Действующий

     
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2011 года N 8576/10


[Передавая дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, Президиум ВАС РФ указал, что суды нижестоящих инстанций не учли, что обязанность по возмещению расходов, связанных с перевозкой льготной категории граждан, относящихся к федеральному и региональному регистрам льготников, возложена на РФ и субъекты РФ]


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.; членов Президиума: Амосова С.М., Витрянского В.В., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. - рассмотрел заявление муниципального унитарного предприятия города Костромы "Троллейбусное управление" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2010 по делу N А40-20447/09-24-176, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.06.2011 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - муниципального унитарного предприятия города Костромы "Троллейбусное управление" (истца) - Зиновьева М.П., Кочеткова Е.С.;

от Министерства финансов Российской Федерации (ответчика) - Королева Е.С.

Заслушав и обсудив доклад судьи Козловой О.А., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Муниципальное унитарное предприятие города Костромы "Троллейбусное управление" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 26046938 рублей 92 копеек расходов, связанных с предоставлением в 2007-2008 годах льгот при перевозке отдельных категорий граждан общественным транспортом.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Костромская область в лице Департамента финансов Костромской области.

До принятия судом решения по делу предприятие в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявило об уменьшении размера иска до 12825629 рублей 7 копеек.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2009 исковое требование удовлетворено.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 17.03.2010 названные судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

По мнению суда кассационной инстанции, при новом рассмотрении дела необходимо установить, к чьим расходным обязательствам в 2007-2008 годах относилось обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; мотивировать применяемый судом порядок возмещения расходов, возникших у транспортных организаций Костромской области в этот период в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в случае неприменения названного порядка, установленного нормативными актами Костромской области, привести мотивы его неприменения; проверить, внесены ли истцом исправления в бухгалтерские балансы за 2007 и 2008 годы в части расходов.

При новом рассмотрении дела предприятие в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, увеличило размер искового требования до 19498197 рублей 88 копеек.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2010 в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011 решение суда первой инстанции от 03.11.2010 оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 08.06.2011 названные судебные акты оставил без изменения.

Судебные акты мотивированы тем, что Российская Федерация исполнила свои обязательства по перечислению межбюджетного трансферта на обеспечение равной транспортной доступности услуг общественного транспорта в полном объеме. Представленный предприятием расчет осуществлен с использованием иных данных, чем предусмотрено постановлениями администрации Костромской области от 27.02.2007 N 34-а, от 22.10.2007 N 251-а, от 18.12.2007 N 278-а, от 16.04.2008 N 102-а, от 24.06.2008 N 187-а, и не отражает фактических затрат истца на транспортное обслуживание рассматриваемой категории граждан, не позволяет получить достоверные данные о размере образовавшихся у него расходов.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов от 03.11.2010, от 17.02.2011, от 08.06.2011 в порядке надзора предприятие просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

В отзывах на заявление Министерство финансов Российской Федерации и Департамент финансов Костромской области просят оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

При новом рассмотрении дела суды не учли правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях Президиума от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.2011 N 17828/10, о порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой льготной категории граждан, относящихся к федеральному и региональному регистрам льготников.

Предприятие является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке населения общественным транспортом на платной основе. В 2007-2008 годах оно осуществляло перевозку граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Костромской области, на основании льготных проездных билетов.

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно статьям 3, 44 и 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

Исходя из статьи 47 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" (далее - Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ) и приложения N 21 к нему, статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ) и приложения N 37 к нему, Российская Федерация выделила бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации.

Костромской области выделено 2195891900 рублей субвенций.

Однако переданных из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации денежных средств на реализацию льгот по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, включенных в федеральный регистр, оказалось недостаточно.

Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.

Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.

Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена предприятием в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации в соответствии с федеральными законами от 19.12.2006 N 238-ФЗ, от 24.07.2007 N 198-ФЗ.

Предъявленные предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.

При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Дело подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Суду при новом рассмотрении дела следует проверить расчет расходов, понесенных предприятием вследствие предоставления льгот отдельным категориям потребителей.

При этом расходы транспортной организации определяются исходя из количества льготной категории граждан, отнесенных к федеральному регистру, и от этого количества определяется доля транспортной организации в перевозке. Полученная величина умножается на разницу между стоимостью обычного и льготного проездных билетов.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2010 по делу N А40-20447/09-24-176, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.06.2011 по тому же делу отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.



Председательствующий
А.А.Иванов



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ

www.arbitr.ru (сканер-копия)

по состоянию на 16.02.2012