ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 1996 года N 3355/96


[Cрок уплаты налога на пользователей автомобильных
дорог установлен  постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1
]

(извлечение)


Товарищество с ограниченной ответственностью "Спика" обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о признании недействительным постановления Государственной налоговой инспекции по Октябрьскому району города Омска от 04.11.95 N 08/3700 в части взыскания доначисленного налога на пользователей автодорог за 1993 год, штрафа в размере суммы доначисленного налога, пени за нарушение сроков уплаты этого налога в 1993-1994 годах и I полугодии 1995 года, а также пени за несвоевременную уплату подоходного налога.

Решением от 16.02.96 признано недействительным постановление налоговой инспекции в части взыскания доначисленного налога на пользователей автодорог, штрафа и пени по этому налогу. В остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.06.96 решение изменено. Постановление налоговой инспекции признано недействительным в части взыскания пени за просрочку уплаты налога на пользователей автодорог, в остальной части иска отказано.

В кассационном порядке законность и обоснованность судебных актов не проверялись.

В протесте предлагается состоявшиеся судебные акты отменить в части признания недействительным постановления налоговой инспекции о взыскании пени за просрочку уплаты налога на пользователей автодорог.

Как следует из материалов дела, Государственная налоговая инспекция по Октябрьскому району города Омска провела документальную проверку соблюдения налогового законодательства товариществом с ограниченной ответственностью "Спика" за период с 01.01.93 по 30.06.95.

В акте проверки от 17.10.95 в числе допущенных налогоплательщиком нарушений отмечено занижение налога на пользователей автодорог за 1993 год, просрочка уплаты этого налога за весь проверяемый период и несвоевременная уплата подоходного налога.

По результатам проверки принято постановление от 04.11.95 N 08/3700, обязывающее товарищество перечислить в бюджет 2072 тыс. рублей доначисленного налога на пользователей автодорог за 1993 год, штраф в той же сумме, 232713800 рублей пени за просрочку уплаты этого же налога в 1993-1994 годах и I полугодии 1995 года, 35778368 рублей пени за несвоевременное перечисление подоходного налога. Всего на сумму 272636168 рублей.

Принимая решение о признании недействительным постановления налоговой инспекции в части взыскания пени за просрочку уплаты налога на пользователей автодорог, суд сослался на следующие обстоятельства. Согласно статье 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" срок уплаты налога может быть установлен только законодательным актом. Инструкция Минфина России и Госналогслужбы России от 30.03.93 N 36/19 "О порядке исчисления налогов и поступления их и иных средств в дорожные фонды", которой руководствовалась налоговая инспекция при принятии постановления, таким актом не является. Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" срок уплаты налога на пользователей автодорог не установлен, в связи с этим санкции за несвоевременную уплату этого налога применяться не должны.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации определялся Верховным Советом Российской Федерации.

В соответствии с требованиями упомянутого Закона был разработан Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, в пункте 10 которого установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.

Указанный нормативный акт судом не был принят во внимание.

Согласно статье 25 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Госналогслужбе России по согласованию с Минфином России предоставлено право издания инструкций и методических указаний по применению законодательства о налогах.

В пункте 40 инструкции Минфина России и Госналогслужбы России от 30.03.93 N 36/19 "О порядке исчисления налогов и поступления их и иных средств в дорожные фонды" дано разъяснение относительно порядка исчисления и уплаты налогов в срок, установленный Верховным Советом Российской Федерации. Никаких новых сроков уплаты налога данной инструкцией не введено.

Следовательно, у суда не было оснований для признания недействительным постановления налоговой инспекции, в соответствии с которым к истцу применены финансовые санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 07.06.96 по делу N 1К/У-609 изменить:

товариществу с ограниченной ответственностью "Спика" в иске о признании недействительным постановления Государственной налоговой инспекции по Октябрьскому району города Омска в части взыскания 232713800 рублей пени отказать.

В остальной части постановление оставить в силе.



Текст документа сверен по:
Вестник Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации N 2, 1997 год