СОВЕТ РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2012 года N 1


Об исполнении указов Президента РФ по реализации государственной политики в области образования и науки



Положения государственной политики в области образования и науки, изложенные в указах Президента РФ В.В.Путина от 7 мая 2012 года, определяют характер нового этапа развития высшей школы, вектором которого является достижение четких параметров международной конкурентоспособности высших учебных заведений и их эффективное включение в решение задач социально-экономического развития государства.

Запросы государства и общества требуют от высшей школы перехода от инерционного развития образования к мобилизационному, что подразумевает:

- ориентацию ее базовых институтов на высокое качество академической среды;

- современное администрирование образовательных и научных процессов;

- развитие межвузовской соревновательности и сетевого взаимодействия;

- расширение участия профессионального и общественного сообществ в сопровождении академического процесса.

Новые параметры качества могут быть достигнуты только при условии согласованного развития всей системы высшего образования вне зависимости от территориальной и отраслевой принадлежности вузов, поскольку сегментированный подход с неизбежностью станет препятствием для достижения интегрального результата. Консолидация и повышение эффективности процессов развития высшей школы требуют согласования государственных и общественно-профессиональных механизмов в рамках решения задачи преодоления межведомственной и межрегиональной разобщенности.

В настоящее время роль интегратора в системе высшего образования успешно выполняет Российский союз ректоров, структура которого включает в себя все территориальные и отраслевые вузовские сообщества.

Сетевое взаимодействие как предложенный РСР и утвердившийся принцип ректорского диалога является весомым ресурсом повышения качества академической среды. Он ориентирует научно-педагогические коллективы на понимание социально-экономической направленности знания, включение в процессы межрегионального и международного образовательного и научного обменов, активный диалог со студенческой, профессиональной и общественной средами. Таким образом, сетевое взаимодействие, включая сетевые университеты и межвузовские консорциумы, формирует новый организационный базис для качественного роста общевузовских процессов развития.

На новом этапе развития высшей школы необходимо обеспечить новый уровень академической среды, восприимчивой к современным механизмам управления, посредством грантового стимулирования персонала, развития фондов целевого капитала, расширения деятельности малых инновационных предприятий, развития системы патентования и консультационной активности вузов, ротации административного персонала на конкурсной основе.

Необходимым институциональным изменениям будет способствовать использование инструмента программ развития всеми высшими учебными заведениями. Они сформируют многофакторную систему оценки качества научно-образовательного процесса, станут для вузов стимулом расширения практики проектно-целевого подхода, создадут предпосылки для развития новой экономики вузов, основанной на увеличении доли внебюджетных доходов от научно-исследовательской и внедренческой деятельности вуза. В настоящее время приоритетом выступает формирование согласованных программ развития вузов на базе единого межотраслевого государственного задания, а также формирование территориальных программ развития образования, что послужит территориальной интеграции вузовской системы и укреплению ее связей с реальными запросами экономики.

Эффективности преобразований в высшей школе должен послужить новый подход к формированию образовательных стандартов с переносом акцента от контроля самого процесса к контролю конечного результата. В этой связи следует четко определить тарифно-квалификационные характеристики бакалавра, специалиста и магистра. Это станет стимулом к развитию академических свобод, научно-образовательной и внедренческой инициативы преподавательского и студенческого состава вузов, расширит разнообразие образовательных программ при единстве требований к их результату.

Приоритет нового этапа - усиление участия общественных и профессиональных институтов в определении содержания и качества образования. В этой связи необходимо организовать полномасштабную общественно-профессиональную аккредитацию образовательных стандартов, государственных и негосударственных образовательных организаций, целевых индикаторов программ развития вузов и уровня профессиональной компетенции всех преподавателей и выпускников. Это послужит утверждению паритета ответственности вузов, общества и работодателей за результат образовательного процесса. Решение этой задачи предполагает формирование общественных аккредитационных агентств.

Принцип учета интересов всех субъектов образовательного процесса должен стать основой общероссийской системы критериев оценки эффективности деятельности высших учебных заведений, формирование которой было инициировано активом Российского союза ректоров в рамках встречи с В.В.Путиным 24 августа 2011 года и зафиксировано в соответствующих поручениях по ее итогам.

Российский союз ректоров также выдвинул идею формирования Координационного совета развития образования при Правительстве РФ с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, вузовского и бизнес-сообществ (постановление Совета РСР от 26.12.2011 N 2) для обеспечения эффективного внедрения и распространения на все образовательное сообщество общероссийской системы оценки эффективности их деятельности.

Деятельность Координационного совета развития образования при Правительстве РФ позволит расширить сетевое взаимодействие образовательных организаций, а также повысить уровень их внутренней и внешней социальной соревновательности и конкурентоспособности, в том числе за счет активизации механизма определения уровня финансовой поддержки государством реализации программ развития вузов путем наделения или лишения образовательных организаций специального статуса.

