Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 февраля 2012 года N 282-О-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шевцовой Нэлли Николаевны на нарушение ее конституционных прав положениями Закона Свердловской области "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Закона Свердловской области "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию гражданки Н.Н.Шевцовой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Н.Н.Шевцова просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации Закон Свердловской области от 26 декабря 2008 года N 138-ОЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Закона Свердловской области "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области", а фактически отдельные положения его статьи 1:

подпункт 3, дополнивший часть первую пункта 2 статьи 2 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" подпунктом 3, устанавливающим ежемесячное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере, установленном Правительством Свердловской области;

подпункт 4, изложивший подпункт 6 части первой пункта 2 статьи 2 Закона Свердловской области "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" в редакции, согласно которой для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, установлена мера социальной поддержки в виде бесплатного проезда по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов в случае, если перевозка пассажиров осуществляется государственными или муниципальными организациями, а при отсутствии государственных и муниципальных организаций, осуществляющих перевозку пассажиров на соответствующей территории, - иными организациями, включенными в перечень организаций автомобильного транспорта общего пользования междугородных маршрутов, предоставляющих меры социальной поддержки ветеранов по бесплатному проезду по территории Свердловской области, утверждаемый в порядке, установленном законом Свердловской области.

По мнению Н.Н.Шевцовой, оспариваемый Закон Свердловской области противоречит статьям 1 (часть 1), 2, 7 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 21, 45, 46, 52, 53, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, поскольку установленный с 1 февраля 2009 года для жертв политических репрессий размер ежемесячного пособия на проезд не компенсирует льгот, предоставлявшихся ей в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" (в частности, по бесплатному проезду на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов).

Оспариваемые положения применены в деле заявительницы судами общей юрисдикции.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Н.Н.Шевцовой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

2.1. По смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность действующих нормативных правовых актов и отказывает в принятии жалобы к рассмотрению в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу задолго до обращения гражданина в Конституционный Суд Российской Федерации.

Законом Свердловской области от 25 июня 2010 года N 46-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Свердловской области, регулирующие отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан" подпункт 6 части первой пункта 2 статьи 2 Закона Свердловской области "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" изменен, в связи с чем данная норма в оспариваемой заявительницей редакции утратила силу задолго до ее обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Следовательно, по смыслу части второй статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", оспариваемый заявительницей подпункт 4 статьи 1 Закона Свердловской области "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Закона Свердловской области "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" не может быть предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации.

2.2. Федеральный законодатель, закрепляя различного рода меры, направленные на восстановление и защиту прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на возмещение причиненного им вреда, и определяя степень и формы участия субъектов Российской Федерации в их реализации, вправе установить, что обеспечение указанных лиц мерами социальной поддержки осуществляется субъектами Российской Федерации, и отнести расходные обязательства по обеспечению ими к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2005 года N 462-О, от 19 января 2010 года N 13-О-О).

В Определении от 1 декабря 2005 года N 462-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Законодатель Свердловской области, реализуя предоставленные ему полномочия, в Законе Свердловской области "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" определил меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий. Оспариваемым Н.Н.Шевцовой положением Закона Свердловской области "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Закона Свердловской области "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" с 1 февраля 2009 года для этой категории граждан взамен бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов установлено ежемесячное пособие на проезд.

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель вправе видоизменять ранее установленные меры социальной поддержки применительно к конкретной жизненной ситуации, в которой оказывается гражданин, отнесенный к числу нуждающихся в социальной поддержке либо к определенной категории граждан, заслуживающих, по мнению государства, уважения и почета, избирать и изменять формы их предоставления - денежную или натуральную (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 323-О-П).

Оценка же достаточности и экономической обоснованности установленной Законом Свердловской области "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Закона Свердловской области "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" указанной меры социальной поддержки, а также ее эквивалентности тому объему льгот (в денежном выражении), которые предоставлялись указанной категории граждан до 1 февраля 2009 года, на чем, как следует из материалов жалобы, настаивает заявительница, связана с осуществлением проверки соответствия данного Закона Свердловской области федеральному законодательству, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шевцовой Нэлли Николаевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка