Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 25 октября 2011 года N 2190

Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра)

(с изменениями на 26 марта 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФТС России от 4 июля 2013 года N 1240
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФТС России от 26 марта 2013 года N 587.

____________________________________________________________________



В целях обеспечения единообразной организации таможенного контроля, а также реализации статьи 116 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 года N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст.2796) и Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6252; 2011, N 27, ст.3873, N 29, ст.4291)

приказываю:

1. Утвердить Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) (далее - Инструкция).

2. Начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов обеспечить изучение и применение Инструкции подчиненными должностными лицами при осуществлении таможенного контроля.

3. Начальникам таможен:

назначить должностных лиц, ответственных за регистрацию поручений на таможенный досмотр и актов таможенного досмотра (осмотра);

обеспечить хранение оформленных актов таможенного досмотра (осмотра) в порядке, предусмотренном Инструкцией.

4. Главному управлению информационных технологий (А.Е.Шашаев) и ГНИВЦ ФТС России (В.В.Паджев) обеспечить внесение необходимых изменений в справочники и классификаторы нормативно-справочной информации и информационно-программные средства ЕАИС таможенных органов с целью обеспечения реализации положений Инструкции.

5. Главному управлению федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (О.Н.Комарова) и Главному управлению организации таможенного оформления и таможенного контроля (Д.В.Некрасов) обеспечить подготовку проекта порядка проведения таможенного досмотра после выпуска товаров и проекта порядка проведения таможенного досмотра при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза.

6. Начальникам РТУ и таможен обеспечить:

а) внесение изменений в положения об отделах, должностные инструкции (регламенты) должностных лиц таможенных органов, функции и обязанности которых изменяются в соответствии с Инструкцией;

б) использование фото-, видеоаппаратуры при проведении таможенного досмотра, хранение фотоснимков (видеозаписей), произведенных в ходе таможенного досмотра, в цифровом формате в соответствии с требованиями Инструкции.

7. Признать недействующими:

письмо ФТС России от 25 декабря 2008 года N 01-11/55111 "О направлении временных методических рекомендаций";

письмо ФТС России от 5 апреля 2010 года N 04-61/16355 "О направлении Временных методических рекомендаций по таможенному досмотру".

8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России С.О.Шохина.

Руководитель
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов

     

Приложение
к приказу ФТС России
от 25 октября 2011 года N 2190

     
Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра)

(с изменениями на 26 марта 2013 года)


I. Общие положения

1.1. Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) (далее - Инструкция) разработана в целях реализации статьи 116 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 года N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст.2796) (далее - Кодекс) и Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 260 "О формах таможенных документов" (далее - Решение Комиссии).

1.2. Инструкция определяет последовательность действий должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при организации, проведении и оформлении результатов таможенного досмотра до выпуска товаров.

1.3. Таможенным досмотром являются действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (пункт 1 статьи 116 Кодекса).

1.4. При принятии решения о проведении таможенного досмотра используется система управления рисками, основанная на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для недопущения и (или) предотвращения нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

1.5. Решение о проведении таможенного досмотра может быть принято уполномоченным должностным лицом только при выявлении риска, содержащегося в действующем профиле риска, предусматривающем проведение таможенного досмотра.

1.6. Таможенный досмотр проводится в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки, а именно:

а) для идентификации товаров в случаях, когда выявляется риск, содержащийся в действующем профиле риска, предусматривающий уточнение физико-химических и технических характеристик товаров, определение количественных показателей в основных и дополнительных единицах измерения, и, в необходимых случаях, качества (безопасности), определение наименования и прочих характеристик товаров;

б) для организации проведения таможенным органом таможенного досмотра при наличии информации о возможном правонарушении в области таможенного дела, предусматривающей утверждение ФТС России и направление в таможенные органы соответствующих профилей рисков;

в) для выборочной проверки на основании соответствующих действующих профилей рисков, предусматривающих выбор товаров, подвергаемых таможенному досмотру, с использованием генератора случайных чисел.

1.7. Таможенный досмотр проводится:

а) до выпуска товаров (статья 96 Кодекса);

б) после выпуска товаров (статья 99 Кодекса);

в) при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза (статья 100 Кодекса).

Порядок проведения таможенного досмотра после выпуска товаров и при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, определяется иным правовым актом.

