РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О государственном регулировании развития авиации

(с изменениями на 15 октября 2020 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 25 октября 2006 года N 168-ФЗ (Российская газета, N 243, 28.10.2006);

Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ (Российская газета, N 237, 24.10.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 38 Федерального закона от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ);

Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 58-ФЗ (Российская газета, N 96, 07.05.2008);

Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 183-ФЗ (Российская газета, N 163, 26.07.2010);

Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.10.2014, N 0001201410150002) (о порядке вступления в силу см. статью 36 Федерального закона от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 254-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130076);

Федеральным законом от 26 апреля 2016 года N 111-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.04.2016, N 0001201604260051);

Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 312-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2018, N 0001201808030072);

Федеральным законом от 15 октября 2020 года N 334-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.10.2020, N 0001202010150012).     

____________________________________________________________________


Принят
      Государственной Думой

      10 декабря 1997 года

     Одобрен
      Советом Федерации

      24 декабря 1997 года


Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственного регулирования развития авиации в Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

     

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

государственное регулирование развития авиации - система экономического и правового регулирования развития авиации и авиационной деятельности, государственной поддержки и защиты российских разработчиков, производителей, эксплуатантов и собственников авиационной техники;

авиация - государственная авиация (государственная военная авиация и государственная авиация специального назначения), гражданская авиация, экспериментальная авиация, авиационная промышленность, инфраструктура воздушного транспорта, единая система организации воздушного движения и авиационная техника;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 октября 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 183-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 312-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

авиационная деятельность - организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач;

авиационная промышленность - отрасль промышленности, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники;

инфраструктура воздушного транспорта - аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, объекты хранения авиационной техники, центры и оборудование для подготовки летного состава, другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 312-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

авиационная организация, включая авиационное предприятие, - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основной целью деятельности которого являются разработка, производство, испытания, эксплуатация, ремонт и (или) утилизация авиационной техники;

авиационная техника - летательные аппараты, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение, авиационные средства спасания, тренажеры, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства наземного обслуживания летательных аппаратов;

авиационная техника двойного назначения - авиационная техника, которая используется как в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, так и в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;

летательные аппараты - самолеты, вертолеты, авиационные, авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и другие летательные аппараты. Летательные аппараты могут быть военными, специальными, гражданскими и экспериментальными (абзац дополнен с 25 октября 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 183-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

Статья 2. Цели государственного регулирования развития авиации

Целями государственного регулирования развития авиации являются:

содействие экономическому развитию Российской Федерации;

укрепление обороны и обеспечение безопасности Российской Федерации;

развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей;

поддержка и развитие научно-технического потенциала авиации;

удовлетворение нужд физических и юридических лиц в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах и защита их прав на безопасные, качественные и экономичные воздушные перевозки и авиационные работы и услуги;

совершенствование и модернизация авиационной техники и обеспечение ее конкурентоспособности;

обеспечение строительства аэродромов и аэропортов, отвечающих международным стандартам;

создание рынка авиационных работ и услуг;

создание системы лизинга российской гражданской авиационной техники как основы обновления парка летательных аппаратов, создание выгодных экономических условий российским и иностранным юридическим лицам, а также физическим лицам для вложения средств в приобретение указанной авиационной техники;

создание новых рабочих мест.

Статья 3. Основные принципы развития авиации

Основными принципами развития авиации являются:

приоритет развития экономики, укрепления обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации;

программно-целевой подход к развитию государственной, гражданской и экспериментальной авиации, разработке, созданию и производству авиационной техники;

государственный контроль (надзор) за развитием авиации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество Российской Федерации в области развития авиации.

Глава II. Государственное регулирование развития авиации

     

Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации в области развития авиации

Правительство Российской Федерации в целях обеспечения проведения единой государственной политики в области развития авиации:

разрабатывает федеральные целевые программы развития авиации;

реализует меры по развитию авиации в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, реализации внешней и внутренней политики Российской Федерации;

координирует международное сотрудничество Российской Федерации в области развития авиации и осуществляет контроль за разработкой и реализацией международных авиационных проектов с участием Российской Федерации;

утверждает классификацию работ по содержанию и ремонту аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, нормативы финансовых затрат и правила расчета размера бюджетных ассигнований на их капитальный ремонт, а также межремонтные сроки проведения капитального ремонта;

(Абзац дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 254-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 26 октября 2020 года Федеральным законом от 15 октября 2020 года N 334-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

____________________________________________________________________

Абзац пятый предыдущей редакции с 24 июля 2015 года считается абзацем шестым настоящей редакции - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 254-ФЗ.

____________________________________________________________________

осуществляет иные полномочия в области развития авиации, возложенные на него федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области развития авиации

1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области развития авиации определяются и реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

участвуют в реализации государственной политики в области развития авиации в пределах своих полномочий;

разрабатывают предложения о проведении единой государственной политики в области развития авиации;

осуществляют в пределах своих полномочий координацию разработки, производства и испытаний авиационной техники, создания новых авиационных технологий, а также взаимодействие в области развития авиации;

осуществляют управление развитием авиации в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, организуют выполнение работ по созданию авиационной техники;

организуют выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию авиационной техники;

организуют создание и развитие экспериментальной базы авиационной промышленности;

обеспечивают в пределах своих полномочий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализацию международных договоров Российской Федерации, международных авиационных проектов и программ развития авиации, авиационной техники и инфраструктуры воздушного транспорта;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 312-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

организуют сертификацию авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, и объектов инфраструктуры воздушного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 312-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности в области авиации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

осуществляют государственный контроль (надзор) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

участвуют в формировании рынка воздушных перевозок и авиационных работ и услуг;

осуществляют другие полномочия, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 6. Эксплуатация авиационной техники

1. Эксплуатация авиационной техники осуществляется при условии государственной регистрации такой техники и прав на нее в установленном порядке.

2. Авиационная техника, снятая с эксплуатации, подлежит утилизации или может быть реализована образовательным, научным учреждениям, учреждениям культуры и организациям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Сертификация и лицензирование в области развития авиации

1. Юридические лица осуществляют разработку, производство и испытания авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, при наличии соответствующих лицензий, сертификатов и при условии выполнения требований сохранять государственную, служебную и коммерческую тайны в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Обеспечение надежности эксплуатируемой авиационной техники возлагается на ее разработчиков, производителей и эксплуатантов.

Статья 8. Обеспечение безопасности при разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники

1. Мероприятия по контролю за соблюдением требований безопасности при разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции.

(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Обеспечение безопасности при разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники возлагается на авиационные организации, осуществляющие указанные виды работ и услуг.

(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)  

   

Глава III. Особенности экономических отношений в области развития авиации

     

Статья 9. Государственная поддержка развития авиации

Государственная поддержка развития авиации осуществляется путем:

проведения бюджетной политики, обеспечивающей развитие авиации;

предоставления в установленном законом порядке налоговых и иных льгот российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в финансировании фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

предоставления в установленном законом порядке налоговых льгот российским авиационным организациям, приобретающим и эксплуатирующим российскую авиационную технику, в том числе на лизинговой основе;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»