Действующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 29 августа 2011 года N ГКПИ11-791


[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействующим п.5 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах..., так как в оспариваемом положении Правительство РФ установило порядок определения границ лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса РФ, что отнесено к компетенции Правительства РФ и не противоречит действующему законодательству и ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов"]

(Извлечение)

___________________________________________________________________
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 1 ноября 2011 года N КАС11-611 данное решение оставлено без изменения
___________________________________________________________________



Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С., при секретаре Александрове В.О.,, с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бухтина М.А. о признании недействующим пункта 5 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площадей и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1007 (далее - Положение),

установил:

В соответствии с пунктом 5 Положения границы лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, являются соответственно границами лесопарковых зон и зеленых зон.

Гражданин Бухтин М.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 5 Положения. Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта являются неопределенными, что является коррупционным фактором и недопустимо согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Нарушение его законных прав, по мнению заявителя, состоит в том, что данная норма позволяет федеральному и региональным органам управления лесным хозяйством необоснованно, пользуясь неоднозначностью формулировок, устанавливать с нарушением прав граждан новую категорию защитности "лесопарковая зона" в конкретных лесных участках, внутри границ которых находятся на законных основаниях объекты собственности.

В суде Бухтин М.А. и его представитель Бухтин К.М. поддержали заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральному агентству лесного хозяйства (поручение от 9 июня 2011 года N ВЗ-П9-3876).

В суде представитель Правительства Российской Федерации Малышева Е.С. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают права граждан.

Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Лесной кодекс Российской Федерации, введенный в действие 1 января 2007 года, в части 7 статьи 105 предусматривает, что функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение предписаний федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.

Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 51, 21 декабря 2009 года.

Федеральным законом от 14 марта 2009 года N 32-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", который дополнен статьей 8.1, предусматривающей, что лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно действующему Лесному кодексу Российской Федерации лесопарковые зоны являются самостоятельным видом лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, изымаются из хозяйственного использования и имеют ограниченный режим природопользования. Так, частью 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень видов деятельности, осуществление которых в лесопарковых зонах запрещается.

Лесной кодекс Российской Федерации, который действовал до 1 января 2009 года, в лесах первой группы выделял такую категорию защитности, как "лесопарковые части зеленых зон".

В пункте 5 Положения Правительство Российской Федерации установило порядок определения границ лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, что отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации и не противоречит действующему законодательству.

Оспариваемые положения нормативного правового акта являются ясными и определенными, в связи с чем не имеется оснований для утверждения о противоречии их Федеральному закону "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

В силу закона лесопарковые части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию в лесопарковые зоны.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает издание Правительством Российской Федерации постановлений и распоряжений; последние принимаются по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера. Пункт 5 Положения является правовой нормой, обязательной для неопределенного круга лиц, рассчитанной на неоднократное применение.

Поскольку данная правовая норма имеет нормативный характер, момент ее введения в действие определяется в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

С учетом этого, доводы заявителя о том, что в оспариваемом нормативном правовом акте Правительства Российской Федерации не определены критерии, по которым следует признавать и проверять факт создания лесопарковой части зеленой зоны в прошлые годы, с какой даты следует считать установленной лесопарковую зону, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Статья 274 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Пункт 5 Положения регулирует иные отношения и не может рассматриваться как нарушающий права Бухтина М.А. на заключение договора аренды лесного участка.

Доводы заявителя о том, что спорный участок безосновательно отнесен к лесопарковой части зеленой зоны, не могут служить основанием для признания недействующим пункта 5 Положения. Как следует из представленных суду письменных документов, заявитель обжаловал в судебном порядке решение об отнесении спорного земельного участка к лесопарковой части зеленой зоны. В удовлетворении заявленных требований Бухтина М.А. было отказано. Проверка законности и обоснованности правоприменительных решений, вынесенных по иску Бухтина М.А., как связанная с исследованием и оценкой фактических обстоятельств, осуществляется в ином судебном порядке.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Заявление Бухтина М.А. о признании недействующим пункта 5 Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площадей и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1007, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.Романенков



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт

Верховного Суда РФ

www.vsrf.ru (сканер-копия)

по состоянию на 19.09.2011