Недействующий


ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

постановление

от 20 сентября 1974 года N 7


о судебной практике по делам о хищении
огнестрельного оружия, боевых припасов
или взрывчатых веществ, незаконном
ношении, хранении, приобретении, изготовлении
или сбыте оружия, боевых припасов
или взрывчатых веществ и небрежном
хранении огнестрельного оружия

____________________________________________________________________
Настоящее постановление признано не действующим на территории
Российской Федерации - постановление Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 25 июня 1996 года N 5

____________________________________________________________________

Обобщение судебной практики по делам о хищении огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, незаконном ношении, хранении, приобретении, изготовлении или сбыте оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ и небрежном хранении огнестрельного оружия свидетельствует о том, что суды в основном правильно разрешают дела этих категорий.

Вместе с тем суды не всегда в должной мере учитывают опасность таких деяний, недооценивают того, что борьба с ними имеет важное значение в предупреждении более тяжких преступлений. Не во всех случаях с достаточной полнотой выявляются и исследуются обстоятельства содеянного, в том числе цели и мотивы хищения, приобретения, изготовления и ношения оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, а также источники их приобретения.

В ряде случаев суды не реагируют на факты ненадлежащего хранения огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ в государственных и общественных организациях, не принимают необходимых мер к выяснению условий, при которых стало возможным их хищение, а также изготовление на предприятиях, в цехах и производственных участках.

По некоторым вопросам в судебной практике нет единства в применении законодательства об ответственности за данные преступления.

В связи с изложенным Пленум Верховного Суда СССР постановляет дать судам следующие руководящие разъяснения:

1. Учитывая важное значение правильного рассмотрения дел о хищении огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, незаконном ношении, хранении, приобретении, изготовлении или сбыте оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ и небрежном хранении огнестрельного оружия в предупреждении преступлений, совершаемых с применением оружия, судам необходимо повысить уровень судебного разбирательства по делам указанных категорий, принимать предусмотренные законом меры к выявлению источников приобретения оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ, а также к установлению фактов их ненадлежащей охраны или изготовления на производстве и других причин и условий, способствующих совершению этих преступлений, в целях их устранения.

При назначении наказания за названные преступления суды наряду с характером и степенью их общественной опасности и данными о личности виновного должны учитывать также цели и мотивы содеянного и другие обстоятельства дела.

2. При решении вопроса о виновности лица в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.218_1, 218 и 219 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, следует устанавливать, относятся ли те или иные предметы, изъятые у виновного, к оружию, боевым припасам или взрывчатым веществам, ответственность за хищение, ношение, хранение, приобретение, изготовление, сбыт и небрежное хранение которых предусмотрена указанными статьями. При этом необходимо учитывать, что оружие, боевые припасы и взрывчатые вещества могут быть как заводского производства, так и самодельные.

Изготовление обрезов из охотничьих ружей, в том числе из гладкоствольных, если в результате этого утрачиваются свойства охотничьего ружья, а также их ношение, хранение, приобретение, сбыт или хищение образуют состав преступления, предусмотренный ч.1 ст.218 либо ст.218_1 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик.

3. Суды должны иметь в виду, что пневматические ружья, сигнальные, стартовые, строительные, газовые пистолеты, ракетницы, взрывпакеты и иные имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к оружию, боевым припасам и взрывчатым веществам и их хищение, ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт не могут квалифицироваться по ст.ст.218_1, 218 и 219 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

По смыслу закона ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт боевых припасов к гладкоствольному охотничьему оружию не образуют состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.218 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик.

Если законодательство союзной республики не содержит специальной нормы об ответственности за хищение гладкоствольных охотничьих ружей, то и хищение боевых припасов к ним не влечет уголовной ответственности по ст.218_1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

4. Судам надлежит иметь в виду, что ответственность по ст.ст.218_1, 218 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик наступает за хищение, ношение, хранение, приобретение или сбыт годного к использованию оружия (боевых припасов, взрывчатых веществ) либо неисправного или учебного оружия, которое виновный имел намерение и реальную возможность привести в пригодное состояние.

Если виновный похитил не пригодное к использованию оружие (боевые припасы, взрывчатые вещества) и заблуждался при этом относительно его качества, считая, что оно исправно, содеянное следует квалифицировать как покушение на хищение оружия.

