Действующий


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 марта 2012 года N 2224/11


[Президиум ВАС РФ удовлетворил заявление, так как перевозка граждан-льготников произведена обществом в интересах РФ как публично-правового образования, а поскольку осуществление мер социальной поддержки льготников является полномочием РФ, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам РФ]



Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.; членов Президиума: Бациева В.В., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. - рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Кимрское автотранспортное предприятие" о пересмотре в порядке надзора постановления от 21.06.2010, определения от 08.06.2011 Девятого арбитражного апелляционного суда и постановлений Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.10.2010, от 22.09.2011 по делу N А40-66588/09-24-428 Арбитражного суда города Москвы.

В заседании принял участие представитель заявителя - открытого акционерного общества "Кимрское автотранспортное предприятие" (истца) - Чарковский Р.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Козловой О.А., а также объяснение представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество "Кимрское автотранспортное предприятие" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Тверской области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области (далее - департамент) о взыскании 33127577 рублей 35 копеек расходов, связанных с предоставлением в 2006 году льгот при перевозке отдельных льготных категорий граждан общественным транспортом.

До принятия решения по делу истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил об уменьшении размера искового требования до 9040377 рублей 66 копеек и отказе от иска к Тверской области в лице департамента.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2010 принят отказ от иска к Тверской области в лице департамента; производство по делу в этой части прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 9040377 рублей 66 копеек расходов.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 решение суда первой инстанции в части взыскания с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества 9040377 рублей 66 копеек расходов отменено и в иске в этой части отказано, в остальной части решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 18.10.2010 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

Общество не согласилось с названными постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций и обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре их в порядке надзора.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 01.04.2011 отказал в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указав на возможность пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам, поскольку согласно установленным для общества тарифам на перевозку компенсация расходов исходя из цены льготных проездных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов. При этом суд сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 9621/10.

Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам постановления того же суда от 21.06.2010.

Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 в удовлетворении заявления о пересмотре постановления от 21.06.2010 по новым обстоятельствам отказано.

При этом суд указал, что документально достоверно показатель "количество поездок", примененный истцом в своем расчете, не подтвержден. Основанием для отказа в иске явилось то обстоятельство, что обществом не доказаны наличие и размер расходов, которые бы подлежали возмещению ему на основании статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Истец в своем заявлении не указал новых обстоятельств, которые являются основанием для отмены принятых судебных актов.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 22.09.2011 определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 оставил без изменения. Суд кассационной инстанции нашел соответствующим обстоятельствам дела вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии новых обстоятельств, которые являются основанием для отмены судебного акта.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления от 21.06.2010, определения от 08.06.2011 Девятого арбитражного апелляционного суда и постановлений Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.10.2010, от 22.09.2011 в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

В отзыве на заявление Министерство финансов Российской Федерации и Министерство социальной защиты населения Тверской области (ранее - департамент) просят оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях представителя участвующего в деле лица, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с оставлением без изменения решения суда первой инстанции от 20.01.2010 по следующим основаниям.

При рассмотрении дела по новым обстоятельствам суды не учли правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.2011 N 17828/10, от 25.07.2011 N 5481/11, от 06.12.2011 N 12757/10, от 06.12.2011 N 6497/10, от 06.12.2011 N 7116/10, от 15.12.2011 N 8576/10, о порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой льготной категории граждан, относящихся к федеральному регистру льготников.

Общество является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке населения городским автомобильным транспортом на платной основе. В 2006 году оно осуществляло перевозку граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, на основании единых социальных проездных билетов.

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса).

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно статьям 3, 44 и 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 44 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" (далее - Федеральный закон от 26.12.2005 N 189-ФЗ) в составе раздела "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, в сумме 4010127500 рублей, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 827 утверждены Правила предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Переданные из федерального бюджета средства в виде субвенций распределены в полном объеме между муниципальными районами Тверской области и не покрыли расходы общества по предоставлению льгот.

Предъявленные обществом расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса являются реальным ущербом.

Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.

Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", законодатель не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.

Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена обществом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ.

Предъявленные обществом расходы согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса являются реальным ущербом.

При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты судов апелляционной и кассационной инстанций приняты с нарушением норм материального права, поэтому согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление от 21.06.2010, определение от 08.06.2011 Девятого арбитражного апелляционного суда и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.10.2010, от 22.09.2011 по делу N А40-66588/09-24-428 Арбитражного суда города Москвы отменить.

Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2010 по указанному делу оставить без изменения.

Председательствующий
А.А.Иванов




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Вестник Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации,

N 7, 2012 год