Перечисленные меры позволят обеспечить действенный общественно-государственный контроль и открытость процессов реструктуризации образовательной системы, ориентированных на сохранение научных школ и инфраструктуры вузов, а также эффективность включения всех высших учебных заведений в решение задач социально-экономического развития государства.

Процессы реструктуризации высшей школы должны обеспечиваться едиными стандартами качества как для государственных, так и для негосударственных вузов, что предполагает внесение концептуальных изменений в действующую нормативно-правовую базу.

Задачи качественного развития высшего профессионального образования, поставленные Президентом РФ В.В.Путиным в указах от 7 мая 2012 года, и механизмы их реализации должны быть нормативно закреплены в проекте нового федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Новый закон должен стимулировать развитие системы образования за счет юридического закрепления обязанностей всех субъектов образовательного процесса, а также механизмов их ответственности в целях соблюдения баланса интересов обучающихся и их опекунов, работодателей, преподавателей и государства.

Основным юридическим инструментом развития является презумпция незапрещенности, что необходимо учесть при формировании указанных глав проекта закона. Закон избыточен с точки зрения административно-командных инструментов регулирования образовательного процесса, построен на принципе презумпции неразрешенности, которая ведет к бюрократизации образовательного процесса и неспособности всей системы к саморазвитию, содержит риск коррупционности.

Для того чтобы новый федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" стимулировал развитие, его необходимо дополнить тремя новыми главами:

- о программах развития образовательных организаций как инструменте отраслевой и территориальной диверсификации управленческих и финансовых механизмов реализации образовательного процесса;

- о воспитании в образовательном процессе как системе формирования у обучающихся социальных целей и навыков их воплощения в повседневной практике;

- об общественно-профессиональном контроле образовательного процесса как системе формирования общероссийской системы критериев оценки эффективности деятельности образовательных учебных заведений, включая создание общественных аккредитационных агентств.

На основании вышеизложенного Совет Российского союза ректоров

постановляет.

1. Просить Правительство РФ:

- в целях систематизации процессов развития высшей школы в соответствии с едиными требованиями государственной научно-образовательной политики, определенными в указах Президента РФ В.В.Путина от 7 мая 2012 года, рассмотреть вопрос о поддержке конкурсов программ развития высших учебных заведений, готовящих кадры для отраслей экономики, курируемых Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, иными министерствами и ведомствами;

- при подготовке проекта интегрированного федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к внесению в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации дополнить его главами "О программах развития образовательных организаций", "О воспитании", "Об общественно-профессиональном контроле".

2. Просить Министерство образования и науки Российской Федерации:

- оказать содействие в организации встречи актива Российского союза ректоров с Председателем Правительства РФ Д.А.Медведевым в целях обсуждения механизмов реализации инициатив государственной образовательной политики, заложенных в указах Президента РФ В.В.Путина от 7 мая 2012 года;

- поддержать инициативу Российского союза ректоров по формированию Координационного совета развития образования при Правительстве РФ, к компетенции которого отнести в том числе вопросы определения системы критериев оценки эффективности деятельности образовательных организаций, стимулирования межвузовской соревновательности, сопровождения процессов реорганизации вузовской системы;

- поддержать инициативу Российского союза ректоров по формированию сети профессиональных аккредитационных сообществ;

- поддержать инициативу Российского союза ректоров по формированию Совета по развитию математического образования при Правительстве РФ совместно с Российской академией наук и Российской академией образования.

3. Советам ректоров вузов федеральных округов и субъектов РФ (муниципальных образований), отраслевым вузовским ассоциациям (советам):

- разработать планы реализации задач государственной научно-образовательной политики, определенных в указах Президента РФ В.В.Путина от 7 мая 2012 года, и представить их в аппарат Российского союза ректоров для формирования консолидированного плана РСР (срок - 31 августа 2012 года);

- обсудить с региональными органами исполнительной и законодательной власти, отраслевыми министерствами и ведомствами, организациями промышленников и работодателей вопрос разработки комплексных программ развития образования территорий и отраслей.

4. В целях развития качества академической среды и согласования деятельности научно-образовательной корпорации с мировыми стандартами качества, обсуждения системы критериев оценки эффективности деятельности образовательных организаций провести в октябре 2012 года Международную научно-практическую конференцию РСР "Эффективная политика в образовании: стратегии и методологии".

Президент Российского союза ректоров,
ректор МГУ им.М.В.Ломоносова,
вице-президент РАН, академик
В.Садовничий




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Официальные документы в образовании.

Бюллетень нормативных правовых актов,

N 22, август 2012 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»