ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ

от 14 апреля 2011 года N 1 14/25-11

О нарушении антимонопольного законодательства



Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2011 года.

Изготовлено в полном объеме 14 апреля 2011 года.


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела N 1 14/25-11 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии

Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы

Члены Комиссии:

Карташов Н.Н. - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Гриднев Е.И. - начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Покатович И.С. - главный специалист - эксперт отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Кононова Н.В. - ведущий специалист - эксперт отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

рассмотрев дело N 1 14/25-11 о нарушении ООО "Регионторг" (ИНН/ОГРН/КПП 6453073696/1036405318410/645301001, адрес: 410080, г.Саратов, 1-й Сокурский пр-д, д.9) пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ООО "Русь-Алко" о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО "Регионторг", выразившемся в недобросовестной конкуренции, связанной с введением в заблуждение в отношении производителя водки "FINSKAYA SILVER".

ООО "Русь-Алко" осуществляет деятельность на товарном рынке алкогольной продукции Российской Федерации.

С декабря 2008 года ООО "Русь-Алко" вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации водку "FINKA" с использованием этикетки, представляющей собой прямоугольную этикетку белого цвета с закругленными углами с присутствующими на ней словесными элементами и элементами изобразительными: в верхней части этикетки на белом фоне синими заглавными буквами расположено словесное обозначение "F I N K A", где точка над буквой I выполнена в виде солнца красного цвета; ниже под чертой серебристого цвета расположено словесное обозначение "V O D K A", выполненное красным цветом; нижняя часть этикетки содержит изображение трех бегущих оленей на фоне неба, исполненных серебристым цветом; над оленями в небе присутствует красное солнце с изображенной на его фоне девушки (далее - этикетка).

ООО "Русь-Алко" также отмечает, что водка "FINKA" завоевала ряд наград в 2009 году.

В 2010 году ООО "Русь-Алко" стало известно о том, что на товарном рынке алкогольной продукции Российской Федерации реализуется водка "FINSKAYA SILVER", которая произведена ООО "Чегемский винпищепром" по заказу ООО "Регионторг".

По мнению ООО "Русь-Алко", ООО "Регионторг" скопировало этикетку водки "FINKA", в частности скопировало композиционное построение, в том числе его отдельные словесные и изобразительные элементы, использовало сходное цветовое решение и цвета отдельных словесных и изобразительных элементов, скопированы характерные оригинальные изобразительные элементы, в частности стилизованное изображение солнца.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с введением в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителя.

При таких обстоятельствах ООО "Русь-Алко" считает, что в действиях ООО "Регионторг", связанных с введением в заблуждение относительно производителя водки "FINSKAYA SILVER", содержатся признаки недобросовестной конкуренции.

ООО "Регионторг", не согласившись с доводами ООО "Русь-Алко", представило письменные объяснения, из которых следует, что ООО "Регионторг" не имеет договорных отношений с ООО "Чегемский винпищепром", в том числе и связанных с производством и разработкой водки "FINSKAYA SILVER".

На основании изложенного, ООО "Регионторг" просит прекратить производство по делу N 1 14/25-11 о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия ФАС России, рассмотрев все приложенные к материалам дела N 1 14/25-11 о нарушении антимонопольного законодательства доказательства и выслушав представителей ООО "Русь-Алко", пришла к выводу, что требования ООО "Регионторг" не подлежат удовлетворению исходя из следующих обстоятельств.

С декабря 2008 года ООО "Русь-Алко" вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации водку "FINKA" с использованием этикетки, представляющей собой прямоугольную этикетку белого цвета с закругленными углами с присутствующими на ней словесными элементами и элементами изобразительными: в верхней части этикетки на белом фоне синими заглавными буквами расположено словесное обозначение "F I N K A", где точка над буквой I выполнена в виде солнца красного цвета; ниже под чертой серебристого цвета расположено словесное обозначение "V O D K A", выполненное красным цветом; нижняя часть этикетки содержит изображение трех бегущих оленей на фоне неба, исполненных серебристым цветом; над оленями в небе присутствует красное солнце с изображенной на его фоне девушки (далее - этикетка).

