Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О приватизации государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества в Российской Федерации

(с изменениями на 5 августа 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 26 апреля 2002 года на основании
Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Федеральным законом от 23 июня 1999 года N 116-ФЗ (Российская газета, N 121, 30.06.99);
     Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 109-ФЗ (Российская газета, N 152, 08.08.2000).
____________________________________________________________________

     

     Принят
Государственной Думой
             24 июня 1997 года

     Одобрен
Советом Федерации
          3 июля 1997 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в Российской Федерации посредством приватизации государственного и муниципального имущества в целях повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса Российской Федерации, осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям.

Глава I. Общие положения

     

Статья 1. Понятие приватизации государственного и
муниципального имущества

Для целей настоящего Федерального закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

     

Статья 2. Законодательство  Российской  Федерации о
приватизации государственного и муниципального
имущества *2)

Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Ограничение сферы действия настоящего
Федерального закона

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

приватизацию имущества Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, находящегося в совместной собственности с физическими и юридическими лицами;

восстановление имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на имущество, которое было национализировано, конфисковано либо другим способом изъято против воли указанных лиц в государственную или муниципальную собственность;

приватизацию земли;

приватизацию природных ресурсов;

приватизацию государственного и муниципального жилищного фонда;

приватизацию государственного резерва;

приватизацию государственной и муниципальной собственности, находящейся за пределами территории Российской Федерации;

приватизацию объектов социального и культурного назначения, а также объектов историко-культурного наследия и природных объектов;

отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

случаи выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам, заключенным Российской Федерацией;

случаи передачи государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям.

Отчуждение указанного в настоящей статье государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков, составляющих единый имущественный комплекс с объектами приватизации, регулируется другими федеральными законами.

     

Статья 4. Государственная программа приватизации
государственного имущества в Российской
Федерации

1. Приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества в Российской Федерации, ограничения при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества в собственность физических и юридических лиц, а также основы приватизации муниципального имущества в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации (далее - программа приватизации). *4.1)

Правительство Российской Федерации ежегодно одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в программу приватизации.

Правительство Российской Федерации ежегодно до 1 апреля текущего года представляет Федеральному Собранию Российской Федерации отчет о реализации программы приватизации за прошедший год.

2. Программа приватизации содержит:

прогноз проведения приватизации государственного имущества в соответствующих отраслях экономики Российской Федерации;

прогноз изменения платежного баланса Российской Федерации вследствие приватизации государственного имущества;

прогноз увеличения внутренних и внешних инвестиций в экономику Российской Федерации вследствие приватизации государственного имущества;

требования к программам приватизации субъектов Российской Федерации в области обеспечения определенных в настоящем Федеральном законе целей и способов приватизации государственного имущества;

порядок выбора способов приватизации государственного имущества и принятия решений о его приватизации, условия закрепления акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ соответственно в государственной и муниципальной собственности, а также порядок принятия решений об использовании в отношении созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ специального права на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции");

порядок оценки стоимости приватизируемого государственного имущества;

определение льгот работникам государственных и муниципальных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, и порядок предоставления таких льгот;

порядок и нормативы распределения денежных средств, полученных в результате приватизации федерального имущества.

3. Государственное имущество классифицируется в программе приватизации следующим образом:

имущество, приватизация которого запрещена;

имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления;

имущество, которое приватизируется с установлением запрета на участие в его приватизации иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц;

имущество, которое приватизируется на основании решения Правительства Российской Федерации;

имущество, которое приватизируется на основании решения федерального органа исполнительной власти, в компетенции которого находятся полномочия на осуществление функций управления и распоряжения государственным имуществом (далее - федеральный орган по управлению государственным имуществом), по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия на координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики (далее - соответствующие федеральные органы).

