Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 ноября 1997 года N 111-О

Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда
Архангельской области о проверке конституционности положений
статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

                      

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Э.М.Аметистова, Н.Т.Ведерникова, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, В.Д.Зорькина, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, В.И.Олейника, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С.Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Арбитражного суда Архангельской области,

установил:

1. Арбитражный суд Архангельской области обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", предусматривающих бесспорный порядок взыскания с налогоплательщиков - юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли).

Поводом для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации явилось находящееся в производстве Арбитражного суда Архангельской области дело по иску Архангельского инвестиционного коммерческого банка "Архангельскпромстройбанк" к Государственной налоговой инспекции по городу Архангельску о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения от 21 января 1997 года о списании в бесспорном порядке в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" заниженной прибыли за 1995 год и штрафа в размере ста процентов суммы заниженной прибыли - всего 232108300 рублей. Арбитражный суд Архангельской области полагает, что установленный оспариваемой нормой бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций нарушает требования статей 35 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

2. Согласно пункту 3 части первой статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации отказывает в принятии обращения к рассмотрению, если по предмету обращения ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

Вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации положений статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", по существу, разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности подпунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции".

Указанные нормы в части, касающейся санкций, применяемых органами налоговой полиции, носят отсылочный характер, поэтому Конституционный Суд Российской Федерации рассматривал их в системной связи со статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьями 7 (пункты 8 и 9) и 8 Закона РСФСР от 21 марта 1991 года "О Государственной налоговой службе РСФСР", поскольку именно этими статьями предусматривается бесспорный порядок взыскания с юридических лиц недоимок по налогам, сумм штрафов и иных санкций и определяется содержание правомочий органов налоговой полиции по применению санкций. Таким образом, проверке подвергались одновременно нормы трех законов, что подтверждается как мотивировочной, так и резолютивной частью постановления, и потому выводы Конституционного Суда Российской Федерации относительно бесспорного порядка взыскания с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций распространяются и на положения статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положения пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право на основании статей 7 (пункты 8 и 9) и 8 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия. Правовые основания такого решения, приведенные в постановлении, также свидетельствуют о том, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц указанных сумм без их согласия признан неконституционным вне зависимости от того, каким органом - налоговой полицией или налоговой инспекцией принимается решение о производстве взыскания. Данное постановление Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Архангельской области о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

2. Настоящее определение является окончательным и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее определение подлежит опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

   М.В.Баглай

Заместитель Председателя
 Конституционного Суда
Российской Федерации
Т.Г.Морщакова






Текст документа сверен по:
"Собрание законодательства
Российской Федерации",
N 50, 15.12.97