Реализация водки "FINKA" с использованием указанной этикетки подтверждается товарной накладной от 13.12.2008 N 1136 с приложениями на поставку алкогольной продукции в ассортименте, который включает в себя водку "FINKA", подписанной ООО "Русь-Алко" и ООО "МД-ЛИДЕР", товарными накладными от 09.01.2009 N 5, от 14.01.2010 N 2, от 21.01.2010 N 24, от 11.02.1010 N 93, от 17.02.2010 N 128, от 04.05.2010 N 364, от 12.05.2010 N 408 с приложениями на поставку алкогольной продукции в ассортименте, который включает в себя водку "FINKA", подписанной ООО "Русь-Алко" и ООО "Ашан", а также рекламными материалами, опубликованными в журнале "Спиртные напитки" N 3(290) за март 2009 года.

Водка "FINKA" в феврале 2009 года была награждена золотой медалью "ПРОДЭКСПО" как "ЛУЧШИЙ ПРОДУКТ 2009", почетным дипломом Оргкомитета дегустационного конкурса о награждении звездой "ПРОДЭКСПО" за превосходное качество водки "FINKA" и золотой медалью Международного дегустационного конкурса "Лучшая водка года" 2009 года (9-13 февраля 2009 года).

ООО "Русь-Алко" 03.07.2010 и 18.08.2010 у ИП Смирновой С.П. и в ООО "Романовка - торг" были приобретены образцы алкогольной продукции, а именно водки "FINSKAYA SILVER". Согласно данными, указанным на контрэтикетке, данная продукция произведена по заказу ООО "Регионторг", обладающего лицензией N 19023 от 26.11.2010 на хранение и поставку алкогольной продукции.

Таким образом, ООО "Русь-Алко" и ООО "Регионторг" осуществляют деятельность на товарном рынке алкогольной продукции Российской Федерации, следовательно, являются хозяйствующими субъектами - конкурентами.

Из письменных пояснений ООО "Регионторг" следует, что водку "FINSKAYA SILVER" в адрес ООО "Регионторг" поставляло ООО "АЛК-ОПТ" на основании заключенного договора поставки N 68 от 11.11.2009.

Следовательно, ООО "Регионторг" не могло не знать, что ООО "Регионторг" указано в качестве заказчика производства водки "FINSKAYA SILVER". Однако каких либо действий по недопущению и/или прекращению размещения информации, что водка "FINSKAYA SILVER" произведена по заказу ООО "Регионторг", ООО "Регионторг" не предприняло, продолжив дальнейшую реализацию указанной алкогольной продукции.

Кроме того, ФАС России располагает информацией, что ООО "Регионторг" 18.02.2011 обратилось в Роспатент с заявкой N 2011704493 на регистрацию товарного знака "FINSKA SILVER" по 33 классу МКТУ (алкогольные напитки, в том числе водка).

Пункт 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" определяет недобросовестную конкуренцию как любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с введением в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителя.

Для принятия решения о наличии либо отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО "Регионторг" ФАС России поручил ОАО "Всероссийский центр изучения общественного мнения" провести социологический опрос на предмет возможного введения в заблуждение потребителей относительно производителя водки "FINSKAYA SILVER" и "FINKA".

