ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 1 ноября 2011 года N ГКПИ11-1504


[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании частично недействующим п.17 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ, так как абз.4 п.17 регламента не противоречит абз.3 ст.6 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения..., которым установлено, что одним из документов, являющимся основанием для вселения в жилое помещение, является свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение]

(Извлечение)



Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., при секретаре Ивашовой О.В., с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лиманского Е.Н. о признании частично недействующим пункта 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 года N 208,

установил:

Приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 года N 208 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент). Приказ опубликован в "Российской газете" 23 января 2008 года N 12, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 ноября 2007 года N 10545.

Пунктом 17 Административного регламента установлено, что для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию, заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к Административному регламенту) (абзац третий). Документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов (абзац четвертый).

Формой N 6 установлен образец заявления о регистрации по месту жительства, предусматривающий указание фамилии, имени, отчества лица, предоставившего жилое помещение, и его подпись.

Лиманский Е.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 17 Административного регламента в части, предусматривающей указание в заявлении о регистрации по месту жительства по форме N 6 фамилии, имени, отчества лица, предоставившего жилое помещение, и его подпись, а также представление лицам, ответственным за регистрацию, свидетельства о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), ссылаясь на его противоречие статье 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1), пунктам 1, 2 статьи 1, подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, поскольку указанные нормативные правовые акты не возлагают на гражданина обязанности представлять заявление о регистрации по месту жительства, в котором содержится указание на лицо, предоставившее жилое помещение, его подпись, и правоустанавливающие документы, в частности, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение.

В обоснование заявленных требований указал, что между ним и собственником жилого помещения был заключен договор пользования жилым домом на неопределенный срок, в соответствии с которым он вправе оформить регистрацию в связи с проживанием в указанном доме, но в реализации данного права ему было отказано на основании оспариваемых им положений Административного регламента.

В судебном заседании Лиманский Е.Н. поддержал заявленные требования, просил об их удовлетворении.

Представители Федеральной миграционной службы Оганесян А.Л., Рыкова И.В., Туйбов В.В., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Бабченко В.Н. возражали против заявленных требований и пояснили, что Административный регламент утвержден Федеральной миграционной службой в пределах предоставленных полномочий, оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым положениям, имеющим большую юридическую силу, и прав заявителя не нарушают.

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Абзацем 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 установлено, что Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" Министерству внутренних дел Российской Федерации поручено по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в трехмесячный срок издать инструкцию о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных данным постановлением. Такая Инструкция утверждена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1995 года N 393.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная миграционная служба с передачей ей правоприменительных функций, функций по контролю и надзору и функций по оказанию государственных услуг в сфере миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 13).

В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928, Федеральная миграционная служба является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (пункт 1); одной из ее основных задач является осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2); на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации она принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (абзац 2 подпункта 8 пункта 6).

Таким образом, Административный регламент утвержден Федеральной миграционной службой в соответствии с предоставленной компетенцией.

В силу статьи 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме с предъявлением паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ) или его надлежаще заверенной копии.

Согласно пункту 16 Правил гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность, заявление установленной формы о регистрации по месту жительства, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Пунктом 6 Правил (в редакции постановления Правительства от 28 марта 2008 года N 220) предусмотрено, что формы заявлений, свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой.

Приложением N 6 к Административному регламенту утверждена форма заявления о регистрации по месту жительства, которая, в частности, предусматривает указание фамилии, имени, отчества лица, предоставившего жилое помещение, и его подпись.

В пункте 11 Административного регламента указано, что подпись в реквизите "подпись лица, предоставившего жилое помещение" заявления о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (приложение N 1 к Административному регламенту) либо заявления о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к Административному регламенту) является подтверждением наличия соглашения нанимателя либо собственника жилого помещения с гражданином на его вселение и временное (постоянное) проживание.

Из изложенного следует, что утвержденная форма заявления о регистрации по месту жительства, содержащая графу, предусматривающую подпись лица, предоставившего свое жилое помещение для пользования другому лицу, является подтверждением (доказательством) согласия собственника на регистрацию по месту жительства в предоставленном жилом помещении конкретного лица.

Абзац 4 пункта 17 Административного регламента не противоречит абзацу 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 и абзацу 5 пункта 16 Правил, которыми установлено, что одним из документов, являющимся основанием для вселения в жилое помещение, является свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение.

Суд не может признать обоснованным довод заявителя о противоречии пункта 17 Административного регламента положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку Гражданский кодекс Российской Федерации не регулирует вопросы регистрации граждан по месту жительства.

Неправильная правоприменительная практика оспариваемого Административного регламента, на что ссылается заявитель, также не может служить основанием к признанию его противоречащим требованиям закона, поскольку в случае его неправильного применения отдельными должностными лицами заявитель не лишен возможности обратиться за защитой своего нарушенного права в соответствующий суд.

С учетом изложенного оспариваемое положение пункта 17 Административного регламента не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

В удовлетворении заявления Лиманского Е.Н. о признании частично недействующим пункта 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 года N 208, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.Емышева


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт Верховного Суда РФ

www.vsrf.ru (сканер-копия)

по состоянию на 24.11.2011