Программа приватизации содержит прогнозный перечень государственных унитарных предприятий, которые подлежат преобразованию в открытые акционерные общества, а также прогнозный перечень открытых акционерных обществ, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, предполагается продать, обоснование выбора указанных предприятий и открытых акционерных обществ, предполагаемые способы и сроки их приватизации, предполагаемые ограничения при их приватизации, размеры подлежащих продаже пакетов акций открытых акционерных обществ и прогноз начальной цены таких пакетов акций. В указанные перечни включаются государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, балансовая стоимость основных фондов которых на дату включения в программу приватизации превышает пять миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Также в указанные перечни включаются открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации и производящие продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства. Продажа не включенных в указанные перечни акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, не допускается. *4.3.2)

В прогнозные перечни, в частности, включаются:

открытые акционерные общества, при продаже акций которых Правительство Российской Федерации приняло решение о закреплении таких акций в федеральной собственности или об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении указанными открытыми акционерными обществами ("золотой акции");

открытые акционерные общества, в отношении акций которых, находящихся в федеральной собственности, в следующем году предполагается принять решение о прекращении их закрепления с указанием способа распоряжения ими: частичная или полная продажа таких акций, полная их продажа с использованием в отношении указанных открытых акционерных обществ специального права на участие Российской Федерации в управлении указанными открытыми акционерными обществами ("золотой акции");

открытые акционерные общества, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, подлежат передаче в качестве вклада Российской Федерации в уставные капиталы хозяйственных обществ;

открытые акционерные общества, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, могут быть отчуждены владельцам государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

В программе приватизации содержатся данные о государственных унитарных предприятиях, приватизация которых может быть осуществлена посредством передачи государственного имущества в аренду работникам указанных предприятий с правом его выкупа в порядке, установленном пунктом 8 статьи 20 настоящего Федерального закона.

В программе приватизации могут содержаться перечни видов государственного имущества, при приватизации которого устанавливаются льготы отдельным категориям граждан Российской Федерации.

4. Ограничения, установленные законодательством Российской Федерации о приватизации на оборот отдельных видов государственного имущества, сохраняют свою силу при всех последующих сделках с указанным имуществом.

5. Федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также решения органов местного самоуправления не могут противоречить настоящему Федеральному закону и программе приватизации.

Статья 5. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
 или муниципальных образований в отношении отдельных
открытых акционерных обществ

1. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации соответственно Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решений о продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ могут принимать решения об использовании в отношении указанных открытых акционерных обществ специального права на участие соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в управлении указанными открытыми акционерными обществами (далее - специальное право ("золотая акция").

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, принявшие решение об использовании специального права ("золотой акции"), назначают соответственно представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытого акционерного общества. *5.1.2)

Открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований имеют право на участие в общем собрании акционеров, а также имеют право вето при принятии общим собранием акционеров решения:

о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;

о реорганизации открытого акционерного общества;

о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;

о заключении указанных в главах X и XI Федерального закона "Об акционерных обществах" крупных сделок и сделок открытого акционерного общества, в совершении которых имеется заинтересованность.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований имеют право доступа ко всем документам открытого акционерного общества и несут ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайны.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований имеют право получать у держателя реестра ценных бумаг открытого акционерного общества данные об имени (наименовании) зарегистрированных в указанном реестре владельцев ценных бумаг открытого акционерного общества, количестве, категории (типе) и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований вправе обратиться в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) открытого акционерного общества, единоличному исполнительному органу открытого акционерного общества (директору, генеральному директору), члену коллегиального исполнительного органа открытого акционерного общества (правления, дирекции), а равно к управляющей организации (управляющему) о возмещении в соответствии с пунктом 2 статьи 71 Федерального закона "Об акционерных обществах" убытков.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований являются членами совета директоров (наблюдательного совета) открытого акционерного общества. Места представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в совете директоров (наблюдательном совете) не учитываются при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета). Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований - члены совета директоров (наблюдательного совета) - имеют права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Решения о прекращении действия специального права ("золотой акции") принимают Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, принявшие решения об использовании специального права ("золотой акции"). Специальное право ("золотая акция") действует до принятия решения о его прекращении.

3. Одновременное закрепление в государственной или муниципальной собственности акций открытого акционерного общества и использование в отношении его специального права ("золотой акции") не допускаются.

4. Специальное право ("золотая акция") не подлежит замене на акции открытого акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании указанного права.

5. Представителями Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут назначаться соответственно государственные и муниципальные служащие, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»