Из отчета по результатам социологического исследования, проведенного ОАО "ВЦИОМ", представляется следующее:

- 57% опрошенных считают бутылки водки "FINSKAYA SILVER" и водки "FINKA" похожими в той или иной мере. 57% из них думает, что данные товары производятся одной компанией;

- 41% опрошенных считают, что у тестируемых бутылок сходная форма, около трети называет цветовую гамму и рисунок на этикетке факторами сходства, а также считает дизайн в целом похожим;

- 56% опрошенных склонны считать изобразительные элементы этикетки и формы бутылки сходными. Наиболее похожий по мнению респондентов элемент - цветовая гамма оформления (88%). 85% высоко оценивают степень сходства дизайна в целом и формы бутылок;

- 69% респондентов считают, что обычный человек может перепутать данные марки при покупке, 50% считают, что и сам может совершить ошибку в магазине;

- 69% считает, что данные товары можно воспринять как часть одной продуктовой линейки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что действия ООО "Регионторг" по введению в гражданский оборот водки "FINSKAYA SILVER" с использованием дизайнерских решений, применяемых ООО "Русь-Алко" при оформлении бутылки водки "FINKA", приводит к смешению продукции разных производителей, что вводит потребителей в заблуждение в отношении производителя водки "FINKA" и водки "FINSKAYA SILVER".

В соответствии со статьей 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

Обстоятельства дела N 1 14/25-11 о нарушении антимонопольного законодательства подтверждают наличие в действиях ООО "Регионторг" всех признаков недобросовестной конкуренции, указанных в пункте 2 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции":

1) направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над ООО "Русь-Алко" выразилась в привлечении новых покупателей к продукции ООО "Регионторг" без затрат на ее продвижение (реклама, выставки и т.д.).

2) противоречие действующему законодательству, а именно пункту 1 части 3 статьи 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, запрещающему все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении, предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

3) способность причинения убытков конкуренту выразилась в том, что в результате введения в гражданский оборот ООО "Регионторг" на территории Российской Федерации водки "FINSKAYA SILVER" с копированием этикетки водки "FINKA", ООО "Русь-Алко" лишается возможности эффективно реализовывать свой товар, что в свою очередь не может не сказаться на его прибыли, а также повлечь перераспределение спроса на товарном рынке алкогольной продукции Российской Федерации.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь статьей 10-bis Парижской Конвенции по охране промышленной собственности, пунктом 2 части 1 статьи 14, частью 1 статьи 39 и статьей 49 Закона "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать действия ООО "Регионторг" на товарном рынке алкогольной продукции Российской Федерации, связанные введением в гражданский оборот водки "FINSKAYA SILVER" с этикеткой, вводящей в заблуждение в отношении производителя товара, актом недобросовестной конкуренции, противоречащим пункту 2 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции".

2. На основании пункта 1 настоящего решения выдать ООО "Регионторг" предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции".

Председатель Комиссии
А.Б.Кашеваров

Члены Комиссии:
Н.Н.Карташов
Е.И.Гриднев
И.С.Покатович
Н.В.Кононова


N АК/13940

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1 14/25-11 о нарушении антимонопольного законодательства

от 14 апреля 2011 года



Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела N 1 14/25-11 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии

Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы

Члены Комиссии:

Карташов Н.Н. - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Гриднев Е.И. - начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Покатович И.С. - главный специалист - эксперт отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Кононова Н.В. - ведущий специалист - эксперт отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

На основании решения по делу N 1 14/25-11 о нарушении ООО "Регионторг" (ИНН/ОГРН/КПП 6453073696/1036405318410/645301001, адрес: 410080, г.Саратов, 1-й Сокурский пр-д, д.9) пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),

предписывает:

1. ООО "Регионторг" в срок до 25 мая 2011 года прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: прекратить введение в гражданский оборот на территории Российской Федерации водки "FINSKAYA SILVER" с использованием этикетки вводящей в заблуждение в отношении производителя товара.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Примечания:

- предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения;

- за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписания коммерческие организации и их руководители несут ответственность, предусмотренную, соответственно, пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

- в силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установленные настоящим предписанием запреты на действия хозяйствующего субъекта распространяются на действия группы лиц.

Председатель Комиссии
А.Б.Кашеваров

Члены Комиссии:
Н.Н.Карташов
Е.И.Гриднев
И.С.Покатович
Н.В.Кононова



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт

Федеральной антимонопольной службы

www.fas.gov.ru

по состоянию на 30.08.2011

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»