Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПРОТОКОЛ

от 12 сентября 2011 года N 17


Об итогах летней оздоровительной кампании 2011 года



Председательствовал:
     


    Г.Г.Онищенко - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
     
     Присутствовали:
     


    И.В.Брагина, Б.П.Кузькин, Б.Г.Бокитько, Ю.В.Демина, С.И.Плаксин, представители управлений Роспотребнадзора по Московской области, по г.Москве и по железнодорожному транспорту: О.Л.Гавриленко, Ю.Н.Каськов, Н.Н.Филатов, ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, по г.Москве, по железнодорожному транспорту: А.И.Верещагин, О.А.Гильденскиольд, А.В.Иваненко, Ю.М.Артеменков.
     
     Приглашенные:
     
     представители органов исполнительной власти субъектов РФ, руководители управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам РФ, по железнодорожному транспорту, руководители органов управления здравоохранением субъектов РФ, руководители органов управления образованием субъектов РФ, главные врачи ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии " в субъектах РФ.


Основные направления деятельности органов исполнительной власти по организации оздоровительной кампании 2011 года были определены перечнем поручений Президента РФ, Правительства РФ и реализованы в рамках Плана организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по организации летнего отдыха детей и подростков.

По данным Роспотребнадзора, в ходе летней кампании планировалось оздоровить 5398722 ребенка (в 2010 году - 5940881 ребенка) в 51436 учреждениях (в 2010 году - 55716 лагерях).

По оперативным данным, в 2011 году в летних оздоровительных учреждениях отдохнули 5396447 детей, что составило 99,9% от планового показателя. Общее количество оздоровительных учреждений, отработавших в летнюю кампанию 2011 года, составило 51537 учреждений, или 100,2% от общего числа запланированных к работе учреждений.

Снижение общего количества отдохнувших детей отмечается в лагерях с дневным пребыванием (97,7%) и в загородных оздоровительных учреждениях (97,9%). В остальных типах летних оздоровительных учреждений детей отдохнуло больше, чем было запланировано.

Из общего числа детей, охваченных организованным отдыхом, 400148 детей отдохнули на побережье Черного и Азовского морей (планировалось к отдыху 350 тыс. детей).

На Черноморском побережье Краснодарского края отдохнули 382342 ребенка из других субъектов РФ, а на побережье Азовского моря в Ростовской области - 18806 детей.

По типам лагерей и количеству отдохнувших в них детей учреждения распределяются следующим образом:

- в 42761 учреждении с дневным пребыванием (планировалось к работе 42642 лагеря, процент выполнения - 100,3%) отдохнули 3123229 детей (планировалось к отдыху 3125235 детей, процент выполнения - 99,9%);

- в 2527 загородных лагерях (планировался 2581 лагерь, процент выполнения - 97,9%) отдохнули 1474678 детей (планировалось 1506725 детей, процент выполнения - 97,9%);

- в 1852 палаточных лагерях (планировалось 1817 лагерей, выполнение - 101,9%) отдохнули 157167 детей (план - 144169, выполнено 109%);

- в 3562 лагерях труда и отдыха (план выполнен на 100%) отдохнули 155258 детей (планировалось 149830, план выполнен на 103,6%);

- в 486 санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия (планировалось 489 учреждений, план выполнен на 99,4%) отдохнули 305326 детей (планировалось 299524 ребенка, план выполнен на 101,9%);

- в 349 детских санаториях (планировалось 345, план выполнен на 101,2%) отдохнули 180789 детей (планировалось 173240, план выполнен на 104,4%).

По итогам летней оздоровительной кампании 2011 года выраженный оздоровительный эффект отмечен у 85,7% детей (в 2010 году - 83,7%), слабый оздоровительный эффект получили 12,3% детей (в 2010 году - 14,1%). Отсутствие оздоровительного эффекта отмечено у 2,1% детей (в 2010 году - 2,2%).

Самый высокий выраженный оздоровительный эффект отмечен в Тюменской области - 95,8%, самый низкий - в Ямало-Ненецком автономном округе (66,0%).

Выраженный оздоровительный эффект с показателем свыше 90% зарегистрирован у детей в 15 субъектах РФ (в 2010 году - в 18 регионах): Тюменская, Калининградская, Амурская, Липецкая, Астраханская, Ростовская, Мурманская, Саратовская области, Краснодарский край, республики Кабардино-Балкария, Дагестан, Карелия, Северная Осетия (Алания) и города Москва и Санкт-Петербург.

