета.

Для установления наличия либо отсутствия факта использования Заявителем обозначения, в последствие зарегистрированного в качестве товарного знака по свидетельству N 370605, при реализации пива на территории Российской Федерации, ФАС России направил в Роспатент обращение от 23.12.2009 N АК/46246 с просьбой представить письменную консультацию о наличии либо отсутствии сходства до степени смешения этикетки пива "Красный Восток GOLD" с датой розлива от 05.12.2005, на которой размещено комбинированное обозначение с доминирующим словесным элементом "GOLD", выполненным оригинальным шрифтом золотистого цвета с двойным контуром черного и золотистого цвета, с товарным знаком по свидетельству N 370605.

В ответ на указанный запрос Роспатент в качестве приложения к письму от 25.12.2009 N 12/31-11111/41 представил справку ФГУ ФИПС, в которой установлено, что размещенное на этикетке пива "Красный Восток GOLD" с датой розлива комбинированное обозначение с доминирующим словесным элементом "GOLD", выполненным оригинальным шрифтом золотистого цвета с двойным контуром черного и золотистого цвета, является сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 370605 в силу того, что они ассоциируются друг с другом в целом.

Совокупность указанных доказательств позволила Комиссии ФАС России по рассмотрению дела N 1 14/182-09 о нарушении антимонопольного законодательства сделать вывод о том, что Заявитель начал осуществлять деятельность по реализации на территории Российской Федерации пива с размещением на его этикетке комбинированного обозначения, впоследствие, зарегистрировав сходное с ним до степени смешения обозначение в качестве комбинированного товарного знака по свидетельству N 370605, с 2005 года, то есть ранее даты начала реализации Обществом на территории Российской Федерации пива "GOLD Золотое" с этикетками, на которых размещены комбинированные обозначения, сходные до степени смешения с указанным товарным знаком.

На заседании Комиссии ФАС России по рассмотрению дела N 1 14/182-09 о нарушении антимонопольного законодательства Обществом представлены доказательства, свидетельствующие о реализации на территории Российской Федерации пива "ИСЕТСКОЕ GOLD", в частности приказ генерального директора ЗАО "ТАПИ" А.С.Михайлова от 10.06.2005 N 26-ОД о начале производства и реализации пива сорта "ИСЕТСКОЕ GOLD", сертификат соответствия N РОСС RU.AE12.H00434, письмо ЗАО "ТАПИ" от 03.10.2005 N 1021 в адрес ЗАО "РЕПРИНТ" с просьбой разработать оригинал-макет этикетки на пиво "Исетское GOLD", акт сдачи-приемки работ по разработке указанной этикетки от 11.10.2005, накладные на поставку ЗАО "Репринт" указанных этикеток в адрес ООО "Тагильское пиво" N 458 от 08.08.2006, N 532 от 04.09.2006, товарные накладные NN 009971, 009974, 009976 от 28.12.2005, N 010061 от 30.12.2005, N 005021 от 10.07.2006, N 007103 от 09.08.2006, N 008273 от 23.09.2006, N 008527 от 05.10.2006, N 009326 от 16.11.2006, N 009697 от 0712.2006, а также изображение этикетки пива "ИСЕТСКОЕ GOLD".

Рассмотрев указанные документы, Комиссия ФАС России по рассмотрению дела N 1 14/182-09 о нарушении антимонопольного законодательства установила, что пиво "ИСЕТСКОЕ GOLD" является наряду с пивом "ИСЕТСКОЕ СВЕТЛОЕ" и "ИСЕТСКОЕ ЛЕГКОЕ" разновидностью реализуемого Обществом на территории Российской Федерации пива под общим наименованием "ИСЕТСКОЕ". При этом словесный элемент "GOLD" не является доминирующим элементом комбинированного обозначения, размещенного на этикетке указанного пива, или самостоятельным наименованием продукции, вводимой Обществом в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

Ввиду изложенного, представленные Обществом на заседании Комиссии ФАС России по рассмотрению дела N 1 14/182-09 о нарушении антимонопольного законодательства доказательства реализации на территории Российской Федерации пива "ИСЕТСКОЕ GOLD" не свидетельствуют об использовании Обществом в качестве наименования пива, вводимого в гражданский оборот на территории Российской Федерации, обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 370605, до даты его приоритета.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.83 подлежат запрету любые действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, выраженная в форме продажи, обмена или иного введения в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции работ и услуг.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Таким образом, все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, присутствуют в действиях Общества:

1) направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом выразилась в том, что Общество использовало репутацию Заявителя и выпускаемой им продукции, приобретшей различительную способность у потребителей, задолго до введения в гражданский оборот аналогичной продукции Обществом и, тем самым, снизило издержки на продвижение своей продукции;

2) противоречие действующему законодательству, а именно пункту 1 части 3 статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.83, запрещающей любые действия, каким бы то ни было образом способные вызвать смешение в отношении продукции хозяйствующих субъектов-конкурентов, а также пункту 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающему запрет на использование без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникает вероятность смешения;

3) способность причинения убытков конкуренту выразилась в том, что Заявитель при введении в гражданский оборот на территории Российской Федерации пива "Gold MINE BEER" лишается возможности эффективно реализовывать свой товар, так как действия Общества по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации пива "GOLD Золотое" не позволили Заявителю получить то, на что он был вправе рассчитывать при обычных условиях введения в гражданский оборот пива с использованием принадлежащего ему товарного знака и продвижения данного товарного знака, что в свою очередь, не может не сказаться на прибыли Заявителя.

Учитывая изложенное, действия Общества, связанные с введением в гражданский оборот на территории Российской Федерации пива "GOLD Золотое" с этикетками, на которых размещены комбинированные обозначения с доминирующим словесным элементом "GOLD", являющиеся сходными до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 370605, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, могут причинить убытки Заявителю.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь частью 3 статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пунктом 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4, пунктом 4 части 1 статьи 14, статьей 23, частями 1 и 2 статьи 41, частью 2 статьи 45, статьей 48, статьей 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»