ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

ПРИКАЗ

от 14 июля 1997 года N 17-45


Об утверждении рекомендаций по организации финансового
и бухгалтерского учета для товариществ
собственников жилья

В целях реализации положений Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425, и во исполнение Программы действий Госстроя России на 1997 год

приказываю:

1. Утвердить Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья.

2. Департаменту ЖКХ (В.В.Авдеев), Департаменту жилищной политики (Н.А.Быков) оказывать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в вопросах применения Рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра А.Ш.Шамузафарова.

Председатель
Госстроя России                                              Е.Басин

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Госстроя России
от 14.07.97 N 17-45

ОДОБРЕНЫ
письмом Минфина России
от 14.04.97 N 16-00-16-74

РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации финансового и бухгалтерского учета
для товариществ собственников жилья


1. Общие положения

1.1. Особенности бухгалтерского учета в товариществах собственников жилья (в дальнейшем Товарищества) непосредственно связаны с правовым статусом Товарищества. Товарищество собственников жилья по своей организационно-правовой форме является некоммерческой организацией. Данное положение установлено Федеральным законом от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья". Домовладельцы создают Товарищество для согласования порядка реализации своих прав по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом в кондоминиуме (ст.24).

1.2. Статус Товарищества как некоммерческой организации необходимо учесть при регистрации Товарищества. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, т.е. они могут осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Некоммерческие организации не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между своими членами. Гражданский кодекс определяет понятие предпринимательской деятельности как деятельности, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п.1 ст.2).

Таким образом, наличие или отсутствие предпринимательской (хозяйственной) деятельности позволяет разделить все Товарищества как субъектов налогообложения на две группы, в которых будут применяться различные схемы бухгалтерского учета и работники которых будут сдавать различные формы финансовой отчетности.

1.3. При регистрации Товарищества необходимо обратить внимание на то, чтобы Товариществу были правильно присвоены коды Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), поскольку в соответствии с налоговым законодательством существуют особенности ведения бухгалтерского учета в различных отраслях хозяйства. Для использования правил бухгалтерского учета, принятых в жилищно-коммунальном хозяйстве, необходимо, чтобы Товариществу был присвоен код ОКОНХ 90110 "Эксплуатация жилого фонда". Порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве установлен письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 октября 1993 года N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве" (с изменениями от 3 апреля 1996 года).

2. Особенности финансово-хозяйственной
деятельности

2.1. Товарищества ведут свою деятельность за счет средств целевого финансирования, состоящих из целевых взносов членов Товарищества, других целевых средств, а также за счет доходов от предпринимательской деятельности, направляемых на уставные цели.

Для обеспечения эффективного управления и реализации уставных целей необходимо финансовое планирование, которое позволяет рассчитать размер целевых взносов домовладельцев, определить поквартально (помесячно) движение денежных средств.

2.2. Главным элементом финансового планирования является составление годового бюджета Товарищества - сметы доходов и расходов.

Исходными данными при составлении бюджета являются:

бюджет прошлых лет (на 1 - 3 года) и его выполнение;

технические характеристики комплекса недвижимого имущества (площади жилых и нежилых помещений, функциональное назначение нежилых помещений, этажность здания, количество лиц, имеющих право на льготы по оплате жилья, и т.д.);

уровень инфляции;

регулярность поступления бюджетных дотаций на содержание и ремонт жилого фонда и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг;

предполагаемая заработная плата управленческого и обслуживающего персонала;

цены на услуги по управлению и обслуживанию жилого фонда;

остатки финансовых средств с прошлых лет;

остатки материальных ресурсов на содержание и ремонт.

2.3. Расходная часть бюджета Товарищества состоит из следующих видов расходов:

административно-управленческие расходы (заработная плата административно-управленческого персонала с начислениями, накладные и прочие расходы);

техническое обслуживание, содержание и ремонт. Может выполняться на основании договоров подряда на отдельные виды работ, комплексных договоров или хозяйственным способом;

прочие расходы, связанные с содержанием комплекса недвижимого имущества (страхование, налоги);

отчисления в фонды капитального ремонта и др.

2.4. Административно-управленческие расходы могут включать:

фонд оплаты труда с начислениями (взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Фонд занятости, транспортный налог);

содержание конторы правления Товарищества (отопление, горячее и холодное водоснабжение, освещение, оплата телефона и др.);

канцелярские расходы;

обучение управленческого персонала (повышение квалификации, приобретение нормативно-правовых документов и специальной литературы);

содержание оргтехники;

информационные и юридические услуги;

служебные разъезды;

прочие расходы.

2.5. Расходы по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту могут включать:

заработную плату с начислениями обслуживающего персонала;

расходы на инвентарь и материалы;

расходы на дератизацию и дезинфекцию;

расходы на дежурное освещение мест общего пользования;

оплату по договору о техническом обслуживании подрядной организации;

оплату по договорам специализированным подрядным организациям (обслуживание лифтового оборудования, чистка вентиляции, аварийные работы и др.);

оплату по договору на комплексное оказание услуг со службой заказчика;

прочие расходы.

2.6. Доходная часть бюджета может складываться из следующих видов поступлений:

взносов домовладельцев на эксплуатационные расходы, коммунальные услуги;

бюджетные поступления (субсидии на оплату жилья, дотации на содержание и ремонт, компенсация льгот по оплате жилья);

прочие целевые поступления (спонсорские, благотворительные);

доходы от внереализационных операций (арендная плата, доходы по депозитам, ценным бумагам);

доходы от прочей хозяйственной деятельности.