Выраженный оздоровительный эффект с показателем от 80 до 90% зарегистрирован у детей в 61 субъекте РФ (в 2010 году - в 33 регионах): Республика Алтай и Алтайский край - 89,9%, Воронежская и Смоленская области - 89,7%, Челябинская область - 89,6%, Ставропольский край - 89,2%, Республика Тыва - 88,8%, Чеченская Республика и Республика Адыгея - 88,7%, Омская область и Еврейская автономная область - 88,6% и др.

Выраженный оздоровительный эффект с показателем от 70 до 80% зарегистрирован у детей в 7 субъектах РФ (в 2010 году - в 33 регионах): Московская, Архангельская, Курганская области, республики Хакасия и Калмыкия, Забайкальский край и Чукотский автономный округ.

По данным управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ средняя стоимость питания (в руб.) одного ребенка в сутки составила:

- для лагерей санаторного типа - 227 рублей в государственных учреждениях и 236 в негосударственных учреждениях;

- для лагерей с дневным пребыванием детей - 111 рублей в государственных учреждениях и 129 в негосударственных учреждениях;

- для лагерей загородного типа - 202 рубля в государственных учреждениях и 226 в негосударственных учреждениях;

- для лагерей палаточного типа - 169 рублей в государственных учреждениях и 182 в негосударственных учреждениях.

Самая высокая стоимость питания одного ребенка в сутки отмечается:

- для лагерей санаторного типа - в Республике Бурятия (720 руб.), Пензенской области (683 руб.);

- для лагерей с дневным пребыванием детей - в Ямало-Ненецком АО (269 руб.), Архангельской области (284 руб.);

- для лагерей загородного типа - в Пензенской области (410 руб.), Ханты-Мансийском АО (354 руб.);

- для лагерей палаточного типа - в Ханты-Мансийском АО (357 руб.), Тюменской области (350 руб.).

Самая низкая стоимость питания одного ребенка в сутки отмечается:

- для лагерей с дневным пребыванием - в Тамбовской области, Чувашской Республике (60 руб.), Забайкальском крае (70 руб.);

- для лагерей загородного типа - в Ивановской области (130 руб.), Республике Алтай (135 руб.);

- для лагерей санаторного типа - в Костромской области (132 руб.), Ивановской и Челябинской областях (150 руб.);

- для лагерей палаточного типа - в Ивановской области (80 руб.), Костромской области (90 руб.), Брянской области (100 руб.).

Самая высокая стоимость одной путевки отмечается:

- для лагерей с дневным пребыванием - в Амурской области (9500 руб.), Сахалинской области, Камчатском крае (8000 руб.);

- для лагерей загородного типа - в Магаданской области (26983 руб.), Камчатском крае (24000 руб.), Тюменской области (21730 руб.);

- для лагерей санаторного типа - в Республике Коми (25000 руб.), Сахалинской области (24861 руб.), Тюменской области (24486 руб.);

- для лагерей палаточного типа - в Московской области (20000 руб.), Камчатском крае (10000 руб.).

Самая низкая стоимость одной путевки отмечается:

- для лагерей с дневным пребыванием - в Республике Ингушетия (100 руб.), Мурманской области (300 руб.);

- для лагерей загородного типа - в Республике Ингушетия (250 руб.) Мурманской области (630 руб.);

- для лагерей санаторного типа - в Мурманской области (1178 руб.), Волгоградской области (1390 руб.);

- для лагерей палаточного типа - в Мурманской области (150 руб.), Челябинской области (600 руб.), Брянской области (1000 руб.).

Качественное функционирование существующей системы детского отдыха и оздоровления определяется наличием на уровне субъекта РФ целевых программ (региональных, краевых, областных) по организации отдыха и оздоровления детей и подростков.

По данным управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ наличие таких программ было заявлено в Воронежской, Белгородской, Курской, Московской, Орловской, Рязанской, Тульской, Вологодской, Калининградской, Псковской, Астраханской, Пензенской, Курганской, Ярославской, Тюменской, Омской, Оренбургской, Новосибирской, Магаданской, Томской областях, республиках Кабардино-Балкария, Северная Осетия (Алания), Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Алтай, Тыва, Хакасия, Пермском, Забайкальском, Алтайском краях, Ханты-Мансийском АО, г.Санкт-Петербурге.

В 39 субъектах РФ в рамках совершенствования организации отдыха и оздоровления детей и подростков разработано 155 подпрограмм.

