Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

ПРИКАЗ

от 20 декабря 1996 года N 169


Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках

(с изменениями на 25 апреля 2006 года)
____________________________________________________________________
Не применяется с 7 августа 2022 года на основании
приказа ФАС России от 22 июня 2022 года N 462/22
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     приказом МАП России от 11 марта 1999 года N 71;
     приказом ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108.
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящий приказ не применяется за исключением раздела 8 Порядка, утвержденного настоящим приказом - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящий приказ с 26 октября 2006 года (со дня вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ) и до приведения в соответствие с указанным Федеральным законом применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ, - пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ.

- Примечание "КОДЕКС".

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

На основании приказа МАП России от 11 марта 1999 года N 71 в тексте настоящего приказа слова "ГАК России" и "ГКАП России" заменены словами "МАП России", слова "Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации" и "Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур" заменены словами "Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства" в соответствующем падеже, слова "Председатель" и "заместитель Председателя" заменены словами "Министр" и "заместитель Министра" в соответствующем падеже.

____________________________________________________________________     


В целях обеспечения единого подхода МАП Российской Федерации и его территориальных управлений при анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках в рамках реализации Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

приказываю:

1. Утвердить Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках (прилагается).

2. Пункт не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. - См. предыдущую редакцию.

3. Пункт не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. - См. предыдущую редакцию.

Министр
     Л.А.Бочин

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

10 января 1997 года,

регистрационный N 1229

     

УТВЕРЖДЕН
приказом МАП России
от 20 декабря 1996 года N 169

ПОРЯДОК
проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды
на товарных рынках

(с изменениями на 25 апреля 2006 года)

Абзац не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108 - см. предыдущую редакцию:

абзац не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108 - см. предыдущую редакцию;

абзац не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108 - см. предыдущую редакцию.

1. Общие положения

(раздел не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. -
См. предыдущую редакцию)

2. Продуктовые границы товарного рынка

(раздел не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. -
См. предыдущую редакцию)

3. Определение состава продавцов и покупателей

(раздел не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. -
См. предыдущую редакцию)

4. Географические границы товарного рынка

(раздел не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. -
См. предыдущую редакцию)



5. Определение объема товарных ресурсов рынка
и доли хозяйствующего субъекта на рынке

(раздел не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. -
См. предыдущую редакцию)

     

6. Количественные показатели структуры товарного рынка

(раздел не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. -
См. предыдущую редакцию)

7. Качественные показатели структуры товарного рынка
(барьеры входа на рынок)

(раздел не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. -
См. предыдущую редакцию)

8. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта

8.1. При наличии неблагоприятных структурных предпосылок для развития конкуренции на товарных рынках необходимо проанализировать поведение хозяйствующих субъектов, занимающих наибольшую долю на рынке, по отношению к своим конкурентам, что позволит выявить наличие (отсутствие) у них рыночного потенциала.

8.2. Под термином рыночный потенциал понимается возможность хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам, и не связанная напрямую с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта может быть связан с наличием его доминирующего положения на рынке. Однако на отдельных товарных рынках возникают ситуации, когда хозяйствующий субъект с долей на рынке менее 35% обладает рыночным потенциалом по отношению к другим хозяйствующим субъектам на этом же товарном рынке.

8.3. Анализ рыночного потенциала предполагает:

измерение рыночного потенциала;

определение направлений использования рыночного потенциала, в том числе в ущерб конкуренции.

8.4. При измерении рыночного потенциала могут быть применены три различных подхода:

структурный - анализ положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке;

оценка степени эффективности деятельности хозяйствующего субъекта;

анализ зависимости показателей деятельности хозяйствующего субъекта от показателей деятельности конкурентов.

Структурный подход в основе своей включает подсчет числа продавцов на данном товарном рынке и сравнение долей, занимаемых каждым участником рынка.

Доли, занимаемые каждым участником рынка, используются как показатели рыночного потенциала: чем больше доля, тем больше рыночный потенциал.

При этом для правильного применения структурного критерия требуется тщательное взвешивание различных условий рынка: учет возможности и вероятности входа на рынок других продавцов, наличие в продаже бывших в употреблении товаров и других приемлемых (но не эквивалентных) заменяющих товаров, а также других факторов, свидетельствующих о том, может ли данный продавец повышать цены и сокращать выпуск продукции.

В дополнение к структурному подходу при измерении рыночного потенциала рекомендуется использовать анализ эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. При этом подходе определяются отклонения показателей эффективности деятельности хозяйствующих субъектов (прибыли, рентабельности) от их среднеотраслевых значений, а также факторы, обусловившие отклонения.

Эффективность деятельности хозяйствующих субъектов на товарном рынке может свидетельствовать о рыночном потенциале лишь при условии долговременного сохранения максимальных размеров показателей эффективности (не менее 1 года).

Для измерения рыночного потенциала можно использовать анализ зависимости показателей деятельности хозяйствующего субъекта от показателей деятельности конкурентов:

исчисления эластичности спроса по цене: чем больше неэластичность спроса на продукцию данного продавца, тем больше его потенциал на рынке;

наблюдения за поведением продавца товара при ценообразовании: устанавливаются ли цены на уровне выше конкурентного и как долго их удается поддерживать на этом уровне. На практике может быть использован также метод исчисления остаточного спроса: после расчета размеров покупательского спроса и предложения со стороны конкурентов в анализируемый период времени определяется возможность поставщика повысить цены в результате сокращения выпуска продукции.

8.5. Интегральным показателем рыночного потенциала хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, является устанавливаемая им цена, превышающая уровень конкурентных цен на данном товарном рынке, в том числе монопольно высокая цена*.

________________

* Выявление монопольных цен не является предметом данного Порядка. Однако в процессе определения рыночного потенциала действующих на рынке хозяйствующих субъектов рекомендуется проанализировать используемые ими модели ценообразования.

8.6. Свидетельством наличия рыночного потенциала, наряду с вышеизложенным, может явиться (особенно если присутствует одновременно несколько таких факторов):

постоянное извлечение прибыли выше нормальной в данной отрасли;

сокращение уровня выпуска продукции в сочетании с ростом цен, происходящее при отсутствии убытков;

свидетельство непрекращающейся ценовой дискриминации, т.е. установление разных цен для разных групп покупателей или в различных географических регионах, не оправданное разницей в затратах;

превышение фактических издержек уровня, достижимого при наиболее эффективном росте масштабов производства;

уровень торговых издержек, превышающий экономически обоснованный;

уровень технологического прогресса, значительно опережающий среднеотраслевые показатели;

условия использования прав на промышленную собственность (патентов, лицензий, торговых знаков и т.д.);

наличие соглашений между конкурентами по поставкам необходимых товаров, услуг, прав на использование патентов, интеллектуальной собственности;

появление в структуре издержек таких статей расхода, как, например, оплата услуг на создание в органах исполнительной и законодательной власти организованной поддержки интересов хозяйствующего субъекта, чрезмерные представительские расходы.

9. Итоговая оценка состояния конкурентной среды на
товарных рынках и ее практическое использование

(раздел не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. -
См. предыдущую редакцию)

Приложение 1  


СВЕДЕНИЯ

об объемах производства и реализации видов продукции (работ, услуг)

(полное наименование юридического лица)

за

(указывается временной период)*

____________________________________________________________________
Приложение не применяется на основании
приказа ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»