5. В тех случаях, когда похищены составные части и детали огнестрельного оружия, представляющие необходимый комплект для сборки пригодного к использованию оружия, содеянное надлежит квалифицировать по ст.218_1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

Хищение составных частей и отдельных деталей огнестрельного оружия и последующее изготовление недостающих деталей, необходимых для сборки годного к стрельбе оружия, следует квалифицировать как совокупность хищения иного государственного или общественного имущества и незаконного изготовления оружия.

Хранение отдельных деталей, при отсутствии данных, свидетельствующих об умысле виновного использовать их для изготовления оружия, не образует состава преступления.

6. Изготовлением оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, влекущим уголовную ответственность следует признавать их создание или восстановление утраченных поражающих свойств, а также переделку каких-либо предметов (например, ракетниц, стартовых и строительных пистолетов, предметов бытового назначения), в результате которой они приобрели свойства огнестрельного либо холодного оружия.

7. В тех случаях, когда для решения вопроса о том, являются ли оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами предметы, которые виновный похитил, незаконно носил, хранил, приобрел, изготовил или сбыл, требуются специальные познания, судам необходимо назначать экспертизу.

8. По смыслу закона под хищением оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ следует понимать противоправное завладение ими любым способом с намерением виновного присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом, когда это создало угрозу общественной безопасности.

9. Уголовная ответственность по ст.218_1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик наступает в случаях хищения огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ как из государственных учреждений или общественных организаций, так и у отдельных граждан, владевших ими правомерно либо незаконно.

10. Хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ признается повторным, если ему предшествовало хищение, ответственность за которое предусмотрена ст.218_1 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, независимо от того, было ли лицо за это осуждено.

Ранее совершенное хищение другого имущества не образует признака повторности, предусмотренного ст.218_1 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, если иное не установлено законодательством союзной республики.

11. Предусмотренным ст.218_1 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик квалифицирующим признаком хищением оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, выданных для служебного пользования - следует считать хищение их лицом, которому они выданы персонально и на определенное время для выполнения специальных обязанностей (часовым, постовым милиционером, вахтером или инкассатором во время исполнения ими служебных обязанностей и т.п.).

Под квалифицирующим признаком - хищением оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, вверенных под охрану, надлежит понимать хищение их со склада или из другого места хранения не только лицом, выполняющим охранно-сторожевые функции, но также должностным и материально-ответственным лицом, в ведении которого они находились в силу служебного положения.

12. Хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ путем разбойного нападения следует считать оконченным с момента нападения с целью завладения виновным этими предметами, соединенного с насилием, опасным для жизни и здоровья потерпевшего, или с угрозой применения такого насилия.

13. При разграничении составов преступлений,предусмотренных ч.1 ст.218 и ст.217 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, судам следует иметь в виду, что субъектом преступления, предусмотренного ст.217 УК РСФСР, могут быть лишь лица, которым взрывчатые вещества были вверены по службе.

14. Учитывая, что незаконное ношение, хранение или сбыт огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ являются самостоятельными преступлениями, хищение перечисленных предметов и их последующее ношение, хранение или сбыт образуют реальную совокупность преступлений, предусмотренных ст.218_1 и ч.1 ст.218 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик.

15. В случаях хищения огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, а также их ношения, хранения, приобретения и изготовления с целью совершения другого преступления содеянное должно квалифицироваться как совокупность оконченного хищения оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ либо незаконного их ношения, хранения, приобретения или изготовления и приготовления к совершению иного преступления.

16. Небрежное хранение огнестрельного оружия, находящегося у виновного незаконно, если это повлекло его использование другим лицом с наступлением тяжких последствий, охватывается признаками ч.1 ст.218 УК РСФСР и дополнительной квалификации по ст.219 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик не требует.

17. По смыслу ст.1 указа Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1974 г. "Об ответственности за незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление и сбыт огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ" в случае добровольной сдачи огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ от уголовной ответственности освобождаются лица, которые хранили их без соответствующего разрешения, а также незаконно приобрели, изготовили или носили.

18. Верховным судам союзным и автономных республик, областным, краевым и окружным судам, военным трибуналам округов, групп войск и флотов при рассмотрении дел в кассационном порядке и в порядке судебного надзора усилить внимание к соблюдению законности и обоснованности разрешения дел указанных категорий и принимать необходимые меры к своевременному исправлению ошибок, допускаемых судами первой инстанции.

Председатель Верховного
Суда СССР                                                  Л.Смирнов

Секретарь Пленума
Верховного Суда СССР                                        А.Ефанов



Текст документа сверен по:
"Бюллетень Верховного Суда СССР"
N 5, 1974 год