2.7. Расчет размеров платежей домовладельцев производится в следующем порядке:

из суммы годовых расходов Товарищества по всем статьям затрат вычитается сумма доходов от внереализационных операций и от прочей хозяйственной деятельности за вычетом налогов по каждому виду деятельности;

оставшаяся сумма делится на 12 и умножается на процентную долю участия домовладельца.

3. Рабочий план счетов

3.1. Товарищество может самостоятельно приспосабливать отдельные межотраслевые регистры бухгалтерского учета при соблюдении:

единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов;

накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью Товарищества, а также для составления бухгалтерской отчетности.

3.2. Для организации бухгалтерского учета в Товариществе целесообразно использование нижеприведенного рабочего плана счетов.

+-------------------------------------------------------------------+
¦ Наименование разделов ¦ Номер ¦ Номера субсчетов  ¦  Учетные      ¦
¦ и счетов              ¦ счета ¦ и их наименование ¦  регистры,    ¦
¦                       ¦       ¦                   ¦  в которых    ¦
¦                       ¦       ¦                   ¦  отражаются   ¦
¦                       ¦       ¦                   ¦  кредитовые   ¦
¦                       ¦       ¦                   ¦  обороты      ¦
+-------------------------------------------------------------------+
Основные средства и
долгосрочные вложения

Основные средства           01     1. Жилищный фонд  Ведомость N В-1

                                   2. Прочие основные
                                      средства

Износ основных средств      02                       Ведомость N В-1
(кроме жилищного фонда)

Капитальные вложения        08                       Ведомость N В-3

Запасы и затраты

Материалы                   10     1. Материалы      Ведомость N В-2

                                   2. Малоценные  и
                                      быстроизна-
                                      шивающиеся
                                      предметы

Налог  на добавленную       19                       Ведомость N В-2
стоимость

Основное производство       20     1. Содержание     Ведомость N В-3
(некоммерческая                       домового
деятельность)                         хозяйства

                                   2. Капитальный
                                      ремонт
                                      жилищного
                                      фонда

Обслуживающие производства  29     1. Затраты по     Ведомость N В-3
(предпринимательская                  выполняемым
деятельность)                         платным работам

Реализация

Реализация продукции        46     1. Реализация     Ведомость N В-3
(работ, услуг)                        продукции
                                      (работ, услуг)

                                   2. Прочая
                                      реализация

Денежные средства

Касса                       50                        Ведомость N В-4

Расчетный счет              51     1. Счет в банке

                                   2. Денежные
                                      средства
                                      в пути

Специальные счета
в банках                    55     1. Аккредитивы     Ведомость N В-5

                                   2. Чековые
                                      книжки

                                   3. Денежные
                                      документы

Краткосрочные               58                        Ведомость N В-5
финансовые
вложения

Расчеты

Расчеты с                   60                        Ведомость N В-7
поставщиками
и подрядчиками

Расчеты с бюджетом          68     1. Подоходный      Ведомость N В-5
                                      налог

                                   2. Налог на
                                      прибыль

                                   3. НДС

                                   4. Налог на
                                      имущество

Расчеты по социальному      69     1. Расчеты по      Ведомость N В-5
страхованию и                         социальному
обеспечению                           страхованию

                                   2. Расчеты по
                                      пенсионному
                                      обеспечению

                                   3. Расчеты по
                                      медицинскому
                                      страхованию

                                   4. Расчеты по
                                      фонду
                                      занятости

Расчеты с персоналом        70                        Ведомость N В-8
по оплате труда

Расчеты с различными        76     1. Расчеты с       Ведомость N В-5
дебиторами и кредиторами              подотчетными
                                      лицами

                                   2. Расчеты с
                                      членами
                                      Товарищества

                                   3. Расчеты с
                                      арендаторами

                                   4. Расчеты с
                                      прочими
                                      дебиторами и
                                      кредиторами

Финансовые результаты
и использование
прибыли

Прибыли и убытки           80      1. Прибыли         Ведомость N В-4
                                      и убытки
                                      от реализации
                                      отчетного
                                      периода

                                   2. То же от
                                      внереали-
                                      зационных
                                      доходов
                                      и расходов

                                   3. Использование
                                      прибыли

Добавочный                  87     1. Прирост         Ведомость N В-4
капитал                               стоимости
                                      имущества
                                      при переоценке
                                      или переоценка

                                   2. Безвозмездное
                                      получение
                                      ценностей

Нераспределенная            88     1. Отчетного года  Ведомость N В-4
прибыль
(непокрытый                        2. Прошлых лет
убыток)
                                   3. Фонд
                                      накопления

                                   4. Фонд
                                      социальной
                                      сферы

                                   5. Фонд
                                      потребления

Кредиты и финансирование

Кредиты банков и другие     90     1. Кредиты банков  Ведомость N В-5
заемные средства                      краткосрочные

                                   2. Кредиты банков
                                      долгосрочные

                                   3. Прочие
                                      заемные
                                      средства

Целевые финансирование      96     1. Финансирование  Ведомость N В-5
и поступления                         муниципальными
                                      и правительст-
                                      венными
                                      органами

                                   2. Обязательные
                                      взносы членов
                                      Товарищества

                                   3. Дополнительные
                                      взносы членов
                                      Товарищества

                                   4. Целевые сборы
                                      за коммунальные
                                      услуги

Забалансовые счета

Арендованные основные       001
средства

ТМЦ, принятые на            002
ответственное
хранение

Списанная в убыток          007
задолженность
неплатежеспособных
кредиторов

Износ жилищного             014
фонда

Износ объектов              015
внешнего благоустройства

Жилые помещения             020
(квартиры проданные)

Нежилые помещения в         021
жилом доме проданные
--------------------------------------------------------------------

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»