Следует отметить ответственный и принципиальный подход к реализации поручений Президента РФ по организации летнего отдыха детей и подростков в Алтайском крае, Республике Марий Эл, Орловской, Омской и Калининградской областях.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл утверждена долгосрочная целевая программа "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков Республики Марий Эл на 2011-2014 годы".

Целевыми индикаторами программы являются:

- увеличение количества детей, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, с 82,7% (в 2010 году) до 85% (от общего числа детей, проживающих на территории республики);

- увеличение количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, с 48% (в 2010 году) до 51% (от общего числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих на территории республики);

- сохранение действующей сети загородных оздоровительных учреждений республики (20 загородных оздоровительных лагерей, уровень 2010 года).

В Орловской области действует долгосрочная областная целевая программа "Оздоровление и отдых детей в Орловской области на 2012-2016 годы".

Основными целевыми индикаторами программы являются:

- развитие материально-технической базы загородных оздоровительных учреждений для увеличения плановой наполняемости стационарных летних загородных оздоровительных учреждений на 7%, стационарных загородных оздоровительных учреждений круглогодичного действия - на 26%, санаторно-оздоровительных учреждений Орловской области - на 40%;

- увеличение охвата детей отдыхом в загородных оздоровительных учреждениях - на 23%;

- увеличение показателя выраженного эффекта оздоровления - на 0,4%;

- оснащенность загородных оздоровительных учреждений современным технологическим, спортивным оборудованием, оборудованием для организации культурно-досуговой деятельности - до 25% от потребности;

- оснащенность палаточных лагерей, лагерей труда и отдыха оборудованием, снаряжением, инвентарем - до 65% от потребности.

В большинстве субъектов РФ отсутствуют региональные целевые программы по развитию отдыха и оздоровления детей (Ивановская, Калужская, Костромская, Липецкая, Тамбовская, Тверская, Кировская, Нижегородская, Амурская, Самарская, Сахалинская, Иркутская области, республики Коми, Адыгея, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий, Чукотский автономные округа и др.).

Отсутствие долгосрочных целевых программ на уровне субъекта РФ свидетельствует о том, что работа по организации летнего отдыха детей и подростков строится без перспективного планирования и заключается в реализации мероприятий только с учетом их сегодняшней актуальности.

В целях улучшения материально-технического состояния и качественного функционирования летних оздоровительных учреждений для 5024 учреждений были закуплены новая мебель и инвентарь, для 3620 учреждений - новое технологическое оборудование для пищеблоков и для 2256 - медицинское оборудование для медицинских кабинетов.

В ряде субъектов РФ не были реализованы плановые показатели по закупкам, в том числе:

- по закупке мебели - 7 регионов (Новгородская, Псковская, Свердловская, Архангельская области, республики Дагестан, Башкортостан, Бурятия);

- по закупке технологического оборудования для пищеблоков - 6 регионов (Новгородская, Свердловская области, республики Калмыкия, Дагестан, Башкортостан, Пермский край);

- по закупке медицинского оборудования - 6 регионов (Новгородская, Свердловская, Курганская области, республики Калмыкия, Дагестан, Пермский край).

По состоянию на 7 сентября 2010 года в субъектах РФ составлено 16776 планов-заданий, в которые включено 99762 мероприятия, в том числе:

- по капитальному ремонту 282 лагерей (262 - загородные, 14 - санаторно-оздоровительные, 6 - детские санатории);

- по косметическому ремонту 8738 лагерей (2014 - загородные, 297 - санаторно-оздоровительные, 184 - детские санатории и др.);

- по закупке оборудования для пищеблоков для 2094 учреждений;

- по закупке мебели и инвентаря для 2894 учреждений;

- по закупке медицинского оборудования для 2576 учреждений.

Удельный вес подготовленных планов-заданий составляет 38,2%.

Полностью подготовлены планы-задания в 23 субъектах РФ: Ивановская, Курская, Костромская, Орловская, Ярославская, Астраханская, Кировская, Пензенская, Тюменская, Челябинская, Кемеровская, Омская, Магаданская области, Ямало-Ненецкий АО, республики Коми, Адыгея, Ингушетия, Марий Эл, Алтай, Тыва, Северная Осетия (Алания), Саха (Якутия), Ставропольский край.

До 10% планов-заданий подготовлено в Свердловской, Новгородской, Тамбовской, Архангельской областях, республиках Мордовия, Татарстан и др.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»