1.8. Должностные лица таможенных органов проводят таможенный досмотр в отношении товаров при следующих таможенных операциях и таможенных процедурах: прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза; убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза; таможенный транзит; временное хранение товаров; таможенное декларирование товаров; выпуск товаров.

1.9. Таможенный досмотр может проводиться исключительно уполномоченными должностными лицами таможенных органов:

а) в должностных инструкциях или должностных регламентах которых определены соответствующие права и обязанности;

б) ознакомленными под роспись и прошедшими обучение и проверку на знание прилагаемых к настоящему приказу инструкций;

в) ознакомленными с Правилами по охране труда в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утвержденными приказом ФТС России от 15 апреля 2008 года N 403, и прошедшими проверку знаний требований охраны труда в соответствии с приказом ГТК России от 9 декабря 2003 года N 1409 "Об утверждении порядка обучения вопросам охраны труда и проверки знаний требований охраны труда должностных лиц и работников таможенных органов и учреждений ГТК России".

II. Принятие решения о проведении таможенного досмотра и организация его проведения

2.1. Принятие решения о проведении таможенного досмотра

2.1.1. Решение о проведении таможенного досмотра до выпуска товаров принимает: начальник таможенного поста или лицо, его замещающее, в регионе деятельности которого находятся товары. Полномочия по принятию решения о проведении таможенного досмотра вместо начальника таможенного поста или лица, его замещающего, могут быть переданы иным должностным лицам таможенного поста при одновременном соблюдении следующих условий:

наличие приказа таможни о наделении лица полномочиями по принятию решения о проведении таможенного досмотра;

наличия в должностных инструкциях (должностных регламентах) должностного лица права принятия решения о проведении таможенного досмотра.

2.1.2. Должностное лицо таможенного органа, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, направляет докладную записку начальнику таможенного поста или лицу, его замещающему, для принятия решения о проведении таможенного досмотра не позднее 10 минут с момента выявления необходимости проведения таможенного досмотра.

При этом в докладной записке должностное лицо указывает время выявления необходимости проведения таможенного досмотра, а также время ее передачи начальнику таможенного поста или лицу, его замещающему, для принятия решения о проведении таможенного досмотра.

В случае установления необходимости проведения таможенного досмотра на этапе приема и регистрации документов и сведений при прибытии товаров на территорию Российской Федерации докладная записка не направляется.

2.1.3. Решение о проведении таможенного досмотра оформляется путем осуществления следующих действий:

наложения на докладной записке лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра, соответствующей резолюции (могут быть указаны объем и степень досмотра, а также необходимые для его проведения технические средства таможенного контроля в случае, если данные сведения не определены в соответствии с действующим профилем риска, на основании которого принимается решение о проведении таможенного досмотра) с проставлением даты и времени принятия решения;

формирования поручения о проведении таможенного досмотра (далее -поручение) уполномоченным должностным лицом таможенного поста, выявившим необходимость проведения таможенного досмотра, по установленной форме, и его подписания лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра.

2.1.4. Должностное лицо, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, при подготовке поручения о проведении таможенного досмотра для его подписания лицом, принимающим решение о проведении таможенного досмотра, устанавливает местонахождение товаров и, исходя из количества товаров, его характеристики и упаковки, а также объема и степени досмотра оценивает возможность проведения таможенного досмотра в зоне таможенного контроля или другом месте, в котором находятся товары.

Проведение таможенного досмотра в местах, не имеющих достаточной оснащенности (отсутствие весового оборудования, специально оборудованной площадки, погрузочно-разгрузочной техники, места для выгрузки товаров из транспортного средства и т.д.), не допускается.

В случае недостаточности оснащенности места для проведения таможенного досмотра должностное лицо, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, по согласованию с лицом, принимающим решение о проведении таможенного досмотра, направляет декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, составленные в установленной форме, требование о предъявлении товаров с указанием перечня зон таможенного контроля, где может быть проведен таможенный досмотр в соответствии с установленными в поручении объемом и степенью, а также уведомление о проведении таможенного досмотра не позднее 30 минут с момента выявления необходимости проведения таможенного досмотра. При этом информация о месте проведения таможенного досмотра вносится в поручение после размещения товаров в зоне таможенного контроля.

2.1.5. Поручение должно быть составлено в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения, регистрации, хранения и учета поручений на таможенный досмотр, утвержденной приложением N 3 к Инструкции, и содержать сведения о виде, объеме и степени таможенного досмотра исходя из требований действующего профиля риска, а в случае, если действующим профилем риска не установлены конкретные характеристики таможенного досмотра, - сведения о виде, объеме и степени таможенного досмотра, определенные лицом, принявшим решение о проведении таможенного досмотра, указанные в докладной записке. При этом должностное лицо, принимающее решение о проведении таможенного досмотра, исходит из принципа достаточности характеристик таможенного досмотра для соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Допускается при отсутствии определенных сведений, необходимых для формирования поручения (например, о месте проведения досмотра), их указание после подписания поручения по мере поступления необходимой информации.

2.1.6. Решение о проведении таможенного досмотра, оформленное в соответствии с пунктом 2.1.3 настоящей Инструкции, должно быть принято не позднее 10 минут с момента получения сведений о необходимости его проведения, за исключением случаев, установленных пунктами 2.1.9, 2.1.10 Инструкции.

2.1.7. После принятия решения о проведении таможенного досмотра поручение, докладная записка с соответствующей резолюцией должностного лица, принявшего решение, незамедлительно передаются должностному лицу, уполномоченному на проведение таможенного досмотра.

2.1.8. В случае, если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, формирование поручения осуществляется после предъявления товаров таможенному органу в месте доставки.

2.1.9. В случае, если местонахождение товаров, помещаемых под таможенную процедуру, предусматривающую их вывоз с территории Российской Федерации, неизвестно и (или) товары находятся не в зоне таможенного контроля, должностное лицо таможенного органа, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, незамедлительно запрашивает у декларанта пояснения о местонахождении товаров, а также выставляет декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, требование о предъявлении товаров в зону таможенного контроля.

При необходимости создания зоны таможенного контроля в месте нахождения (предъявления) товаров соответствующие действия совершаются должностными лицами таможенного поста, в функции которых входит проведение таможенного досмотра. При этом информация о месте проведения досмотра вносится в подписанное поручение на досмотр после его установления или размещения товаров в зоне таможенного контроля.

2.1.10. В случае, если таможенный орган, должностными лицами которого была выявлена необходимость провести таможенный досмотр, отличается от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, либо декларирование товаров осуществляется с применением информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме с использованием информационно-телекомуникационной сети "Интернет", решение о проведении таможенного досмотра оформляется в виде письменного уведомления о проведении таможенного досмотра (далее - уведомление), направляемого по оперативным либо электронным каналам связи (для электронного декларирования и технологии удаленного выпуска) в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, в срок не позднее 1 часа с момента принятия решения о проведении таможенного досмотра. Уведомление должно содержать все необходимые характеристики таможенного досмотра, подлежащие указанию в поручении. Допускается указание в уведомлении иных сведений, которые необходимо учесть при проведении таможенного досмотра.

После получения уведомления уполномоченное должностное лицо таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, незамедлительно (не позднее 10 минут с момента получения) информирует должностное лицо таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, принимающее решение о проведении таможенного досмотра в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

Дальнейшие действия по организации проведения таможенного досмотра осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, а также иными правовыми актами ФТС России. Акт таможенного досмотра не позднее 1 часа с момента завершения его формирования направляется в таможенный орган, принявший таможенную декларацию, по оперативным либо электронным каналам связи. Лицо, производящее пересылку акта таможенного досмотра, обеспечивает информирование соответствующего таможенного органа о способе и времени направления акта посредством использования телефонной связи.

Таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, вправе провести таможенный досмотр товаров в случае наличия у уполномоченного должностного лица таможенного органа информации о возможном правонарушении в области таможенного дела и (или) обоснованных предположений или соответствующих выводов о том, что заявленные сведения о товарах являются недостоверными. Организация и проведение таможенного досмотра осуществляется в соответствии с положениями настоящей Инструкции.

В случае поступления в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, информации из таможенного органа, в котором происходит таможенное декларирование товаров, о выпуске товаров, в отношении которых ранее таможенным органов, в регионе деятельности которого находятся товары, были выявлены при проведении таможенного досмотра факты нарушения таможенного законодательства Таможенного союза либо законодательства Российской Федерации о таможенном деле, таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, информирует таможенный орган (таможню и таможенный пост), в котором происходит таможенное декларирование и выпуск товаров, о выявленных нарушениях в целях проведения ведомственного контроля и рассмотрения вопроса об отмене решения о выпуске товаров.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»